My default image
Бернар Арно и Франсуа Пино: как прирастают винодельческие империи богатейших французов
ГлавнаяВиноРазноеБернар Арно и Франсуа Пино: как прирастают винодельческие империи богатейших французов

Бернар Арно и Франсуа Пино: как прирастают винодельческие империи богатейших французов

Вот уже больше 35 лет Бернар Арно и Франсуа Пино определяют, что такое роскошь в современном мире. И хотя на публике французы дружат, напряжение между их империями лишь нарастает. Cheval Blanc и Château Latour, Clos des Lambrays и Clos de Tart, Dior и Gucci, Fondation Louis Vuitton и Bourse de Commerce – соперничество идет на всех полях, даже благотворительном. Только Пино объявляет, что направит €100 млн на восстановление Нотр-Дама, как Арно повышает ставку вдвое. LVMH против Kering – рассказываем об их битве на поле тяжелого люкса и виноградниках. 

Стартовый капитал

Пино

Родился (в 1936-м) и вырос в бретонской деревушке Треверьен. С детства работал на ферме отца и лесопилке, в 15 лет бросил школу, в 19 на два года отчалил на войну в Алжире, затем женился на дочери основателя реннской компании Gautier Frères, занимавшейся продажей древесины, со временем стал ее владельцем. С Gautier Frères началось развитие Pinault Company. В 1968 году развелся с женой и полностью отрезал ее семью от руководства компанией. 

swn155__Arno Perno__.jpg

Иллюстрация: © Нино Мирзашвили

Арно

Родился (в 1949-м) в городе Рубе у границы с Бельгией, закончил престижную инженерную школу École Polytechnique в Париже и стал работать в семейной строительной компании, которая позже сфокусировалась на продаже недвижимости. Во время первого вояжа в Нью-Йорк у Арно случился судьбоносный разговор с таксистом. Арно спросил у него имя президента Франции, на что тот заявил, что знает только одного знаменитого француза – Кристиана Диора. 

swn155__Arno Perno__2.jpg

Иллюстрация: © Нино Мирзашвили

Пино

В 70-х годах, пока конкуренты покупают лесоматериалы у посредников в порту Сен-Мало, Пино ввозит дерево напрямую из Швеции и Канады. Его доля на рынке быстро растет, конкуренты банкротятся, а Пино скупает их компании за символический франк. Благодаря инсайдерской информации в 1974-м он зарабатывает 10 млн франков на скачке цен на сахар, вложив 300 тыс. Через 10 лет продает свой бизнес за 25 млн франков, а через два года выкупает его обратно за 5 млн, когда резко упали цены на древесину. «У него сверхъестественное чувство момента. Его деловая хватка – настоящая поэзия», – говорил The Guardian советник Пино, экономист Ален Минк. «Он всегда на краю обрыва, потому что прибыль там самая высокая», – описывал бизнесмена в беседе с Bloomberg юрист Доминик Шмидт. «Думай как стратег, действуй как дикарь», – этой строкой поэта Рене Шара сам Пино определил свою бизнес-философию.

Арно

В 1984-м французское правительство ищет нового инвестора для обанкротившейся текстильной группы Boussac Saint-Frères, которая владеет домом моды Christian Dior. Арно помнит разговор с таксистом, к тому же его мама обожает этот бренд – он выкупает компанию за символический франк и вытаскивает ее из кризисной ямы.

Изначально он обещает сохранить рабочие места, но в итоге увольняет 9000 рабочих и продает большую часть активов группы за $500 млн, накапливая средства на дальнейшее расширение. Журналисты прозывают Арно «волком в кашемире».

Фото: © La Galerie Dior

Фото: © La Galerie Dior

Выход в люкс

Пино

Нарастив вес на спекулятивных сделках и скупке компаний-банкротов, Пино выходит в ритейл, купив в 1991 году магазины мебели Conforama, а затем сеть универмагов Printemps (это первое столкновение с Арно, уже владеющим Le Bon Marché) и сеть книжных и музыкальных магазинов Fnac. Для управления ритейл-активами Пино создает холдинг Artémis, названный в честь греческой богини охоты Артемиды. В 1994-м после покупки сервиса доставки товаров по каталогам La Redoute меняет название на Pinault-Printemps-Redoute (PPR) – она и станет одним из двух главных игроков на мировом рынке люксовых товаров.

