Стартовый капитал
Пино
Родился (в 1936-м) и вырос в бретонской деревушке Треверьен. С детства работал на ферме отца и лесопилке, в 15 лет бросил школу, в 19 на два года отчалил на войну в Алжире, затем женился на дочери основателя реннской компании Gautier Frères, занимавшейся продажей древесины, со временем стал ее владельцем. С Gautier Frères началось развитие Pinault Company. В 1968 году развелся с женой и полностью отрезал ее семью от руководства компанией.
Арно
Родился (в 1949-м) в городе Рубе у границы с Бельгией, закончил престижную инженерную школу École Polytechnique в Париже и стал работать в семейной строительной компании, которая позже сфокусировалась на продаже недвижимости. Во время первого вояжа в Нью-Йорк у Арно случился судьбоносный разговор с таксистом. Арно спросил у него имя президента Франции, на что тот заявил, что знает только одного знаменитого француза – Кристиана Диора.
Иллюстрация: © Нино Мирзашвили
Пино
В 70-х годах, пока конкуренты покупают лесоматериалы у посредников в порту Сен-Мало, Пино ввозит дерево напрямую из Швеции и Канады. Его доля на рынке быстро растет, конкуренты банкротятся, а Пино скупает их компании за символический франк. Благодаря инсайдерской информации в 1974-м он зарабатывает 10 млн франков на скачке цен на сахар, вложив 300 тыс. Через 10 лет продает свой бизнес за 25 млн франков, а через два года выкупает его обратно за 5 млн, когда резко упали цены на древесину. «У него сверхъестественное чувство момента. Его деловая хватка – настоящая поэзия», – говорил The Guardian советник Пино, экономист Ален Минк. «Он всегда на краю обрыва, потому что прибыль там самая высокая», – описывал бизнесмена в беседе с Bloomberg юрист Доминик Шмидт. «Думай как стратег, действуй как дикарь», – этой строкой поэта Рене Шара сам Пино определил свою бизнес-философию.
Арно
В 1984-м французское правительство ищет нового инвестора для обанкротившейся текстильной группы Boussac Saint-Frères, которая владеет домом моды Christian Dior. Арно помнит разговор с таксистом, к тому же его мама обожает этот бренд – он выкупает компанию за символический франк и вытаскивает ее из кризисной ямы.
Изначально он обещает сохранить рабочие места, но в итоге увольняет 9000 рабочих и продает большую часть активов группы за $500 млн, накапливая средства на дальнейшее расширение. Журналисты прозывают Арно «волком в кашемире».
Фото: © La Galerie Dior
Выход в люкс
Пино
Нарастив вес на спекулятивных сделках и скупке компаний-банкротов, Пино выходит в ритейл, купив в 1991 году магазины мебели Conforama, а затем сеть универмагов Printemps (это первое столкновение с Арно, уже владеющим Le Bon Marché) и сеть книжных и музыкальных магазинов Fnac. Для управления ритейл-активами Пино создает холдинг Artémis, названный в честь греческой богини охоты Артемиды. В 1994-м после покупки сервиса доставки товаров по каталогам La Redoute меняет название на Pinault-Printemps-Redoute (PPR) – она и станет одним из двух главных игроков на мировом рынке люксовых товаров.
Арно
В 1984 году Арно покупает исторический парижский универмаг Le Bon Marché, а еще через пару лет – дома Céline и Givenchy. В то же время компания Louis Vuitton, которой тогда принадлежал бренд товаров из кожи, шампанские дома Veuve Clicquot, Henriot и Canard-Duchêne, и холдинг Moët Hennessy объявили о слиянии – так появилась группа LVMH. Арно постепенно скупает ее акции, к 1989 году у него уже 43,5% LVMH, тогда же его единогласно избирают председателем правления. Арно сближается с главой LV, помогает ему свергнуть с поста главу алкогольного направления Moët Hennessy, а потом избавляется и от того. К 1990 году с поддержкой инвестбанка Lazard Frères он получает контроль над холдингом.
Фото: © LVMH
Fashion-дуэли
В 90-е Арно активно пополняет свою империю ведущими европейскими модными и парфюмерными домами, часовыми и ювелирными брендами. В январе 1999 года он подступил к флорентийскому дому Gucci. LVMH принадлежат 5% акций Gucci Group, но до сего момента это была пассивная инвестиция без недружественных намерений. Однако Арно, купив 9,5% акций Gucci у президента Prada Патрицио Бертелли, становится крупнейшим индивидуальным акционером Gucci. Вскоре он увеличивает пакет до 26,7% и просит три места в совете директоров компании. К концу месяца у него уже 34,4%. Гендиректор Gucci Доменико Де Соле, опасаясь поглощения, наносит ответный удар – инициирует процесс приобретения акций сотрудниками компании. Так возникает новый пакет в 42%, который стремится выкупить Арно, но 19 марта Gucci объявляют, что продают его Франсуа Пино за $2,9 млрд. Арно пытается судиться, но безуспешно. Пино выкупает его долю и вскоре доводит свой пакет в Gucci до контрольного, потратив в сумме порядка €4,6 млрд. «Он приходил ко мне в дом со своей женой. Моя жена сидела рядом с ним на свадьбе его сына», – сокрушался Арно позже в разговоре с WWD. Пино же в ответ: «А что, я должен был позвонить ему по телефону и сказать: “Шер ами, я краду у тебя Gucci”?» Фото: © Dima Pechurin/Unsplash
Первое поражение Арно отыгрывает покупкой в 2000-м другого флорентийского бренда – Pucci. Спустя год он получает контроль над римским домом Fendi, делая его одним из самых желанных it-брендов и реальным конкурентом Gucci. Пино отвечает покупкой Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen и Stella McCartney. Арно же пытается хитростью прибрать к рукам один из последних модных домов, остающихся в семейном владении.
