Итак, Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3720-р «Об утверждении территориального деления виноградопригодных земель РФ» указаны названия виноградо-винодельческих зон, районов внутри них и терруаров. Чтобы было понятнее, территориальное деление произведено в рамках российской национальной системы защиты вина по географическому указанию (ЗГУ) и наименованию места происхождения (ЗНМП).
Зачем нужно это Распоряжение? В ФЗ-468 есть раздел, который называется «Виноградопригодные земли», и во исполнение того, что в нем записано, Минсельхоз обязан выпустить приказ. Он это и сделал. Таким образом, бюрократическая составляющая ФЗ выполнена Минсельхозом в виде этого документа. Если мы никак не реагировали на статью в ФЗ про виноградопригодные земли, которую предлагали исключить еще до его принятия, зачем суетиться по этому поводу сейчас? Ведь Распоряжение – это лишь следствие.
Взволновали и возмутили общественность такие яркие детали, как например:
- в Ростовской области 55 виноградо-винодельческих районов (откуда?), в Дагестане 28, на Кубани – всего 9;
- ЗГУ «Нижняя Волга» вообще не существует;
- попали в список терруаров шахтерские зоны Ростова, соляные топи Каркинита, Демерджи с козами и скалолазами, а также Белая скала с туристами. А таких светочей как «Имение Сикоры», «Галицкий и Галицкий», «Гунько Вайнери» (все с ЗНМП) как будто не существует;
- названия некоторых зон, которые надо еще ухитриться географически идентифицировать, звучат как сказочные фантазии: Пантикапей, Кафа, Кучук-Узень.
Как мы представили себе, перечень виноградопригодных земель был запрошен в территориальных комитетах по сельскому хозяйству, то есть предоставлялся каждым субъектом самостоятельно по запросу Минсельхоза. Часть из них исполнила его буквально, как, например, Ростов: учитывая понятие «виноградопригодные земли», закрепленное в Законе о вине, не стал мелочиться – 55 хорошая цифра, солидная. Оттого туда попали и шахты, и зоны подтопления.
Другие регионы тоже исходили из тех данных, что посчитали нужными и ценными. В Краснодарском крае вот своих не распускают, построже надо с ними. В Севастополе открыли 100-летние архивы, а также советские, отметили, где росли сады и виноградники. Получается, это был элементарный эксцесс исполнителя, «прыщавая девочка на кассе»?
Однако поговорив со специалистами отрасли, мы вот что для себя уяснили:
Исполнили ФЗ правильно, но получилось то, что получилось. Это не эксцесс исполнителя, его смотрели толпы юристов в Минсельхозе и правительстве. Чиновничий мир документов иначе устроен, там нет места логике и эмоциям. И юристы, просматривающие документы перед принятием, требуют, чтобы было написано буква в букву как в законе, а не так, как вам надо или как реально обстоят дела. Ответ на «почему 9 в Краснодаре и 55 в Ростове?»: так решила местная власть исключительно на основании прочтения закона, это же первоисточник. Dura lex sed lex. То есть это не ошибки людей, это глобальная ошибка в законе.
Как данное Распоряжение в принципе может повлиять на виноделие страны? Да в целом, никак. По сути, виноград можно высадить где угодно, не сообразуясь с данным распоряжением. Ну и что, что земля не названа виноградопригодной. Хотите, сажайте под Мытищами, хотите – под Хабаровском. Процентов 20 территории Российской Федерации смело можно назвать виноградопригодной. Можно ли просто проигнорировать данное распоряжение? Можно. Засада в том, что последствия его совершенно не ясны и находятся в руках тех, кто будет документ трактовать. Вот представьте, приходят чиновники, допустим, в «Новотерру», которая не указана в документе, и говорят: «У вас виноград растет не на виноградопригодных землях, вы почву портите, вредители». Значит, надо корчевать. Это мы утрируем, конечно, но жизнь заковыристее любого романа.
Выводы: то самое постновогоднее жаркое обсуждение должно было бы иметь два направления. Первое, которое оказалось единственным – все силы бросили на хайп. А оказалось, ограничились поверхностным взглядом на проблему. Ну поправят это распоряжение, точнее, выпустят следующее, с дополнениями и поправками. Сейчас уже новое готовят наверняка, которое включит «Имение Сикоры» и других «лишенцев» в необходимый перечень. Просто людям хотелось внимания, пояснений и общения.
Второе обсуждение, которое и должно бы оказаться основным, просто не случилось. Ну неинтересно это, препарировать ФЗ-468, который мы радостно встречали в последних числах 2019 года и лихорадочно обсуждали первое полугодие 2020, до его вступления в силу. Потом еще месяц брыкались ритейлеры, они первые столкнулись со сложностями – и все затихло. В том числе и необходимые как воздух поправки, которые прошли первое чтение в августе 2020 и заглохли, даже нет заключения правительства по ним. На втором чтении в сентябре застряли.
Как говорят специалисты в отрасли, закон – это наша жизнь, но лишать нас ее будут по подзаконным актам.
Редакция следит за событиями.
Фото на обложке: © Игорь Родин.