Известный нейробиолог Дэниел Левитин в своей книге This is Your Brain on Music говорит о том, что музыка напрямую влияет на нейрорецепторы мозга человека. Это значит, что последовательность нот или даже отдельные звуки могут влиять на выработку нашим организмом определенных гормонов, как, например, окситоцин и серотонин (так называемые «гормоны счастья»). По его же словам, музыка может воздействовать и на химические процессы в мозге, а потому она является своего рода наркотиком для организма. При этом разная музыка может вызвать совершенно разное эмоциональное состояние у человека.
Практическое применение
Все вышеперечисленные факты в совокупности рождают предположение, что мелодией можно «управлять» людьми. Николай Голуб, кандидат философских наук и доцент кафедры управления МГУ (Севастополь), изучая влияние разных жанров музыки на человека, пришел к выводу, что подобное предположение вполне может оказаться реальным.
Как музыка влияет на нейроны мозга? Какие участки мозга она затрагивает?
Разные жанры вызывают разный нейрологический эффект: классика воздействует на кору головного мозга, центр высших эмоций; джаз воздействует на центр релаксации и наслаждения; рок – на более старые слои мозга, ответственные за агрессию, действие и т. д.
Фото на обложке: © Jisoo Kim/Unsplash
Может ли музыка обострять органы чувств человека или, например, вызвать чувство голода?
Органы чувств обязательно обостряются. Особенно если это музыка в сочетании со светом. Чувство голода может проявиться, если имел место эффект ассоциативной связи между поеданием любимого блюда и музыкой на фоне – эффект якорения. Например, вы решили впервые посмотреть «Пиратов Карибского моря» и заказали пиццу под это дело. По отдельности эти два фактора не имеют особого значения, но стоит вам лишь откусить кусочек пиццы под запоминающуюся композицию Ханса Циммера, и все – теперь каждый раз, услышав знакомый мотив, вы будете вспоминать вкус того самого кусочка пиццы, вы захотите съесть его снова.
Может ли музыка при «правильном» применении контролировать человека, побуждать его к чему-то?
Музыка вполне может влиять на поведение человека или контролировать его. Вероятность этого растет, если человек находится в нетипичном состоянии: слишком весел, впал в уныние и т. д. Это происходит за счет активации музыкой эмоциональных центров действия человека. Хоть это и не повсеместная практика, по крайней мере пока, но наши иностранные коллеги уже не единожды отмечали влияние музыки на посетителей в барах, где музыка обычно и громче, и грубее в плане жанровой специфики, чем в условном милом ресторанчике. Насколько помню, в таких местах люди чаще заказывают тяжелую пищу и легкий алкоголь. Сочный бургер и кружка пива идеально попадают в эту концепцию.
А громкость музыки имеет значение? Или важна именно последовательность нот?
Однозначно! Если слишком громко – возбуждает, слишком тихо – оставляет равнодушным. К громкой музыке часто прибегают бары и особенно ночные клубы, где много людей и своя уникальная атмосфера. В таких местах музыка практически полностью занимает слух (один из основных органов чувств), что в каком-то смысле лишает вас его. Вы вынуждены концентрироваться на других чувствах и ощущениях, например на вкусе или желании действовать, танцевать. Разумеется, такой трюк не сработает в мишленовском ресторане, поэтому очень важно подобрать оптимальную громкость для определенного случая и места. При идеальном выборе то или иное воздействие на человека будет максимальным.
Фото: © Marcus Loke/Unsplash
К похожим выводам в 2008 году пришел и француз Николя Геген, профессор поведенческих наук из Университета Южной Бретани. В ходе нескольких экспериментов Геген увидел закономерность между скоростью и громкостью музыки в баре и количеством выпитого алкоголя среди посетителей.
Во время эксперимента Николя выбирал случайного человека и наблюдал за тем, сколько он заказывает, как быстро выпивает. После того, как посетитель уходил, громкость музыки менялась, и та же процедура проводилась уже с новым гостем.
«Предыдущие исследования показали, что быстрая музыка может вызвать быстрое опьянение и что человек проведет больше времени в том баре, где есть музыкальное сопровождение, в отличие от тихого места. Это первый случай, когда экспериментальный подход в реальном контексте обнаружил влияние громкой музыки на потребление алкоголя», – заявил Николя.
По словам Гегена, у этого феномена есть и альтернативное объяснение. Вполне возможно, что из-за громкой музыки посетителям банально сложнее общаться, поэтому они больше пьют.
Опыт заведений
Нам стало интересно, насколько серьезно российские заведения относятся к подбору музыки, чем руководствуются при выборе и к каким результатам это приводит.
Riesling Boyz
Московский ресторан, специализирующийся на рислингах со всего света и уютной расслабляющей атмосфере.
Подготовка плейлистов: плейлисты отличаются в зависимости от времени суток и подбираются под каждую модель потребления отдельно.
Жанровая специфика: вместо определенных жанров, предпочтение отдается общему настроению и атмосфере в моменте.
Громкость: громкость варьируется в зависимости от количества посетителей. Чем меньше гостей, тем музыка тише, и наоборот.
Количество алкоголя: в среднем чеке на каждого посетителя приходится по 3 напитка за визит.
Martinez
Необистро на берегу Черного моря с легко читающейся любовью к испанскому колориту и приятной беззаботности.
Подготовка плейлистов: используют подход с готовыми подборками треков. В основном это дневной и вечерний варианты. В идеале иметь три собранных плейлиста.
Основные жанры: соул, классическое диско, фанк и chill out.
Громкость: 3-5 по шкале до 10. Уровень меняется в зависимости от количества гостей в ресторане.
Количество алкоголя: в среднем 2-3 напитка за вечер на гостя.
Мамай-Кале
Развлекательный комплекс, спрятанный в тихом лесу неподалеку от Сочи.
Подготовка плейлистов: плейлист должен соответствовать имиджу ресторана и вкусу владельца. Конечно, загородное расположение комплекса обязывает.
Жанры: от chill out до deep house.
Громкость: музыка не должна быть громкой, чтобы не мешать общению гостей. Поскольку ресторан находится в тихом месте, темп музыкального сопровождения также не должен превышать 105 ударов в минуту.
Количество алкоголя: точных данных нет, но примерно 1 литр алкоголя на человека.
Вместо вывода
Попробуйте в следующий раз обратить внимание на музыкальное сопровождение в любимом заведении и проникнуться задумкой. К чему вас подталкивают владельцы? Может, и впрямь заказать еще один коктейль? А может, стоит притормозить? В любом случае – проводите время только там, где вам приятно.
Фото на обложке: © Priscilla Du Preez/Unsplash.