До того, как начать разговор, я предупреждаю Елену Лядову, главную звезду российского авторского кино, что обойтись без вина на встрече в ресторане Grand Cru никак не получится. Место обязывает. Оглядев стеллажи с внушительной «библиотекой» из бутылок, она соглашается и обращается к сомелье с двумя простыми просьбами – белое и максимально легкое. Так выбор падает на грюнер вельтлинер. В Москве листопады и обещают дожди, а у нас лето в бокале, пахнущее спелыми фруктами и скошенной травой. «Симпатичное вино», – говорит она после первого глотка, и мы расслабленно начинаем беседу, как если бы гуляли по залитым солнцем холмам Австрии в долине реки Кремс, на родине вина.

Фото: © Ярославна Чернова
Елена, а какое вино вы обычно выбираете?
Всегда по ситуации, но чаще всего предпочитаю тихое белое из Новой Зеландии или Италии, а если игристое, то просекко – шампанское не пью, для меня у него зашкаливающая кислотность. На отдыхе могу заказать коктейль в баре, условная «Пина колада» вполне устроит.
А в Москве куда ходите и что заказываете в ресторанах?
Особенных фаворитов среди заведений у меня нет – все зависит от того, что мне могут предложить: уже два года я не ем мясо и рыбу, и не все мне подходит. Часто, знаете, предлагают гарнир, но вегетарианец – это же не поедатель гарниров, нам тоже хочется получить полноценное блюдо. Обычно их выбор широк в грузинской, итальянской и русской кухне. Поэтому мне нравятся Salumeria на Патриарших (там пиццу можно заказать напополам: часть с мясом и часть – с овощами), Didi и Patara, в «Мариванне» люблю соленые бочковые огурцы, помидорчики, суп с грибами и перловкой, свеклу с чесноком, там даже «Оливье» без колбасы есть.
Вообще, быть вегетарианцам проще в России. Несмотря на мировой тренд, всерьез к ЗОЖ, экологии и вегетарианству в Европе мало где относятся. Взять хотя бы Францию или Грецию. Этим летом я отдыхала в местечке под Афинами, и на протяжении 17 дней во всех ресторанах и кафе мне предлагали только одно блюдо – греческий салат. В России же огромное количество ресторанов с разной кухней, все стараются угодить публике, а еще у нас круглый год посты, ни у кого нет столько постов, и рестораторы это учитывают.

Фото: © Ярославна Чернова
Ваш муж, Владимир Вдовиченков, придерживается того же образа жизни?
Мясо у нас в рационе, действительно, сократилось, и он вместе со мной ест котлеты из биомяса, но Володя не вегетарианец. Помните, в начале «Криминального чтива» герои приходят разбираться к парням, которые едят бургеры, и один (герой Сэмюэля Л. Джексона) говорит, что его девушка вегетарианка, поэтому и он вегетарианствует, хотя от сочного бургера не откажется. Мы смеемся каждый раз в этом месте – это точно про нашу семью.
На самом деле, я тоже отказалась от мяса пару лет назад. Забавно, но триггером был фильм «Прекрасный день по соседству» с Томом Хэнксом, его герой – вегетарианец. Конечно, я давно об этом думала, а потом посмотрела кино и вычеркнула мясо из рациона. Как вы пришли к этому, перед глазами был чей-то пример?
Я считаю, что к вегетарианству нельзя прийти через кого-то – только самому. Это не про моду, не про диету или красоту, а очень фундаментальные вещи, о которых я размышляла, но социум упорно доказывал, что сосиски – не так плохо. Моя бабушка была главным инженером мясоптицекомбината, и, как человек северный, я всегда считала, что без мяса мы выжить не можем. Представляете, пошла против генетики! (Смеется).

Фото: © Ярославна Чернова
А готовить любите?
Готовлю, но не могу сказать, что люблю. Меня вообще мучает вот эта потребность людей постоянно есть. Иногда думаю: почему земляне вообще столько едят? Это же отнимает так много энергии! Представьте: нужно сначала заработать на продукты, потом с ними что-то сделать, съесть и переварить, а потом это все повторить еще и еще раз. Кажется, такие заботы вообще не присущи нормальному духовному человеку.
Кстати, о пище духовной. 18 ноября, если верить «Кинопоиску», выходит фильм «Молоко птицы» Евгения Марьяна, где вы играете мать главного героя, который тоже не готов мириться с тем, что навязывает ему общество. Похоже, тяжелая картина?
Это авторское кино, написанная самим режиссером история, но, на мой взгляд, совсем не мрачная, а наоборот – светлая и довольно метафоричная, про всех нас. Так ведь бывает, что твоя чистая душа стремится к чему-то важному и большому, будто предначертанному свыше, но, как я уже говорила, социум в ответ говорит, что сосиски – это хорошо, и еще много всего другого говорит, а внутренний голос с этим спорит.