Арно

В 1984 году Арно покупает исторический парижский универмаг Le Bon Marché, а еще через пару лет – дома Céline и Givenchy. В то же время компания Louis Vuitton, которой тогда принадлежал бренд товаров из кожи, шампанские дома Veuve Clicquot, Henriot и Canard-Duchêne, и холдинг Moët Hennessy объявили о слиянии – так появилась группа LVMH. Арно постепенно скупает ее акции, к 1989 году у него уже 43,5% LVMH, тогда же его единогласно избирают председателем правления. Арно сближается с главой LV, помогает ему свергнуть с поста главу алкогольного направления Moët Hennessy, а потом избавляется и от того. К 1990 году с поддержкой инвестбанка Lazard Frères он получает контроль над холдингом.

Фото: © LVMH

Фото: © LVMH

Fashion-дуэли

В 90-е Арно активно пополняет свою империю ведущими европейскими модными и парфюмерными домами, часовыми и ювелирными брендами. В январе 1999 года он подступил к флорентийскому дому Gucci. LVMH принадлежат 5% акций Gucci Group, но до сего момента это была пассивная инвестиция без недружественных намерений. Однако Арно, купив 9,5% акций Gucci у президента Prada Патрицио Бертелли, становится крупнейшим индивидуальным акционером Gucci. Вскоре он увеличивает пакет до 26,7% и просит три места в совете директоров компании. К концу месяца у него уже 34,4%. Гендиректор Gucci Доменико Де Соле, опасаясь поглощения, наносит ответный удар – инициирует процесс приобретения акций сотрудниками компании. Так возникает новый пакет в 42%, который стремится выкупить Арно, но 19 марта Gucci объявляют, что продают его Франсуа Пино за $2,9 млрд. Арно пытается судиться, но безуспешно. Пино выкупает его долю и вскоре доводит свой пакет в Gucci до контрольного, потратив в сумме порядка €4,6 млрд. «Он приходил ко мне в дом со своей женой. Моя жена сидела рядом с ним на свадьбе его сына», – сокрушался Арно позже в разговоре с WWD. Пино же в ответ: «А что, я должен был позвонить ему по телефону и сказать: “Шер ами, я краду у тебя Gucci”?»

Фото: © Dima Pechurin/Unsplash

Фото: © Dima Pechurin/Unsplash

Первое поражение Арно отыгрывает покупкой в 2000-м другого флорентийского бренда – Pucci. Спустя год он получает контроль над римским домом Fendi, делая его одним из самых желанных it-брендов и реальным конкурентом Gucci. Пино отвечает покупкой Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen и Stella McCartney. Арно же пытается хитростью прибрать к рукам один из последних модных домов, остающихся в семейном владении.

В 2010-х годах он анонимно скупает акции Hermès, но владельцы разоблачают его, подают в суд и одерживают победу – глава LVMH вынужден продать свою долю.

Любая волна хайпа постепенно сходит на нет, иногда – из-за обстоятельств непреодолимой силы. В ноябре 2021 года, вскоре после того, как LVMH покупает контрольный пакет Off-White, становится известно о смерти Абло – перспективы бренда туманны до сих пор. У Пино проблемы возникают к концу 2022 года, после провокационной рекламной кампании Balenciaga.

В конце 2010-х два конгломерата соперничают на волнах хайпа. Gucci и Balenciaga переживают ренессанс с назначением новых креативных директоров Алессандро Микеле и Демны Гвасалии в 2015 году. Они вводят в моду агендерность и эклектичность, иронически переосмыслив эстетику 70-х и 90-х, что делает эти два бренда самыми обсуждаемыми и востребованными на рынке.

LVMH тем временем выстреливают за счет гуру уличной моды Вирджила Абло, который в 2018-м возглавляет мужское направление Louis Vuitton и параллельно развивает свой модный дом Off-White (Арно покупает 60% этого невероятно популярного среди миллениалов бренда). Однако любая волна хайпа постепенно сходит на нет, иногда – из-за обстоятельств непреодолимой силы.

В ноябре 2021 года, вскоре после того, как LVMH покупает контрольный пакет Off-White, становится известно о смерти Абло – перспективы бренда туманны до сих пор.

