Закон о виноделии и виноградарстве вступил в силу — что изменится

Закон о виноделии и виноградарстве вступил в силу: тихая революция винных полок

Валерия Труфакина

Автор

Винный гид России

26 июня 2020

Ряды бутылок с надписью «Вино России», полки, на которых стоят бутылки, похожие на винные, с надписью «не является вином» – какие еще новшества ждут покупателей в винных отделах?

Сегодня, 26 июня, вступает в действие первый в истории России Закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Статья 26 этого документа, регламентирующая маркировку и розничную продажу винодельческой продукции, вызывает большое количество вопросов у всех заинтересованных сторон. Simple Wine News совместно с Роскачеством и командой проекта «Винный гид России» собрали комментарии у участников винного рынка чтобы рассказать читателям, какие новшества их могут ждать уже завтра. В последующих материалах мы подробнее расскажем о том, как этот Закон повлияет на работу всей винной сферы – от виноградарей до сомелье.

Вино или Не-вино?

Революционым положением Закона четко определяется маркировка вина из винограда, выращенного в России. Сергей Леонов, директор по развитию торговой сети «Хороший выбор», отмечает, что это будет прямо отражаться на этикетке, что облегчит ритейлу работу с покупателями: «Для продажи российских вин нам необходимо будет выделить их на полке надписью "ВИНО РОССИИ". В выкладке необходимо разделять: отдельно вино, отдельно алкогольные напитки на основе вина, не являющиеся вином. При этом нужна будет надпись на полке: "ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ" – это уже сейчас надо делать».

Однако положения, касающиеся маркировки и выкладки, вызывают вопросы для тысяч магазинов и даже федеральных сетей.

Александр Ставцев, вице-президент Российской Ассоциации Экспертов Рынка Ритейла, говорит: «Пока на этикетках отсутствует четкое указание: "Вино России" или "Не-Вино", правильно выставить продукцию сложно. А такой маркировки пока быть не может, потому что закон обратной силы не имеет: все, что произведено до 26 июня 2020 года должно допродаваться». 

Ставцев считает очень важным шагом, что винные напитки будут маркироваться как «не-вино». «Это абсолютно маргинальная категория, странно вообще, что ее по ГОСТу производят – там же все что угодно можно добавлять. – утверждает Александр. – У некоторых покупателей есть заблуждение, что любая бутылка с мюзле – это какое-то такое "шампанское". Но нельзя же чтобы вместе газированными виноградосодержащими напитками стоял, допустим, крымский "Новый Свет". Это дискредитация в глазах покупателя нормального вина из российского винограда. Региональная крупная сеть "Европа" уже, прочитав закон, выставила вина уважаемых крымских производителей в раздел "Не-вино"».

Александр объясняет, что до вступления в силу Закона единственным критерием, определяющим «российскость» продукта, была маркировка ЗГУ. Однако не существует ЗГУ России, есть только только ЗГУ Крым или ЗГУ Кубань, поэтому, если виноград был выращен в одном регионе, а вино из него производилось в другом, оно уже не могло маркироваться как ЗГУ или «Вино России». В этом, например, и была проблема с «Новым Светом».

Сергей Беляков, председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли, уточняет детали: «С точки зрения ритейла, авторы законопроекта не учли ряд важных отраслевых особенностей, касающихся выкладки и розничного оборота товара, например, различий и особенностей торгового пространства в магазинах разных форматов, ежедневные изменения в ассортиментной матрице с изменением содержания полок, возможность перемещения потребителем товара на полках, появление пустот на полках из-за введенных ограничений, и другие». 

Главная категория

Опасения ритейлеров не всегда понятны тем, кто имеет отношение к законотворчеству. Например, Леонид Попович, президент НО «Союз виноградарей и виноделов России», считает все эти ужасы надуманными: «В рознице просто должны покупателю объяснить, что вот это – вино, а вот это – уже нет. И способы, с помощью которых это будет осуществляться, в законе не прописаны. Поэтому когда сейчас розница голосит: "Ой, мы не знаем, что делать, 27-го мы все помрем", – хочется сказать: просто читайте закон, там все, что вам нужно, написано».

Закон обратной силы не имеет, следовательно, сегодняшняя полка с теми продуктами, которые на ней стоят, может спокойно продаваться дальше.

Другой вопрос, куда ритейлу девать продукцию, которую винодельня произвела 27 июня. Он должен на нее посмотреть: если это вино из винограда, выращенного в России, о чем указано на этикетке, он ставит бутылку в «Вино». То есть винодельня 27 июня выпускает новую партию вина и пишет – произведено в Краснодарском крае, из винограда сорта «шардоне», урожая такого-то года, выращенного в Краснодарском крае. Все это будет на этикетке, потому что производитель обязан это написать. Тогда магазин решает, куда ставить: будет ли это отдельная стойка, полка или отдельная секция на полке, а может, бутылка будет единственная на витрине, где будет обозначено, что она произведена подобным образом.

Попович поясняет, что, когда предприятия начнут производить вино из виноматериала, изготовленного не в России, они должны будут написать на этикетке – «винный напиток», в соответствии с ФЗ-171. По его мнению, эта категория в ближайшее время станет главным винодельческим продуктом в РФ, потому что никакую другую виносодержащую продукцию, не являющуюся вином, на сегодняшний день ФЗ-171 не разрешает выпускать и не дает на нее акцизные марки. 

Переходный период

Все респонденты отмечают необходимость некоего периода для адаптации к новым условиям и получения комментариев от юридических департаментов и надзорных органов. Александр Ставцев прогнозирует: «Закон невозможно прочитать однозначно, и никаких комментариев к нему нет. Это самый опасный момент. У нас же большая страна. Пока Роспотребнадзор не даст разъяснения, в регионах будет хаос. Все читают документы по-своему. И я допускаю, что где-нибудь за Уралом местный инспектор придет и скажет: а у вас выкладка не соответствует. Или вот это вино неправильно маркировано и его надо утилизировать. Сейчас все будут смотреть на прецедентную практику, кого за что штрафуют. И мы сейчас на период от трех месяцев до полугода погрузимся в ситуацию кризиса. И будем дружно его преодолевать».

Кроме того, еще одну серьезную деталь отмечает Сергей Беляков: «По оценке экспертов отрасли, объем продаж отечественного вина может сократиться на 10-15%, что неизбежно негативно отразится как на производителях вина, так и продавцах, и покупателях. Аналогичная ситуация сложилась с продажей молочной продукции в середине 2019 года, после введения обязательного разделения на полках продукции с заменителям и без заменителей молочного жира – продажи по некоторым видам товара упали до 50%».

Его поддерживает Александр Ставцев: «Часть товаров сети просто вывели, чтобы не путаться и не попадать на штрафы. То же самое может случиться и с совершенно безвинной продукцией российских производителей вина». Он же отмечает еще одну опасность сокращения «российской» полки: «Нет четкого разъяснения, распространяется ли действие закона на импортное вино вообще. Если да, то будет много вопросов к ассортименту импортеров, если нет, то 48% рынка, которые сейчас занимает "столовое" вино, выпущенное в России, займут вина из Белоруссии, Казахстана, да и из других, более классических, винодельческих стран».

После принятия Закона в декабре 2019 к нему было предложено более 180 поправок. Тем не менее, документ вступил в силу без них. Возможно, первые месяцы работы документа покажут, к каким предложениям стоит вернуться, и этот важный индустриальный закон будет становиться еще лучше и современнее.

Материал подготовлен при поддержке «Винного гида России».

Фото на обложке: Игорь Родин.

  • Валерия Труфакина

    Автор

    Винный гид России

  • 26 июня 2020

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari