Эта новость бьет по развивающейся индустрии игристого в Австралии – там также выпускают вино из сорта глера, маркируя его Prosecco, и 85% его экспорта как раз приходится на Новую Зеландию.
Консорциум по защите Prosecco DOC давно безжалостно рассылает иски по странам, где, как там полагают, неправомерно используют их бренд. В прошлом году они добились защиты аппелласьона в Китае, а еще раньше – в США, России, Армении, Японии, Вьетнаме и ряде других стран.
В июне 2018 года профильный комитет ЕС начал согласовывать с Австралией список из более чем 1500 наименований продуктов, на которые Италия обладает эксклюзивными правами. В их числе и Prosecco DOC.
Австралийцы же настаивают, что просекко – лишь один из сортов винограда и его указание на этикетке – устоявшаяся в Новом Cвете практика.
Австралия экспортирует игристое из глеры на $60 млн в год – ожидается, что до 2030 года показатели вырастут до $500 млн, сообщили исследователи из Университета Монаша. Они же недавно получили дотацию от правительства в размере 100 тыс. австралийских долларов для подготовки правовых аргументов в споре с итальянцами. Ведь в случае победы итальянского консорциума темпы развития рынка будут замедлены, инвестиции ограничены, а рабочие места сокращены.
Фото: © Alaksiej Carankievic/Unsplash
Эксперты полагают, что защита Prosecco как географического наименования противоречит правилам Всемирной торговой организации. «Если просекко – это название сорта винограда, а не географическое указание, запрет на его использование в австралийских товарных знаках, вероятно, будет противоречить международным торговым правилам. Мы благодарны правительству за поддержку, которая поможет нам разработать правовую базу для защиты нашей винодельческой отрасли», – заявил профессор Марк Дэвисон.
Не просто название сорта
Происхождение наименования Prosecco и сорта глера – предмет жарких споров. Считается, что аппелласьон берет название от деревни Просекко в районе Триеста, хотя сегодня местность даже не входит в его границы. Само название деревушки, вероятно, происходит от славянского корня и означает «просека». Наверняка не случайность, что хорваты выпускают десертное вино под брендом Prošek, за запрет которого итальянцы также бьются в Европейском суде.
Впервые название «просекко» (как вина) встречается в письменных источниках в 1754 году. Аурелиано Аканти писал: «А сейчас я хочу увлажнить свой рот просекко, его яблочным букетом». Только Аканти говорит о тихой версии просекко, поскольку игристые вина на этой территории стали производить лишь со второй половины XIX века. Антонио Карпене Мальвольти впервые сделал игристое просекко, с которого началась современная история региона, в 1868 году.
Фото: © Prosecco Superiore DOCG
Территории, окружающие Просекко, были известны своими винами с древних времен. Римляне называли их Vinum Pucinum – в честь замка Castellum Pucinum, расположенного в деревне Просекко, между Триестом и рекой Тимаво, – и высоко ценили. Нам неизвестно, делались ли эти вина из глеры или, например, тоже из очень древней риболлы.
Исследователи Энрико Бонадио из Лондонском университета и Магали Контарди из Университета Аликанте приводят примеры в своей статье. Так, английский дворянин Файнес Морисон в своих мемуарах вспоминает путешествие по Италии в 1593 году: «Здесь растет вино Pucinum, ныне называемое Prosecco, очень прославленное Плинием (древнеримский писатель. – Прим. SWN)». В книге Historia di Trieste 1698 года Castellum Pucinum также называется местом происхождения «изысканного вина Prosecco».
Итальянский экономист и историк Джан Ринальдо Карли в 1788 году писал, что «с древних времен славилось вино Pucinum, ныне Prosecco». Он также отмечал его полезные свойства: «Так, Юлия Августа [жена римского императора Августа], любившая Просекко, преуспевала и вела счастливую жизнь до 80-летнего возраста». В своих работах австрийский историк, врач Вольфганг Лазиус также отмечал связь между долголетием Августы и целебными качествами вина. Их же подтверждает указ императора Священной Римской империи Фридриха III от 1479 года, который предписал закупать «лучшее Prosecco и сохранять его для лечения больных».