Фото: © Cody Gallo/Unsplash

Фото: © Cody Gallo/Unsplash

У Пино проблемы возникают к концу 2022 года, после провокационной рекламной кампании Balenciaga, из-за которой бренд обвинили в педофилии. Несмотря на извинения Гвасалии, от сотрудничества с ним стали отказываться даже такие преданные амбассадоры, как Ким Кардашьян. Тем временем креативный директор Gucci Алессандро Микеле в конце 2022-го покидает модный дом – бренд отходит от погони за хайпом, но останутся ли его вещи самыми желанными для героинь светской хроники, уже не совсем ясно.

Еще один важный актив Пино – аукционный дом Christie’s, купленный им в 1998 году за $1,2 млрд. Арно в ответ попытался купить Sotheby’s, но безуспешно.

Сейчас у LVMH дела обстоят гораздо лучше. В октябре дом Fendi громко праздновал 25-летие своей сумки модели «багет» – показ в Нью-Йорке был отмечен возвращением на подиумы Линды Евангелисты. В декабре Бернар Арно обгоняет Илона Маска в рейтинге Forbes, став самым богатым человеком на планете, а в центре внимания модного глянца оказывается новая коллаборация LV с японской художницей Яеи Кусамой.

«Мы еще маленькие. Мы только начинаем», – заявляет Арно в интервью FT в 2019 году. Сейчас ему 73 года, но передавать управление кораблем он пока не планирует – недавно продлил себе полномочия до 80 лет. А вообще, наиболее вероятной преемницей называют его дочь Дельфин (с января 2023 года стала главой Christian Dior), но не исключено, что штурвал достанется старшему сыну Антуану. И тогда грядет российское вмешательство! Ведь первой леди LVMH станет его супруга, русская супермодель Наталья Водянова.

Наталья Водянова и Антуан Арно. Фото: © AFP/East News

Наталья Водянова и Антуан Арно. Фото: © AFP/East News

Как прирастали империи

Приобретения по десятилетиям

Франсуа Пино (86)

Основатель Pinault Collection, Kering, Groupe Artémis
$37,2млрд / № 31 в мире по данным Forbes на январь 2023

1990-е:

  • Château Latour (1993)
  • Le Point (1997)
  • Christie’s, Stade Rennais Football Club (1998)
  • Gucci, Boucheron, издательский дом Tallandier, Yves Saint Laurent (все – 1999)
Château Latour. Фото: © Архив SWN

Château Latour. Фото: © Архив SWN

2000-е:

  • Boucheron (2000)
  • Bottega Veneta (2001)
  • Stella McCartney (2001, но продано в 2019 году)
  • Balenciaga, Alexander McQueen (2001)
  • Palazzo Grassi (2005)
  • Domaine d’Eugénie (2006)
  • Puma (2007)
  • Punta della Dogana (аренда на 30 лет: 2007 год)
  • девелопер Red River Holding (2008)
Domaine d’Eugénie. Фото: © Андрей Ковалев

Domaine d’Eugénie. Фото: © Андрей Ковалев

2010-е:

  • агентства недвижимости Capi France и OptimHome, Château Grillet (2011)
  • Brioni (2012)
  • ювелирные дома Qeelin, Pomellato и DoDo, Eisele Vineyard, Altuzarra (2013)
  • Château Siaurac, Courrèges (2014)
  • круизный оператор Ponant (2015)
  • Giambattista Valli (2017)
  • Clos de Tart, Point de Vue (2018)

2020-е:

  • Linberg (2021)
  • Maui Jim (2022)
  • Jacquesson, Henriot, Bouchard Père & Fils, William Fèvre, Beaux Frères (2022)

Clos de Tart. Фото: © Clos de Tart

Фото: © William Fèvre

Бернар Арно (73)

Основатель и президент LVMH
$199,6 млрд / № 1 в мире по данным Forbes на январь 2023

1980-е:

  • Dior (1984)
  • Louis Vuitton, Dom Pérignon, Moët et Chandon, Veuve Clicquot, Mercier, Ruinart, Chandon Argentina / Brasil / Australia (все – 1987)
  • Givenchy (1988)
Фото: © Ruinart

Фото: © Ruinart

1990-е:

  • Cloudy Bay, Cape Mentelle, Newton Vineyard (1990)
  • Berluti, Investir, Kenzo (все – 1993)
  • Guerlain (1994)
  • Fred (1995)
  • Loewe, Céline, Duty-Free Stores (1996)
  • Marc Jacobs, Sephora (1997)
  • Cheval Blanc (1998)
  • Terrazas de los Andes, Cheval des Andes, Krug, Château d’Yquem, Benefit, Chaumet, Thomas Pink, Tag Heuer, Zenith (все – 1999)
 Château Cheval Blanc. Фото: © Château Cheval Blanc

