Первое впечатление от Сардинии сложно забыть: в аэропорту Кальяри пассажиров встречал огромный плакат Sardegna quasi un continente. Отбросив по не твердому тогда знанию итальянского языка слово quasi («почти»), я восхитилась красотой белого песчаного пляжа в объятиях лазурных волн на фотографии. Сардиния – континент, с которым моя жизнь связана уже около 15 лет, я не только гражданин Итальянской Республики «по паспорту», я еще и резидент этого чудесного острова «по прописке».
Многовековая история сардов считывается с фамилий островитян: Бракалья расскажет о Римской империи, Ферреро переносит к периоду правления на острове Савойской династии, Балларин – к потомкам венецианцев, построивших в 1930 году Муссолинию, нынешнюю Арборею. Но все мы – сарды, наравне с Каналисами, Милисами и Пирасами. Земля острова стала родной для множества пришлых сортов винограда. Каберне совиньон, сира, мерло – не редкость в линейках сардских виноделен, а шардоне показывает чудеса толерантности в купаже с местными сортами.
Понять Сардинию без знакомства с сардами сложно, понять виноделие Сардинии без долгих бесед с бокалом каннонау или верментино с сардскими виноделами – сложно вдвойне. Мне повезло, я объездила остров вдоль и поперек, посетила множество виноделен и фермерских хозяйств, подружилась с легендарными в Сардинии людьми – от пастухов и агрономов до глав политических партий. Все они влюблены в свою землю, а когда речь заходит о винах, местные винные профи среди сонма имен первым всегда упоминают Пьеро Челла.
Пьеро начал карьеру на винодельне Santadi под началом Джакомо Такиса, с которым проработал 13 лет. Сейчас он консультирует лучшие винодельни и развивает семейную Quartomoro di Sardegna. Мы дружим много лет, еще с тех времен, когда винодельня Пьеро располагалась в ангаре рядом с домом. С ним всегда интересно обсуждать, как виноделие Сардинии меняется с годами. Вот кое-что из нашего последнего разговора, специально для SWN.
© из личного архива Софьи Бракальи
Сардиния сегодня – Сардиния завтра: какое будущее ждет сардское вино? Великий энолог Джакомо Такис предвидел потенциал, был ли он прав?
Такис всегда говорил, что я слишком немногословный. Но для сарда важно прежде всего слушать и анализировать информацию. Мы щедро делимся эмоциями и гордимся нашими духовными, семейными и культурными ценностями. Джакомо считал потенциал Сардинии очень высоким. Благодаря своему таланту и интуиции он открыл и исследовал многообразие местных сортов, заставив всех поверить в их перcперспективность. Многое было сделано более чем за 30 лет на пути к качественным сардским винам, но многое еще предстоит. Молодое поколение вселяет надежду, что виноделие Сардинии вступило в прекрасную эпоху. Я с гордостью смотрю на сына Альберто, видя, как день ото дня крепнет его любовь к нашей земле.
© из личного архива Софьи Бракальи
Верментино – самый современный сорт Средиземноморья. Он сардский или глобальный?
Сардиния пока только на пути к тому, чтобы сделать верментино своим брендом. Слишком разные стили в зависимости от территории: зона Vermentino di Gallura DOCG на севере уникальна своими гранитными почвами; Vermentino di Sardegna делают повсеместно, но некоторые винодельни уже нашли свой стиль, характерный только для их местности. Верментино распространен на соседней Корсике, во Франции, в Лигурии и Тоскане. Сделать из него настоящую торговую марку пока удалось только предприимчивым тосканцам.
Каннонау имеет вековое происхождение, как он идентифицирует территории?
Сорт был распространен на Сардинии еще в нурагическую эпоху, он может многое рассказать о различиях территорий. Гранитные почвы лучше других раскрывают его потенциал. Все его ресурсы концентрируются на самых бедных почвах. В зоне Мандролизай (Mandrolisai), где растут мои виноградники каннонау, почвы из гранитной крошки без толики органики дают особенно минеральные вина. Каннонау с близких к морю участков в зоне Доргали (Dorgali) выдает в вине совсем другие оттенки вкуса и цвета, чем, скажем, в зоне Альгеро (Alghero) с известняковыми почвами. Особым изяществом отличается каннонау из Альгеро бледного цвета, ближе к насыщенному розовому. В 2018 году я высадил новые участки на почвах с высокой концентрацией обсидиана, камня вулканического происхождения. Посмотрим, что получится.
© из личного архива Софьи Бракальи
Могут ли менее известные сорта Сардинии прогреметь на весь мир?
Наско, семидано, нурагус, моника, бовале, каньюлари – об этих сортах все чаще говорят, охотнее пишут, может, какой-то из них и прославит Сардинию, как это сделал в свое время кариньяно. Но не будем забывать, что кариньяно обязан своей звездной судьбой легендарному Джакомо Такису.
5 моих любимых вин Сардинии, которые можно попробовать в России:
- игристое из Альгеро Torbato от Sella&Mosca;
- белое из с орта семидано Puisteris от Cantina di Mogoro;
- верментино VT (Vendemmia Tardiva) от Capichera;
- красное из сорта бовале Su’nico Bovale от хозяйства Su’entu;
- Turriga от Argiolas.
И 5 тех, что можно попробовать только на Сардинии:
- игристое на основе верментино Frizzante "Z" от Quartomoro di Sardegna;
- верментино & шардоне Villa di Chiesa от Santadi;
- верментино Vermentino di Gallura DOCG Superiore Cucaione от Piero Mancini;
- красное из сорта каньюлари, Cagnulari от Poderi Parpinello;
- каннонау Cannonau di Sardegna DOC Soroi от Cantine di Orgosolo.
Фото на обложке: © Tristan Mime/Unsplash.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №132.