SWN
Редакция SWN
Редакция SWN
ГлавнаяСтатьиВиноРазноеКто создает самые креативные этикетки для российских вин

Кто создает самые креативные этикетки для российских вин

Дизайн не просто украшает бутылку, но и рассказывает историю: о терруаре, философии винодела и о его увлечениях. Креативные этикетки становятся важным элементом винной культуры и играют одну из ключевых ролей в формировании имиджа вина. Что стоит за этими визуальными образами и как они влияют на восприятие самого продукта? Об этом мы поговорили с несколькими российскими виноделами, которые, на наш взгляд, делают необычные и запоминающиеся этикетки.

Кто создает самые креативные этикетки для российских вин

Никто не будет отрицать, что в последние годы виноделие в России становится не просто ремеслом, а настоящим искусством, где бутылка вина может стать посланием. Виноделы стремятся выделиться не только качеством, но и оригинальностью подачи. Здесь на сцену и выходят концептуальные этикетки.

ТОП100

Танцы, смыслы и собаки

В современном виноделии этикетка становится не только носителем информации, но и отражением философии производителя. Ярким примером являются вина Paradise Garage, чьи этикетки созданы дизайнером Алексеем Курчиным, сооснователем и арт-директором студии Hattomonkey. Он выбрал минималистичный подход: строгий прямоугольник, наполненный свободными, живыми линиями. «Мы делаем вино по натуральным принципам, почти не используем технологические средства. Наш виноград, по сути, “танцует”. Это чистый арт. Прямоугольник на этикетке задает рамку, но внутри нее виноград и дрожжи решают, какой танец станцевать. Цвет фона – это цвет радости и легкости, что отражает наш подход», – объясняет винодел Paradise Garage Константин Наумов. 

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Совершенно иной подход демонстрирует винодельня Vibes, для которой этикетки стали способом рассказать о родном Севастополе. «Это город с уникальной историей, всегда находящийся в эпицентре событий. Наши этикетки – визуальные истории. Мы выбираем значимые для нас места, которые сфотографировала моя жена Карина. На основе этих фотографий художник Павел Ртуе создал коллажи. Для знатоков севастопольского ландшафта эти места будут узнаваемы, хотя для их идентификации иногда нужна подсказка», – рассказывает основатель винодельни Денис Шарапов. Более того, Vibes активно сотрудничает с местными художниками, что подчеркивает связь бренда с его культурным и историческим контекстом. Например, графические изображения Владимира Новикова используются на пакетах и индивидуальной упаковке. 

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Некоторые винодельни черпают вдохновение из самых личных аспектов жизни. Семейная винодельня Villa di Alma, к примеру, сделала центральной темой своих этикеток... собак. Дмитрий Шелаев рассказывает, что, до того как заняться виноделием, их семья завела трех черных немецких овчарок. «Животные часто сопровождали нас на виноградниках. Я запечатлел момент, когда моя дочь обнимала одну из собак, и это фото стало логотипом нашей винодельни, – вспоминает Шелаев. – Когда настало время разрабатывать этикетки для первых вин, идея пришла сама собой: каждый сорт вина будет представлен одной из собак. Так, на этикетке пино гри появился Ильхан – ласковый вожак стаи, пино нуар украсила Зарина – позитивная, а на рислинге оказался Мухтар – мохнатый, немного неуклюжий балбес». Реализовать идею помогла компания Uniqa. Дети Шелаева записывали, какими характерными чертами обладает каждая собака, и отправляли свои наблюдения художнику в Москву.

Фото: © Villa di Alma

Фото: © Villa di Alma

Вопреки сложностям

На пути к созданию креативных этикеток виноделы сталкиваются с вызовами, требующими нестандартных решений. Каждая новая этикетка – это не только визуальная история, но и результат многочисленных компромиссов и поисков. «У нас была задача сделать вино подарочным, – вспоминает Сергей Бескоровайный, основатель винодельни “Бельбек”. – Мы работали с несколькими дизайнерами, но результат все никак не устраивал. В какой-то момент дизайнер Николай Счеревский отбросил компьютер и взялся за масляные краски. Он создал несколько холстов, которые мы затем перенесли на бутылки. Эти картины до сих пор украшают наш офис». Переход на «картинные» этикетки разбил потребителей на два лагеря: 70% покупателей восприняли нововведение с энтузиазмом, а оставшиеся 30% «уже привыкли», иронизирует владелец. 