Château Cheval Blanc. Фото: © Château Cheval Blanc

2000-е:

  • Emilio Pucci, Rossimoda (2000)
  • Fendi, торговый центр La Samaritaine (2001)
  • Cheval Blanc California (2006)
  • Les Echos, Radio Classique (2007)
  • Princess Yachts, Hublot, Bodega Numanthia (2008)
Bodega Numanthia. Фото: © Gilles de Beauchêne/Bodega Numanthia

Bodega Numanthia. Фото: © Gilles de Beauchêne/Bodega Numanthia

2010-е:

  • Moynat (2010)
  • Bulgari (2011)
  • Loro Piana, Chandon China, Ao Yun (2013)
  • Fondation Louis Vuitton, Clos des Lambrays, Chandon India (2014)
  • Le Parisien (2015)
  • Rimowa (2016)
  • отели Cipriani в Венеции и Copacabana Palace в Рио-де-Жанейро и поезда Orient Express (2018)
  • Fenty, Repossi, Château Galoupet, Château d’Esclans (все – 2019)

2020-е:

  • Tiffany & Co., Off-White, Armand de Brignac (2021)
  • Joseph Phelps (2022)

Joseph Phelps. Фото: © LVMH

Clos des Lambrays. Фото: © LVMH

Наследники Франсуа Пино

  • Франсуа-Анри Пино (60), глава Kering. Женат на актрисе Сальме Хайек
  • Лоренс Пино (61) не задействован в семейном бизнесе
  • Доминик Пино (59) не задействован в семейном бизнесе
Франсуа-Анри Пино и Сальма Хайек. Фото: © AFP/East News

Франсуа-Анри Пино и Сальма Хайек. Фото: © AFP/East News

Наследники Бернара Арно

пятеро детей, и все они в настоящее время работают в LVMH или в одном из ее брендов

  • Антуан Арно (45), вице-президент и CEO холдинга Christian Dior SE, исполнительный директор Berluti, президент Loro Piana. Женат на супермодели Наталье Водяновой
  • Дельфин Арно (47), заместитель гендиректора Louis Vuitton. СМИ называют ее вероятной преемницей
  • Александр Арно (30), вице-президент Tiffany & Co.
  • Фредерик Арно (28), генеральный директор TAG Heuer
  • Жан Арно (25), директор по маркетингу и развитию часового направления Louis Vuitton
Фото: © AFP/East News

Фото: © AFP/East News

Арт-схватка

Пино

В 2005 году 69-летний Пино передает оперативное управление бизнесом сыну, Франсуа-Анри, а сам фокусируется на своей коллекции современного искусства, начавшейся в 1972 году с картины Поля Серюзье Cour de ferme en Bretagne конца XIX века: женщина, изображенная в антураже бретонской фермы, напомнила Пино бабушку. «Я видел кое-какие предметы искусства в церквях, но до 30 лет не переступал порога музея», – говорил он FT.

Идя по хронологии развития истории искусств, Пино скупает работы импрессионистов, переходит к кубистам и сюрреалистам, после интересуется абстракцией (своим рубежным приобретением он считает работу Пита Мондриана Tableau Losangique II, купленную в 1990 году за €8,8 млн) и в итоге доходит до контемпорари, дополняя палитру форматов видео- и аудиоработами, инсталляциями, перформансами. Его главный консультант – бывший министр культуры Франции Жан-Жак Айагон.

Его коллекция сейчас насчитывает более 10 тыс. произведений искусства порядка 400 художников, среди которых Дэмиен Хёрст, Джефф Кунс, Чарльз Рэй, Марлен Дюма, Сай Твомбли и Синди Шерман.

Пино долго ищет хаб для всего этого добра. Сначала хочет построить музей на острове Сеген в Париже, но не добивается разрешения. Затем в его распоряжении оказываются венецианские Palazzo Grassi и Punta della Dogana, которые для него модернизирует японский архитектор Тадао Андо. Он временно размещает коллекцию там и параллельно ищет для нее парижскую резиденцию. Наконец, в 2016 году он получает «ок» от местных властей на долгосрочную аренду Bourse de Commerce – бывшее здание торговой биржи преобразовывает тот же Андо, новая сокровищница Пино открывает двери для посетителей в 2021 году. Купол, уцелевший с XVIII века, старинные фрески, цилиндр с 10 выставочными галереями, ресторан с мишленовским шефом – это не только важное жизненное достижение бизнесмена, но и вклад в возрождение парижской арт-сцены, которую стали обгонять Нью-Йорк, Лондон и Берлин.

