В 80 км к западу от Волгограда город Калач-на-Дону обозначает границу нижнего течения Дона и начало Цимлянского водохранилища. Все ныне действующие хозяйства Ростовской области расположились вдоль этого отрезка Долины Дона, однако для удобства их можно разделить на два кластера: 1) Цимлянский, более восточный, ближе к городу Цимлянску, и 2) Ростовский, хозяйства которого расположены западнее, в большинстве своем неподалеку от города Новочеркасска.
Хотя широты здесь, как и в Волгоградской области, очень высокие и виноградарство исторически было укрывным, непрерывная история виноделия на Дону насчитывает не менее 300 лет (если же придерживаться «хазарской» теории А. Потапенко, то и все 1300). Самый большой вызов, который стоит перед регионом, – огромные расстояния между винодельнями. Повторить наш маршрут с заездом во все точки смогут только редкие энтузиасты.
Фото: © Татьяна Платонова
Потерянный терруар
К сожалению, современные виноградники Цимлянского кластера расположены не в тех же местах, где находились исторические посадки. Главной причиной стало строительство Цимлянского водохранилища, затопившего более 150 казачьих станиц и склоны, на которых были высажены лозы.
Первая особенность цимлянских склонов была в том, что водоупорный пласт глины залегал ниже ракушечника и мела, и потому родниковые воды сочились и увлажняли почву равномерно на протяжении более 10 км. Виноградник высаживался именно в определенной части склона, который позволял обеспечить лозы достаточным количеством воды.
Укрывание с помощью тракторов – это относительно недавняя придумка, которую удалось осуществить, когда затопленные Цимлянским водохранилищем виноградники со склонов пересадили на равнину. А на склонах их высаживали в виде уникальной формировки, имеющей некоторые черты перголы, лиры и échalas, под названием «донская чаша».
«Чаша» представляла собой четырехугольную деревянную конструкцию. В центре каждой находилась одна лоза, а соседние растения являлись отводками первой, «материнской» лозы. Таким образом, лозы в «чашах» на склоне представляли собой единое разросшееся растение. Укрывали такие лозы вручную, но постоянная древесина при этой формировке была настолько мощной, что дополнительно защищала их от вымерзания. Помогали и склоны, предоставляя в холодное время больший угол для падения солнечных лучей.
Фото: © Татьяна Платонова
Третья уникальная черта – это подборка аборигенных сортов, которые больше нигде не встречаются. Связано это и с географией, и с особой историей региона.
Цимлянские виноградники представляли собой уникальную искусственную экосистему и в сегодняшнем мире вполне бы могли стать объектом культурного наследия. В книге академика Г. Матюшова под названием «Цимлянская плотина: последний аккорд расказачивания на Дону» приведена карта аграрной специализации территорий Войска Донского. Большая часть территорий, где было развито виноградарство, оказалась затоплена, как и более 150 казачьих станиц.
Донские сорта
Долина Дона – настоящая кузница автохтонных сортов. Однако здесь возможна путаница, поскольку не все сорта являются истинными уроженцами этих мест (хотя таковыми считаются).
Фото: © Татьяна Платонова
Красностоп золотовский. Наиболее распространенный из автохтонных сортов, был практически полностью уничтожен зимними морозами в 70-х годах XX века и возрожден из небытия благодаря усилиям «Винодельни Ведерниковъ». Сорт дает мощные, танинные красные вина с хорошей кислотностью.
Цимлянский черный. Его посадки на Дону сильно пострадали из-за болезней и вирусных поражений, и в начале 2000-х годов для восстановления ростовчанам пришлось заимствовать посадочный материал из питомника «Фанагории». Он очень пластичный: это один из немногих черных сортов, дающих отличные белые и розовые игристые вина и при этом способных на выдержку в красном воплощении.
Сибирьковый. За обманчивой простотой аромата скрывается превосходная кислотная структура, которая позволяет делать запоминающиеся игристые вина и удерживает даже простые, легкие белые в свежем состоянии в течение пяти лет и более. 15 лет назад последние 5 га сорта чуть не были раскорчеваны, и только благодаря усилиям ростовских виноделов с них успели нарезать посадочный материал для восстановления сорта.
Названия автохтонов часто топонимичны, к уже приведенным примерам добавим бессергеневский и кумшацкий. А вот пухляковский, хоть и связан с названием станицы, на деле является румынским сортом коарне альба, невесть откуда появившимся и прижившимся на донской земле. Зато плечистик и мушкетный – настоящие автохтоны. Названия сортов советской селекции могут быть очень созвучны, но среди них встречаются и внутривидовые кроссы, как достойный, и межвидовые гибриды с амурской лозой (денисовский и голубок) или участием генов американских видов (платовский). Но автохтонами их называть неверно.
Николай Молчанов, «Винодельня Молчанова»: «Витис виниферу очень легко отличить от гибридов по опушенности коронки. У гибридов опушенности практически нет, а у наших автохтонов она очень сильная. Для донских сортов характерна очень большая сила роста куста. Только красностоп золотовский – среднерослый и выделяется из всех автохтонов в отдельную нишу. Почти у всех из них функционально женский тип цветка».Фото: © Татьяна Платонова
Цимлянский кластер
«Цимлянские вина»
Станица Цимлянская, на месте которой возник современный город, издавна известна как винодельческий центр. Приготовленные особым образом красные игристые вина упоминаются здесь как минимум с конца XVIII века. Помимо виноградарства, эта зона знаменита производством зерна, и в 1880-м на возвышенности под названием Чекалова гора был построен спиртоводочный завод мощностью 100 тыс. бутылок. В 1917-м, после Февральской революции, завод был законсервирован, и только в 1932 году его передали винсовхозу «Цимлянский».
После затопления склонов виноградники были пересажены на равнину. Новые цимлянские виноградники расположены в междуречье рек Дон и Сал. Один из участков находится на левом берегу Дона, в слободе Большая Мартыновка, другой – на побережье Цимлянского водохранилища, близ поселка Саркел. Станица, в свою очередь, стала городом Цимлянском и в 1962 году получила новый винный завод, известный нам сегодня как АО «Цимлянские вина». В 1968 году изготовленное старым казачьим способом игристое вино было отмечено первой медалью международного конкурса в Румынии.
В 2000-е завод оказался в руках собственников, которые из-за целого ряда причин довели его до банкротства. В 2019 году долги завода выкупила крупная ростовская промышленно-строительная группа и гендиректором стал Аскер Хапаев. Задача нового менеджмента – воссоздать команду, выстроить управление, восстановить 1000 га виноградников, многие из которых требуют обновления или пересадки. Видят они перспективы и в строительстве туристического комплекса.