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Неожиданную сложность встретили на винодельне «Лефкадия» еще в начале 2000-х. Изначально здесь задумали создать этикетки с мифологическими сюжетами Древней Греции: аргонавты, Дионис, Минотавр – все эти истории должны были стать частью оригинального маскарона. «Мы хотели, чтобы издалека этикетка выглядела как маскарон, а вблизи открывались детали разных мифов. Это было очень красиво, но итоговый дизайн оказался слишком мелким для восприятия. Тогда мы решили вырезать мифы из основного маскарона в стиле Джузеппе Арчимбольдо и разместить их отдельно на каждой этикетке», – рассказывает Михаил Николаев. 

Процесс создания фирменных этикеток для «Лефкадии» был долгим и непростым, последняя редакция произошла в 2021 году, к ней приложила руку Ирина Клюсова. «Для нас при создании этикеток было важно подчеркнуть, что слово “Лефкадия”, которое мы придумали для этой территории, не случайно связано с Грецией. Территория винодельни расположена на границе между Боспорским и Скифским царствами, а виноделием здесь занимались еще в VI веке до нашей эры. Мы хотели отметить, что античные традиции виноделия на этих землях не менее древние, чем в Испании или Франции», – поясняет Николаев. 

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

А вот винодел Константин Дзитоев сталкивается с «ремесленными» трудностями: его вина расписываются вручную красками, и художникам приходится долго осваивать непростую технику. «Опытный художник может расписать 30-50 бутылок за день, а начинающий – всего три. Это кропотливая работа, требующая месяцев практики. Надо привыкать к тому, как краска выдавливается из тюбика, чтобы получалась необходимая толщина и длина линий, – говорит он, – к тому же, перед нанесением рисунка бутылку необходимо обработать спиртом, чтобы краска лучше держалась, а после – ждать, пока она высохнет, что занимает 3-4 дня». 

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Для виноделов из Vibes самой большой проблемой при создании необычных этикеток стала печать. «Нужно соблюсти все технические нюансы, чтобы воплотить художественную задумку так, как это видят заказчики», – отмечает Денис Шарапов.

На стыке искусства и бизнеса

Создание концептуальной винной этикетки – это искусство, которое должно учитывать не только эстетическую составляющую, но и коммерческие реалии. Важно четко понимать, кто потребитель и где он будет покупать вино. Если продукт ориентирован на ритейл, главная задача этикетки – привлечение внимания и создание узнаваемого образа на полке. Этикетка становится инструментом позиционирования и основным способом коммуникации с покупателем, особенно в условиях строгого законодательства, ограничивающего рекламу алкоголя.

«Этикетка должна соответствовать вину, чтобы человек взял в руки бутылку и у него возникли позитивные ассоциации. Это и есть наша конечная цель. Этикетка 100% влияет на продажи. Если мы вернемся к классическому дизайну, то это будет шаг назад, и продажи снизятся», – уверен Сергей Бескоровайный.

Покупатели обращают внимание на яркую, броскую этикетку и часто берут вино на пробу. Но важно удовлетворить ожидания от самого вина, не допустить расхождения между “формой и содержанием”». Андрей Куличков, владелец винодельни «Собер Баш».

Андрей Куличков, владелец винодельни «Собер Баш», подтверждает, что этикетка действительно влияет на выбор покупателя, особенно в розничных магазинах. «Покупатели обращают внимание на яркую, броскую этикетку и часто берут вино на пробу. Но важно удовлетворить ожидания от самого вина, не допустить расхождения между “формой и содержанием”. Впрочем, концептуальность этикетки принципиальна только для ритейла, где покупатель может увидеть ее на полке перед глазами», – считает Андрей. 

Фото: © «Собер Баш»

Фото: © «Собер Баш»

В свою очередь, Константин Наумов полагает, что можно создавать концептуальные этикетки, даже если вина отгружаются только в HoReCa. «Мы продаем вина в рестораны, и наша аудитория – сомелье. Мы обращаемся к аудитории, которая должна визуально и интуитивно наши вина принять за относящиеся к “новым” старым европейским виноделам, к тем, кто делает вино “как раньше”. В нашей этикетке не важна коммуникация с покупателем, важно настроение, которое она передает сомелье. Поэтому мы делаем эмоциональные и иллюстративные этикетки», – рассказал он.

Михаил Николаев из «Лефкадии», напротив, считает, что для российского рынка концептуальные этикетки – это скорее вызов. По его словам, нашему потребителю привычнее видеть классические этикетки, так как долгие годы соотечественники выбирают на полках Бургундию, Германию и Шампань. Поэтому смелые концептуальные решения могут не всегда положительно сказываться на продажах.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №170.

Фото на обложке: © Александр Платонов.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email