Никто не будет отрицать, что в последние годы виноделие в России становится не просто ремеслом, а настоящим искусством, где бутылка вина может стать посланием. Виноделы стремятся выделиться не только качеством, но и оригинальностью подачи. Здесь на сцену и выходят концептуальные этикетки.
Танцы, смыслы и собаки
В современном виноделии этикетка становится не только носителем информации, но и отражением философии производителя. Ярким примером являются вина Paradise Garage, чьи этикетки созданы дизайнером Алексеем Курчиным, сооснователем и арт-директором студии Hattomonkey. Он выбрал минималистичный подход: строгий прямоугольник, наполненный свободными, живыми линиями. «Мы делаем вино по натуральным принципам, почти не используем технологические средства. Наш виноград, по сути, “танцует”. Это чистый арт. Прямоугольник на этикетке задает рамку, но внутри нее виноград и дрожжи решают, какой танец станцевать. Цвет фона – это цвет радости и легкости, что отражает наш подход», – объясняет винодел Paradise Garage Константин Наумов.
Фото: © Александр Платонов
Совершенно иной подход демонстрирует винодельня Vibes, для которой этикетки стали способом рассказать о родном Севастополе. «Это город с уникальной историей, всегда находящийся в эпицентре событий. Наши этикетки – визуальные истории. Мы выбираем значимые для нас места, которые сфотографировала моя жена Карина. На основе этих фотографий художник Павел Ртуе создал коллажи. Для знатоков севастопольского ландшафта эти места будут узнаваемы, хотя для их идентификации иногда нужна подсказка», – рассказывает основатель винодельни Денис Шарапов. Более того, Vibes активно сотрудничает с местными художниками, что подчеркивает связь бренда с его культурным и историческим контекстом. Например, графические изображения Владимира Новикова используются на пакетах и индивидуальной упаковке.
Фото: © Александр Платонов
Некоторые винодельни черпают вдохновение из самых личных аспектов жизни. Семейная винодельня Villa di Alma, к примеру, сделала центральной темой своих этикеток... собак. Дмитрий Шелаев рассказывает, что, до того как заняться виноделием, их семья завела трех черных немецких овчарок. «Животные часто сопровождали нас на виноградниках. Я запечатлел момент, когда моя дочь обнимала одну из собак, и это фото стало логотипом нашей винодельни, – вспоминает Шелаев. – Когда настало время разрабатывать этикетки для первых вин, идея пришла сама собой: каждый сорт вина будет представлен одной из собак. Так, на этикетке пино гри появился Ильхан – ласковый вожак стаи, пино нуар украсила Зарина – позитивная, а на рислинге оказался Мухтар – мохнатый, немного неуклюжий балбес». Реализовать идею помогла компания Uniqa. Дети Шелаева записывали, какими характерными чертами обладает каждая собака, и отправляли свои наблюдения художнику в Москву.