Фото: © Hemis/East News

Фото: © Hemis/East News

Франсуа Пино о том, как он выбирает работы для своей коллекции: «Я испытываю сильные эмоции, что-то захватывает меня, взывает к себе, когда я действительно поражен произведением искусства. Я часто ошеломлен интенсивностью этой энергии и чувствую себя в ловушке, потому что говорю себе, что не могу позволить этой работе уйти из моих рук. Затем я приступаю к процессу ее интеграции в коллекцию, чтобы другие также могли увидеть ее, в надежде, что они испытают те же эмоции, что и я. Искусство – лучшее лекарство».

Арно

Бернар Арно с детства живет в музеях – любовь к искусству ему привила мама. Его коллекция берет начало в 1980-х годах, с купленной на аукционе в Нью-Йорке работы Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс». Далее арт-портфель пополняется работами Пикассо, Ива Кляйна, Альберто Джакометти, Марка Ротко, Энди Уорхола, Жан-Мишеля Баскии, Дэмиена Хёрста, Джеффа Кунса, Марины Абрамович и Такаси Мураками.

С 1990-х с Арно работает Жан-Поль Клавери, бывший советником министра культуры Франции. Собственный музей Fondation Louis Vuitton Арно открыл в 2014 году – здание, спроектированное Фрэнком Гери, быстро стало одной из главных точек притяжения Парижа. По договору с мэрией в 2069 году FLV перейдет в собственность города. Помимо экспозиции собственной коллекции, музей проводит коллаборации с зарубежными институциями – все рекорды по посещаемости за последние годы побили выставки коллекций русских меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Сейчас в работе новый проект – Maison LVMH, который архитекторы Фрэнк Гери и Томас Дюбюиссон создают на базе бывшего Музея народных искусств в сердце Булонского леса. Выставочное пространство, концертный зал, студии художников – с фокусом на декоративно-прикладное искусство.

Fondation Louis Vuitton. Фото: © LVMH

La Maison LVMH. Фото: © LVMH

Состязание на виноградниках

Арно

Арно стартовал с шампанского карт-бланша – в 1987 году с покупкой LVMH он стал владельцем шампанских домов Moët et Chandon, Dom Pérignon, Veuve Clicquot, Ruinart, Mercier, Henriot (однако в 1994 году Жозеф Энрио выкупил семейное хозяйство), Canard-Duchêne (продано в 2003-м), а также «новосветский» бренд Chandon (первая винодельня открылась в 1959 году в Аргентине, далее в 1973 году в США и Бразилии и в 1986-м в Австралии).

В 2021 году из 322 млн произведенных бутылок шампанского 66,8 млн пришлось на бренды группы LVMH. Один только Moët & Chandon выдает около 30 млн бутылок в год с фокусом на базовом кюве Moët Impérial, что близко к 10% общего объема производства Шампани. Площадь собственных виноградников негоцианта превысила 1000 га. Поскольку аудитория требует устойчивых практик, они активно внедряются на виноградниках. В 2021 году дом открыл исследовательский центр Robert-Jean de Vogüé, где изучают климатические вызовы и разрабатывают устойчивые методы виноделия.

Dom Pérignon, бывшее кюве-де-престиж Moët et Chandon, давно позиционируется как отдельный бренд с 5 млн бутылок ежегодно. И у него есть свое топовое кюве – Plénitude 2, последний, 2004-й, винтаж которого зрел на осадке 18 лет. «Периньон» активно бьется в ставни к миллениалам, заманивая их коллаборациями с художниками Михаэлем Риделем, Джеффом Кунсом и певицей Леди Гагой.

В тонусе аудиторию держит также оранжевая этикетка кюве Extra Brut Extra Old 2 и работа с японской художницей Яеи Кусамой, которая стилизовала последний релиз La Grande Dame от Veuve Clicquot. 