Фото: © Ярославна Чернова
Благодаря «Левиафану» вся страна теперь ездит в Териберку. Съемки фильма «Молоко птицы» проходили в Приднестровье. Как вы думаете, у этого региона тоже есть туристический потенциал?
Огромный! Во-первых, Приднестровье – гораздо более развитая территория, чем поселок Териберка. Там, например, бесперебойная подача электричества и с благами цивилизации порядок, но при этом чувствуешь себя так, будто вернулся лет на 30 назад. Выходишь с утра на улицу – центральная площадь залита солнцем, на ней, естественно, стоит Ленин, и ты идешь один по пустому и кристально чистому городу, а из радиоточек льется какая-нибудь радостная итальянская песня конца 80-х – невольно начнешь фантазировать, что попал в другую эпоху. И ничего плохого я в этом не увидела, потому что я в этом времени выросла и храню о нем только светлые воспоминания. Во-вторых, люди в Приднестровье открытые и ласковые. «Возьми пирожок, моя девочка, что же ты такая худенькая, чего они там тебя сымают так долго, когда же они тебя уже отпустят», – говорили мне. Когда уезжала в Москву, простые работницы гостиницы без конца дарили пироги, конфеты, яблоки, чай, какие-то местные сладости. Все это говорит о том, чем живут люди. Для них святы человеческие отношения, семейственность.
На 30 лет назад вы уже недавно путешествовали: в картине «Батя» Дмитрия Ефимовича с Владимиром Вдовиченковым вы играете родителей из 90-х, воспитывающих маленького сына. Мальчишке моют рот с мылом, ставят в угол – все эти наказания знакомы большинству из нас. Вас в детстве наказывали?
У меня был «доктор Ремешков». Это офицерский ремень, висевший на гвозде в прихожей. Иногда схлопатывала, да. И в углу стояла, и даже домашние аресты были. Обычно наказывали за плохие оценки или за то, что задержалась на дискотеке. Я, безусловно, могу говорить лишь про свой опыт, но никаких травм у меня нет, мы с мамой иногда вспоминаем это все и хохочем. Думаю, наши родители хотели, чтобы мы выросли приличными людьми, только поэтому и прибегали к строгости.

Фото: © Ярославна Чернова
Младшему брату, актеру Никите Лысенко, от вас тоже доставалось?
Нет, у нас большая разница в возрасте, он из совсем другого поколения и методы его воспитания были другими. Еще мы с ним все же очень разные: если меня надо было заставлять делать уроки, то он сам за них садился, ему было интересно в школе, а мне – во дворе. Как и я, Никита окончил Щепкинское училище и сейчас делает первые шаги в профессии, недавно снялся в клипе у Александра Маршала. Я за него очень болею, хочется, чтобы у него все получилось в профессии и жизни.
Помню, как вы говорили, что хотели бы попробовать себя в новых жанрах и вот сейчас, после триллера «Тварь» и комедии «Батя», играете в военной драме «Воздух» Алексея Германа-младшего о женском летном отряде времен Великой Отечественной войны. Как проходят съемки?
Они были вынужденно приостановлены. Прошлой зимой почти не было снега, и мы не могли снимать зиму 1942-го, которая была одной из самых суровых в истории Великой Отечественной войны, на фоне желтых листьев. Тем более, у режиссера такой подход – никакой графики. А потом случились пандемия и локдаун. Скоро, надеюсь, приступим к работе снова. Я играю командира женского отряда истребительниц. Самолеты того времени, подлинные мессершмитты, искали по всей Европе, восстанавливали и чинили. Воздушные судна, атаки – все будет настоящим.
Что из просмотренного недавно вам понравилось?
По-разному можно относиться к картине «Дюна», но я ее очень ждала – мне нравится Тимоти Шаламе, и я люблю фантастику. Честно говоря, и сама бы попробовала этот жанр, потому что истории про нас, человеков, – это, конечно, здорово, и древние греки еще про это писали, но мне как-то становятся близки межгалактические вопросы, интересна та война и те битвы. С другой стороны, пусть враги в «Дюне» и не с планеты Земля, но фильм-то все равно про спасение души.

Фото: © Ярославна Чернова
«Дюна» – кино для большого экрана, а что включить дома под бокал хорошего вина?
Я бы рекомендовала не самый свежий, но отличный британский сериал «Жизнь после смерти» на Netflix. Это история про вдовца из небольшого городка, который работает журналистом в местной газете, все время навещает могилу жены, и при этом он – страшный циник. Там очень тонкий английский юмор, посмотрите.
Фото на обложке: © Ярославна Чернова.