В 2010-х годах он анонимно скупает акции Hermès, но владельцы разоблачают его, подают в суд и одерживают победу – глава LVMH вынужден продать свою долю.
Любая волна хайпа постепенно сходит на нет, иногда – из-за обстоятельств непреодолимой силы. В ноябре 2021 года, вскоре после того, как LVMH покупает контрольный пакет Off-White, становится известно о смерти Абло – перспективы бренда туманны до сих пор. У Пино проблемы возникают к концу 2022 года, после провокационной рекламной кампании Balenciaga.
В конце 2010-х два конгломерата соперничают на волнах хайпа. Gucci и Balenciaga переживают ренессанс с назначением новых креативных директоров Алессандро Микеле и Демны Гвасалии в 2015 году. Они вводят в моду агендерность и эклектичность, иронически переосмыслив эстетику 70-х и 90-х, что делает эти два бренда самыми обсуждаемыми и востребованными на рынке.
LVMH тем временем выстреливают за счет гуру уличной моды Вирджила Абло, который в 2018-м возглавляет мужское направление Louis Vuitton и параллельно развивает свой модный дом Off-White (Арно покупает 60% этого невероятно популярного среди миллениалов бренда). Однако любая волна хайпа постепенно сходит на нет, иногда – из-за обстоятельств непреодолимой силы.
В ноябре 2021 года, вскоре после того, как LVMH покупает контрольный пакет Off-White, становится известно о смерти Абло – перспективы бренда туманны до сих пор.
Фото: © Cody Gallo/Unsplash
У Пино проблемы возникают к концу 2022 года, после провокационной рекламной кампании Balenciaga, из-за которой бренд обвинили в педофилии. Несмотря на извинения Гвасалии, от сотрудничества с ним стали отказываться даже такие преданные амбассадоры, как Ким Кардашьян. Тем временем креативный директор Gucci Алессандро Микеле в конце 2022-го покидает модный дом – бренд отходит от погони за хайпом, но останутся ли его вещи самыми желанными для героинь светской хроники, уже не совсем ясно.
Еще один важный актив Пино – аукционный дом Christie’s, купленный им в 1998 году за $1,2 млрд. Арно в ответ попытался купить Sotheby’s, но безуспешно.
Сейчас у LVMH дела обстоят гораздо лучше. В октябре дом Fendi громко праздновал 25-летие своей сумки модели «багет» – показ в Нью-Йорке был отмечен возвращением на подиумы Линды Евангелисты. В декабре Бернар Арно обгоняет Илона Маска в рейтинге Forbes, став самым богатым человеком на планете, а в центре внимания модного глянца оказывается новая коллаборация LV с японской художницей Яеи Кусамой.
«Мы еще маленькие. Мы только начинаем», – заявляет Арно в интервью FT в 2019 году. Сейчас ему 73 года, но передавать управление кораблем он пока не планирует – недавно продлил себе полномочия до 80 лет. А вообще, наиболее вероятной преемницей называют его дочь Дельфин (с января 2023 года стала главой Christian Dior), но не исключено, что штурвал достанется старшему сыну Антуану. И тогда грядет российское вмешательство! Ведь первой леди LVMH станет его супруга, русская супермодель Наталья Водянова.
Наталья Водянова и Антуан Арно. Фото: © AFP/East News
Как прирастали империи
Приобретения по десятилетиям
Франсуа Пино (86)
Основатель Pinault Collection, Kering, Groupe Artémis
$37,2млрд / № 31 в мире по данным Forbes на январь 2023
1990-е:
- Château Latour (1993)
- Le Point (1997)
- Christie’s, Stade Rennais Football Club (1998)
- Gucci, Boucheron, издательский дом Tallandier, Yves Saint Laurent (все – 1999)
Château Latour. Фото: © Архив SWN
2000-е:
- Boucheron (2000)
- Bottega Veneta (2001)
- Stella McCartney (2001, но продано в 2019 году)
- Balenciaga, Alexander McQueen (2001)
- Palazzo Grassi (2005)
- Domaine d’Eugénie (2006)
- Puma (2007)
- Punta della Dogana (аренда на 30 лет: 2007 год)
- девелопер Red River Holding (2008)
Domaine d’Eugénie. Фото: © Андрей Ковалев
2010-е:
- агентства недвижимости Capi France и OptimHome, Château Grillet (2011)
- Brioni (2012)
- ювелирные дома Qeelin, Pomellato и DoDo, Eisele Vineyard, Altuzarra (2013)
- Château Siaurac, Courrèges (2014)
- круизный оператор Ponant (2015)
- Giambattista Valli (2017)
- Clos de Tart, Point de Vue (2018)
2020-е:
- Linberg (2021)
- Maui Jim (2022)
- Jacquesson, Henriot, Bouchard Père & Fils, William Fèvre, Beaux Frères (2022)