Фото: ©

Фото: © Veuve Clicquot

Даже в Ruinart, сдержанном и элегантном старейшем шампанском доме, понимают, что без креатива можно легко вылететь из ротации. Посему в 2021 году все кюве дома облачились в белоснежный чехол из вторсырья, отсылающий к меловым почвам и экологичным практикам.

Международную винную экспансию Арно начинает в 1990 году с новозеландского Cloudy Bay, одного из первых хозяйств в Мальборо, сыгравших значительную роль в популяризации совиньона блан из Новой Зеландии на мировой арене. Затем следуют австралийский Cape Mentelle и калифорнийский Newton Vineyard, где создают выдающиеся каберне совиньоны, в том числе с отдельных виноградников.

Newton Vineyard. Фото: © Newton Vineyard

Newton Vineyard. Фото: © Newton Vineyard

Далее Арно объединяет усилия со своим другом, бельгийским миллиардером Альбером Фрером и в 1998 году покупает легендарное Château Cheval Blanc в Сент-Эмильоне, собрав доли 40 совладельцев. Оставляет ту же команду во главе с Пьером Люртоном и дает им безграничные возможности для развития. В 2011-м было открыто новое здание винодельни в форме двух бетонных волн, вырывающихся из фасада исторического шато. Сад на крыше, разбитый архитектором Кристианом де Портзампарком, удачно вписывается в сельский антураж окружающих шато виноградников.

Самым жирным на покупки оказывается 1999 год, когда Арно получает контроль над легендарным Château d’Yquem. Граф Александр де Люр-Салюс, семья которого управляла хозяйством около 400 лет, изначально был против сделки, опасаясь, что с приходом LVMH вино потеряет в качестве, а бренд Yquem начнет использоваться в других товарных категориях. Он три года судился с родственниками, которые хотели продать Арно свои доли, но в итоге смирился. Миллиардер пообещал уважать традиции хозяйства. Сделку обмыли в замке Yquem 1899 года. Приход Арно пошел на пользу великому сотерну – из вина, которым все восхищались, но мало кто пил, он вернулся в топ самых востребованных на рынке.

И здесь стараются отвечать на современные вызовы – так, в мае 2021 года в LVMH заявили, что Château d’Yquem вскоре полностью переведут на биодинамику: пока идет эксперимент, однако весьма масштабный, сразу на 50 га виноградников.

Пьер Люртон. Фото: © Архив SWN

Пьер Люртон. Фото: © Архив SWN

Внук Франсуа Люртона, основателя огромной династии (ее отпрыскам принадлежат десятки шато), Пьер Люртон стал управляющим Château Cheval Blanc в 1991 году. После покупки шато в 1998 году Бернаром Арно и Альбером Фрером он остался на своем посту, а с 2004-го занимается и Château d’Yquem. В 2006 году он говорил в интервью SWN: «Бернар Арно встретился со мной после приобретения шато и просто сказал: “Я в вине не понимаю. Вы понимаете. Делайте лучшее, на что способны”. Как минимум раз в неделю он мне звонит, и я даю подробнейший отчет обо всем, что связано с обоими шато: виноградники, погреба, продажи. У нас выстроились доверительные отношения, и ему совершенно не нужно приезжать в шато часто, обычно он это делает во время важных визитов – Путин, принц Чарльз (ныне Карл III. – Прим. ред.)... Зато я могу в любое время набрать его номер, и он мне перезванивает через несколько минут».

В том же 1999-м группа LVMH пополняется шампанским домом Krug, основанным в 1843 году. Он принадлежал компании Rémy Cointreau, но та столкнулась с финансовыми проблемами из-за резкого падения продаж коньяка и решила распрощаться с Krug, чтобы погасить долги. Так Арно достаются 20 га виноградников, в том числе легендарные Clos du Mesnil и Clos d’Ambonnay. Это одни из самых желанных вин среди любителей Шампани – хотя градус интереса и так органично растет, дом катализирует рост коллаборациями. Последняя – с японским композитором, лауреатом премии «Оскар» Рюити Сакамото. Он создал симфонию, каждая из трех частей которой вдохновлена одним из кюве Krug. Далее аргентинский портфель LVMH расширяется запуском проектов Terrazas de los Andes и Cheval des Andes в партнерстве с Château Cheval Blanc – вторая винодельня выпускает одно вино, ассамбляж мальбека, каберне совиньона и пти вердо. Его последние вышедшие урожаи, 2018 и 2019, получили по 98 баллов от Wine Advocate.

