Сорт санджовезе считается эталоном высокого итальянского виноделия (наряду с неббиоло и альянико). Он фигурирует в 12 DOCG, 102 DOC и 99 IGT. Его 123 клона внесены в Национальный регистр сортов винограда как результат интенсивной селекции. Одних только синонимов названия «санджовезе» наберется более 20: санджовето (по-тоскански), брунелло, мореллино, пруньоло, ньелуччо (на Корсике), лахдари (в Алжире) и т. д.
Убедительные успехи Тосканы в работе с этим сортом вызвали всплеск интереса к нему, в результате чего его принялись высаживать от Чили до Крыма и от Канады до Австралии. Правда пока во всем мире его всего 110 тысяч га, из которых 100 тысяч – по-прежнему в Италии.
Родословная санджовезе
Главный сорт Италии получил свое название еще при римлянах. Sanguis Jovis – это «кровь Юпитера», верховного бога римского пантеона. Санджовезе культивируют практически по всей Италии от Сицилии до Альп и делают в огромном количестве красные вина из него на каждый день, а также розовые и сладкие (пассито и вин санто). Но там, где сходятся воедино талант винодела, правильный климат, почва, возраст виноградника, его экспозиция и соответствующий клон, рождаются великие вина.
На звание родины санджовезе претендуют несколько регионов. Например, в Романье утверждают, что это их кровиночка, появившаяся на свет в Сантарканджело-ди-Романья, и нынешний санджовезе ди романья – его прямой потомок. В ответ на это в Тоскане гордо демонстрируют сорт чильеджоло, который явно один из родителей звезды, и тому есть научные подтверждения.
Исследования профессора Аттилио Шиенци выявили еще и калабрийский след: в появлении на свет санджовезе виновен не только чильеджоло, но и исчезнувший ныне калабрезе монтенуово. Пара сошлась на Флегрейских вулканических полях под Неаполем. Кстати, ДНК-анализы обнаружили и родственников: фраппато, гальоппо, нерелло маскалезе.
Воспитание
Санджовезе оказался довольно капризным ребенком. Он предпочитает медленное созревание в течение долгого вегетационного периода, много солнечных часов и сухую погоду. Лучше всего он чувствует себя на холмах высотой 250–350 метров над уровнем моря. Более прочих санджовезе предпочитает почвы галестра, состоящие из глинистого скального сланца и песка, легкие и хорошо дренированные.
Но в жаркие годы он комфортнее чувствует себя на лучше удерживающей влагу и более плотной альберезе – светлой известково-глинистой почве, каменистой и бедной, с высоким содержанием карбоната кальция. Третий любимый санджовезе тип почвы называют мачиньо. Это темные, иногда красноватые почвы, состоящие из плотного песчаника.
Еще санджовезе плодовит, поэтому ему требуется жесткий контроль урожайности. Климатические катаклизмы переносит плохо: на жаре теряет свое благородство, а тонкую шкурку не щадят нашествия грибков.
Зато сорт хорошо набирает кислотность, которая дает ему структуру и долголетие. А если солнца достаточно, то он накапливает элегантную фруктовость, украшенную местными травами (шалфей, тимьян, а на Корсике маквис). Именно эти два качества делают его максимально гастрономичным сортом. В аромате санджовезе узнаваемы тона вишни, черешни, ежевики, помидорного листа и сливы.
А если вспомнить еще и о способности санджовезе к длительной выдержке, то нет никаких препятствий к тому, чтобы несомненно отнести этот сорт к великим. Созревание в дубе шлифует неровности его характера и раскрывает в нем тона кожи, табака, глины, шоколада и дымности, а у брунелло еще и своеобразную смолистость.
Санджовезе под аккомпанемент
Если вам нужно вино, которое в состоянии без капризов сопроводить любую трапезу, от уличной пиццы или лампредотто (флорентийский фастфуд с начинкой на основе вареного коровьего желудка) до самой высокой кухни, берите санджовезе и не ошибетесь. Секрет этого вина в хорошей кислотности, среднетельности и пикантных деталях характера. Хотите почувствовать больше фруктовости в вине, особенно при выдержке в стали, – используйте томаты и травы. К вину после выдержки в бочке в течение 12-18 месяцев с удовольствием присоедянятся триппы (итальянские блюда из требухи, разновидностью которых и является вышеупомянутый лампредотто), лазаньи, пасты с рагу из кролика с белыми грибами, болоньезе, арраббьята, ягненок на гриле с травами, запеченная и обжаренная свинина с пюре из белой фасоли.
