Классифицируй это
Атенури, Ахашени, Гурджаани, Вазисубани, Телиани, Карденахи, Кахети, Манави, Мукузани, Напареули, Свири, Твиши, Тибаани, Киндзмараули, Кварели, Цинандали, Котехи, Хванчкара. Даже если вы никогда не пробовали грузинское вино, хотя бы часть этих названий вам точно знакома. Это 18 зарегистрированных защищенных наименований места происхождения (PDO). За последние полтора года к ним добавились еще два: в 2018 году «Хашми Саперави», а в марте 2019-го – «Болниси». На самом деле территорий с особенными условиями в Грузии гораздо больше, и работа по оформлению и утверждению новых наименований продолжается. В ближайшее время ожидается появление еще нескольких.
Одновременно дополняется информация по уже существующим PDO и вводятся ограничения по объему принимаемого винограда из микрозон, документация по которым полностью оформлена и утверждена. В 2019 году ими стали «Киндзмараули», «Ахашени», «Кварели» и «Мукузани».
Не оранжевое, а янтарное
В соответствии с грузинским «Законом о лозе и вине», по цвету вина подразделяются на белые, красные, розовые и янтарные. Да-да, именно янтарные, а не оранжевые. Последнее слово многие виноделы очень не любят.
Янтарное вино – пряно-терпкое и гастрономичное. Оно справится и с шашлыком, и с тушеным мясом с пряными травами, и даже с маринованным чесноком. Изготавливают его из белых сортов винограда. А янтарный цвет оно приобретает при продолжительном контакте сусла с мезгой – кожицей, косточками, а в некоторых случаях и гребнями. Кахетинская технология подразумевает брожение всех составляющих виноградной грозди вместе.
Истина в квеври
Бродят они в квеври – большом глиняном кувшине, по горлышко закопанном в землю. Именно изготовление вина в квеври – основная «фишка» грузинского виноделия и направление, быстро развивающееся в последние годы. Появляется много новых имен, обустраиваются старые домашние погреба, строятся новые, а к хорошим мастерам по изготовлению кувшинов стоят очереди.
Занимаются изготовлением традиционного вина в основном небольшие марани. Их объемы производства могут быть совсем незначительными: несколько маленьких кувшинов возле дома и сотня бутылок. На крупных винодельнях с вместительными квеври и современным оборудованием могут производить 150-200 тысяч бутылок в год. Отдельную линейку вин в квеври зачастую производят и большие заводы, но эта дань «искусству» значительно меньше массовой ферментации винограда в чанах.
Для продвижения производства и потребления вина из квеври в стране уже три года проводят международный конкурс – The International Qvevri Wine Competition. И если в 2018 году на конкурс было представлено 200 образцов от 70 компаний, то в 2019 – уже 320 от 120. А Международной организацией винограда и вина (The International Organization for Vine and Wine, OIV) обсуждается вопрос о включении грузинского янтарного вина в список «специальных» вин. Окончательное решение должно быть принято в 2020 году.
Куда дальше?
Россия по-прежнему остается самым крупным рынком сбыта грузинского вина. В основном к нам идет продукция больших предприятий, выпускающих несколько миллионов бутылок в год. Это вино, изготовленное по современной технологии в емкостях из нержавеющей стали.
Однако российский рынок остается и самым непредсказуемым. Недавнее семилетнее эмбарго и нестабильность общей ситуации не дают грузинским виноделам расслабляться и «класть все яйца в одну корзину». Так что их усилия по развитию и продвижению направлены сейчас на рынки США, Японии, Великобритании, Китая и Польши. И, хотя объемы экспорта в них еще далеко не сопоставимы с лидером, проделанная работа уже дает о себе знать. Так, например, экспорт в США за первое полугодие 2019 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 88%.
Фото: Tomas Malik on Unsplash