Следующий рывок – спустя девять лет. В 2008 году Арно покупает хозяйство Bodega Numanthia со 140-летними лозами в испанском Торо, чье флагманское темпранильо Termanthia Нил Мартин назвал одним из лучших вин региона.

Bodega Numanthia. Фото: © Gilles de Beauchêne/LVMH

Bodega Numanthia. Фото: © Gilles de Beauchêne/LVMH

2013 год для LVMH знаменуется запуском проекта игристых вин Chandon в регионе Нинся в Китае, с виноградниками у подножия гор Хелан, а также винодельни Ao Yun в провинции Юньнань, в предгорьях Гималаев. Бордобленд Ao Yun c 314 участков, расположенных на высотах 2200-2600 м (отсюда «полет над облаками» в названии и кислородные баллоны, которые на всякий пожарный берутся с собой в поездку на виноградники), получил 95 баллов от Wine Advocate за урожай 2018 года, став самым дорогим вином Китая. Кроме этого кюве хозяйство также стремится собрать коллекцию вин, показывающих разницу между терруарами Юньнаня. В 2022 году вышли три вилляжных вина из деревень Adong, Shuori и Xidang с разным составом почв, климатом, экспозицией и высотой над уровнем моря. Год спустя проект Chandon запускают в Индии. Хотя климат здесь нестандартный, с жарким летом и проливными муссонными дождями, в LVMH докладывают, что нашли в районе Нашика идеальный терруар для игристого. На рынок уходят классический брют с шененом блан в основе и небольшим процентом шардоне и пино нуара, а также розе из 100% шираза.

В 2014 году Арно заходит в Бургундию, покупая Clos des Lambrays, хозяйство в Море-Сен-Дени, владеющее 8,84 га одноименного гран крю. Но Арно – не монопольный владелец кло, ведь 0,18 га принадлежат Domaine Taupenot-Merme, и его совладелец Ромен Топено продавать свою долю не планирует. «Вот если бы Бернар Арно хотел продать нам часть Clos des Lambrays, которую он только что купил, мы были бы готовы его выслушать», – сказал он журналу Wine Spectator.

Спустя пять лет, в 2019 году, Арно начинает покорение Прованса. Его коллекцию пополняют заброшенное Château Galoupet, которое предстоит восстановить, и цветущее Château d’Esclans, к тому моменту уже выпускающее порядка 12 млн бутылок в год и занимающее лидирующую позицию на американском рынке розе из Прованса.

Château d’Esclans. Фото: © Château d’Esclans

Château d’Esclans. Фото: © Château d’Esclans

Последние продвижения – покупка в 2021 году 50% акций шампанского дома Armand de Brignac, основанного рэпером Jay-Z, и укрепление позиций на американском рынке с приобретением в 2022 году культового калифорнийского хозяйства Joseph Phelps – кабсов с вкраплением пти вердо и мальбека Insignia не раз получал сотни от Wine Advocate.

Пино

Винный портфель Пино по объемам выглядит скромнее. Но зато какие имена – ему удалось собрать роскошный фулхаус из великих производителей Бордо, Бургундии, Северной Роны, Шампани и Напы. Все они находятся на балансе Artémis Group – созданного в 1992-м семейного инвестиционного фонда Пино, который уже 30 лет пополняется не только винодельнями, но и другими компаниями из luxury-сегмента.

Началось все с покупки Château Latour в 1993 году с 60 га в Пойяке. С 1998 года хозяйством руководит Фредерик Анжерер, перед которым Пино поставил емкую задачу – faire du très grand vin. В последние годы значительные усилия были вложены в переход на органическое и биодинамическое виноградарство. Бургундия для Пино началась еще в 2006 году с приобретения Domaine René Engel в Вон-Романе, который он переименовал в Domaine d’Eugénie в честь бабушки. Апгрейд хозяйства также возглавляет Анжерер. В 2012-2013 годах удается расширить коллекцию крю: у Château de Puligny-Montrachet были куплены участки под белые вина в Мерсо, Пюлиньи и Шассани, включая кусочки на Bâtard-Montrachet и Montrachet: 0,0856 и 0,0428 га соответственно. С последнего выходит не больше половины барреля – наверняка для личного пользования.