А если у вас выдержанное в дубе солидное санджовезе, то оно в самый раз подойдет под фиорентину (стейк на углях), рагу из кабана, оленину под ягодным соусом или вяленые острые колбасы и твердый сыр. Вегетарианцы тоже в восторге от санджовезе (если, конечно, не забывают добавлять в еду побольше оливкового или сливочного масла, чтобы сладить с танинами в вине).
Выйдя из народа
Долгое время санджовезе был рабочей лошадкой Италии – из его самых плодовитых клонов из Романьи штамповали простые и грубые вина. Его сглаживали белыми, облагораживали другими красными, смягчали танины в готовом вине подвяленным виноградом, провоцируя повторное брожение и получая полусладкое поигрывающее «говерно».
На счастье санджовезе в Тоскане нашлись личности, увидевшие в нем потенциал для качественных, современных и даже великих вин. Запомните по возможности эти имена: Джакомо Такис из Tenuta San Guido, Джулио Гамбелли из Fattoria Petrolo, Энцо Морганти из San Felice, Франко Бернабей из Fattoria di Felsina и Маурицио Кастелли из Col d’Orcia. Это они подарили санджовезе новую жизнь.
Кьянти – это санджовезе?
На территории Тосканы более 50 разрешенных сортов, но санджовезе всегда на особом положении. На данный момент он занимает три четверти всех красных виноградников региона. Первое упоминание тосканского санджовезе встречается в 1590 году в книге флорентийского агронома Содерини: «Санджогето, кислый чтобы есть, но сочный для вина». Формально же значение сорта подтверждается аж с XIV века, когда Флорентийская республика учредила Лигу кьянти, регулировавшую сельское хозяйство в регионе. Так сорт оказался навечно спаянным с этим вином. Великий герцог тосканский Козимо III Медичи в 1716 году указом определил четыре лучших зоны для производства вина. Это были Кьянти, Карминьяно, Помино и Верхнее Вальдарно. И везде фигурировал санджовезе.
Будущий премьер-министр Италии барон Беттино Риказоли в 1830-40-х годах в своем поместье в Гайоле вывел «формулу кьянти» (50-70% санджовезе + не более 30% белые сорта + не более 15% канайоло, колорино, мальвазия нера), благодаря которой производство встрепенулось, и к началу XX века вино стало хитом и в Центральной Италии, и на экспортных рынках.
А дальше наступило падение качества и репутации, и кьянти во фьясках (пузатых бутылках, оплетенных снизу лыком) стало символизировать кислотный «шмурдяк». Злую шутку сыграли бесконтрольность производства и феодальные пережитки. Яма позора простиралась до 1970-х, когда взошла звезда супертосканских вин, и лучшие хозяйства взялись рулить против течения и бороться за качество. Vigorello San Felice, первая супертоскана наряду с Sassicaia в 1968 году, была 100% санджовезе.
Кьянти классико стало самостоятельным вином только в 1996 году (до этого оно было субзоной Кьянти), а с 2006 года получило право выставить из ассамбляжа обязательный белый. Сегодня кьянти классико должно содержать от 80 до 100% санджовезе. Устав Chianti DOCG (шесть субзон) требует от 70% до 100% санджовезе, устав Chianti Colli Senesi DOCG (седьмая субзона) чуть жестче: санджовезе 75-100%. Вино нобиле – это минимум 70% санджовезе подвида пруньоло джентиле, а брунелло – всегда 100% санджовезе гроссо.
Впрочем, не стоит отворачиваться и от неклассических, сателлитных «тоскани»: в мореллино ди скансано будет минимум 85% санджовезе, в монтекукко россо – минимум 60%, а в карминьяно – от 50%.