Просекко полюбилось и за пределами родины – свидетельства об активных продажах содержатся в документе, описывающем винную ярмарку, проходившую в Триесте в 1888 году. В 1922 году в статистическом сборнике Annuario Vinicolo D’Italia отчитываются об объемах производства просекко за год и отмечают, что это вино включено в список «особых».
Производство знаменитого игристого из глеры начинает набирать обороты только в начале XX века, вскоре после изобретения метода шарма – и неясно, какой сорт использовался для создания прославляемых предками Prosecco.
Но итальянцы убеждены, что Prosecco – не только про сорт винограда, но и про вековые винодельческие традиции, терруар, историю и культуру. И все эти факторы лежат в основе репутации аппелласьона.
И присуждение Prosecco статуса DOC в 2009 году – не юридическая формальность, а ратификация факторов, уходящих своими корнями в историю и географию. Вино производится в определенных границах, с помощью четко прописанных технологий – покупая бутылку Prosecco, покупатель знает, чего ожидать, ведь качество и репутация продукта неразрывно связаны с этой географической местностью.
Роберт Камуто
колумнист Wine Spectator
Комментируя претензии Австралии:
«Я италофил, и мое первое желание – занять оборонительную позицию. Итальянские продукты – одни из самых копируемых в мире. Честно говоря, я бы хотел, чтобы Италия получала по 10 центов за каждую "неаполитанскую" пиццу, за каждые 30 граммов "пармезана", за каждый испорченный салат "Капрезе", проданные за границей. Тогда страна сможет расплатиться со своими нескончаемыми долгами!»
На чьей стороне историческая правда
Австралийская история просекко выглядит скромно в сравнении с многовековой итальянской. У ее истоков стоит итальянец Отто Даль Зотто, родившийся в 1948 году Вальдоббьядене, на родине лучших просекко. В 1967 году он путешествовал по Австралии и, увидев заснеженные пики Викторианских Альп и познакомившись с местным климатом, почувствовал себя как дома. Зотто купил землю и 20 лет выращивал на ней табак. В 1980-х годах из-за антитабачной компании он сменил вектор развития бизнеса и занялся виноделием.
Сначала высадил барберу, санджовезе, пино гриджо и арнеис, а в 1999 году сделал первые посадки глеры из питомника в Вальдоббьядене. Этот сорт хорошо себя чувствует в регионах с прохладным климатом, например на Аделаидских холмах или в Долине Кинг. Посадки стали расти, производителей становилось все больше, вскоре глера стала одним из самых выращиваемых белых сортов в Австралии. Вино набрало такую популярность, что дорогу, ведущую от виноградников хозяйства Brown Brothers Milawa до винодельни Chrismont, стали именовать Prosecco Road – это одно из основных эногастрономических направлений Долины Кинг. Сегодня в стране выпускают около 20 млн бутылок просекко в год.
Дмитрий Мережко
Креативный директор Simple Wine News, DipWSET
Чем все закончится:
«Это история, которая неоднократно повторялась: австралийцы же когда-то и шабли делали, и портвейн, и херес, и что хочешь. Я считаю, что в конечном итоге они придумают альтернативное название. Хересы, например, в Австралии называют "аперо", портвейны просто Tony& и Ruby, что-нибудь такое же будет и с просекко. Опять же, о каких объемах производства игристого из глеры идет речь? В Австралии они сравнительно небольшие. Я думаю, членам Consorzio Prosecco просто надо демонстрировать бурную рабочую деятельность. Так и появился KPI на следующий год – замочить австралийский просекко. Глобально это давняя история, вон Шампань тоже не может ничего сделать с Россией и США – в Америке по-прежнему есть хозяйства, маркирующие свою продукцию Champagne, и плевать они хотели на Евросоюз».
Фото на обложке: © Shutterstock.