Фредерик Анжерер. Фото: © Игорь Родин

Фредерик Анжерер. Фото: © Игорь Родин

Фредерик Анжерер в 1998 возглавил Château Latour, а затем и все винное направление Artémis Group. В детстве он трудился на семейной винодельне в Лангедоке, а в колледже познакомился с сыном Франсуа Пино, Франсуа-Анри, который как-то вскользь упомянул, что отец ищет человека для Château Latour – «независимого, кто любит вино и имеет на него современный взгляд». Так началась их история. «Когда я пришел в Château Latour, там работали люди, говорившие лишь о том, как у нас все потрясающе, как жизнь прекрасна и ничего не нужно менять. Но мы не собирались смотреть на Latour как на нечто застывшее в своем совершенстве. Мы нашли множество вещей, которые нужно было менять», – объяснял Анжерер полную смену команды шато на молодых, энергичных сотрудников в интервью Simple Wine News в 2006 году.

Следующая жемчужина в коллекции – Château Grillet. Пино покупает хозяйство в 2011 году у Изабель Баратен-Кане, чья семья владела им с 1830-х годов. У хозяйства с 3,5 га, причем этому легендарному терруару был присвоен собственный аппелласьон, отдельный от окружающего его Condrieu AOC. Безусловно, Château Grillet – это одно из лучших белых вин Долины Роны и исключительный раритет.

Château Grillet. Фото: © Château Grillet

Château Grillet. Фото: © Château Grillet

В 2013-м коллекция Пино пополняется культовым калифорнийским Eisele Vineyard с одноименным виноградником 1884 года посадки. В следующем году Пино вступает на Правый берег Бордо и покупает доли в Château Siaurac, Château Vray Croix de Gay, Château Le Prieuré. Но уже в 2020 году продает свою часть.

Одна из главных покупок случается в 2017 году: Пино приобретает Clos de Tart, исторический домен и одноименный виноградник, крупнейший монопольный гран крю в Бургундии, расположенный впритык к «вражескому» Clos des Lambrays. Пино бился за право покупки Clos de Tart с главой группы Louis Roederer Фредериком Рузо, семьей Дассо, владеющей рядом бордоских замков, клубом коллекционеров вина FICOFI и даже основателем Alibaba Group Джеком Ма. Поместье почти ушло в руки последнего, но Пино надавил на владельцев через Елисейский дворец – мол, будет непатриотично, если над сокровищем Франции будет возвышаться китайский флаг. (Похожая карта сыграла с историей с Domaine Leroy, к которому в свое время присматривался японский бизнесмен. В ответ на это министр сельского хозяйства Анри Налле сравнил домен с храмом и заявил, что не может идти и речи о передаче этого памятника французского наследия Японии.)

Clos de Tart. Фото: © Clos de Tart

Clos de Tart. Фото: © Clos de Tart

Последние новости пришлись на осень 2022 года: стало известно о покупке шампанского дома Jacquesson, а также слиянии Artémis Domaines с семейным холдингом Maisons & Domaines Henriot, куда входят шампанский дом Henriot (который Арно продал в 1994 году), бургундские хозяйства Bouchard Père & Fils (130 га виноградников в Кот-д’Оре, в том числе легендарный премье крю Vigne de l’Enfant Jésus), William Fèvre в Шабли и орегонская винодельня Beaux Frères, основанная зятем Роберта Паркера. Пино владеет контрольным пакетом акций новой группы, которая сохранит название Artémis Domaines и останется под руководством Фредерика Анжерера.

Борьба, которой нет

Каким бы блокбастером нам ни представлялись их отношениях, сами бизнесмены отрицают текущие конфликты – мол, все обиды давно забыты. Таять лед начал в 2008 году – тогда жена главы LVMH Элен Мерсье тепло приветствовала супругу Пино Маривон на открытии Китайского культурного центра в Париже 28 ноября. А уже спустя пару месяцев руку к примирению приложил миллиардер Альбер Фрер, пригласивший Арно и Пино к себе на обед. Также известно, что последний заглядывал с частным визитом к главе LVMH перед открытием Fondation Louis Vuitton.

В 2019 году Арно дал интервью журналистке Financial Times во время обеда в FLV – тогда он заявил, что у него прекрасные отношения с Пино, а на просьбу порефлексировать про потерю Gucci ответил: «Я ненавижу прошлое. Меня интересует только будущее. Съешь шоколадку!»

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №155.

Фото на обложке: © Chateau d'Esclans.


Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email