Водка. Как много в этом слове… Так, стоп! Не туда
IWSR оценивает российский рынок производства водки как крупнейший в мире, с 30%-ной долей. Но 90% этой водки потребляется внутри страны и в странах СНГ. Колебания продаж главного крепкого алкогольного напитка в России год к году составляют не более 1-2%. В деньгах продажи на российском рынке, по данным Statista, Metro и IWSR, оцениваются почти в $1,5 млрд. В литрах тоже огромные цифры: в 2022 году – 73 млн литров.
Что же нового у нас
Во-первых, в январе 2022 года в ГОСТе появился новый спирт. Называется «Классический». Это ответвление спирта «Альфа». И в 2023 году Саранский ЛВЗ представил первую водку на основе этого спирта (ТМ «Городок»). Остальные смотрят, что из этого получится, как это было со спиртом «Альфа» в 2007 году, когда СЛВЗ первым стал с ним работать.
Во-вторых, санкции. Русская водка в Европе и Америке практически не продается – по понятным причинам. Экспорт в ЕС упал на 85-97% (в зависимости от страны), в США – на 99%. Соответственно, производители начали искать новые экспортные рынки. А это Юго-Восточная Азия, Китай, Ближний Восток (там тоже пьют водку). Так, Израиль стал самым крупным импортером русской водки в 2022 году, увеличив импорт практически в четыре раза по сравнению с 2021-м. Таиланд заинтересовался русской водкой. Буквально в конце августа один из крупнейших дистрибьюторов Таиланда проводил тендер по русской водке. Их основной клиент – это местный Seven-Eleven. Так что в следующем курортном сезоне можно будет спокойно купить родную русскую и в Таиланде.
Фото: © Alvis Taurens/Unsplash
В-третьих, маркетинговая активность внутри страны. Новинки, ребрендинги, коллаборации, различные мероприятия, нацеленные на ту или иную аудиторию. Причем многие производители начинают активно развивать суперпремиум-сегмент (кстати, это общемировой тренд) там, где их раньше не было либо они были слабо представлены.
А в мире
Азиатские рынки показывают стабильный рост. И, что еще важно, премиумизацию рынка. Понятно, что в первую очередь растет потребление выдержанных напитков, но и водка категории суперпремиум растет. Наиболее интересными направлениями сейчас являются Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Филиппины, Малайзия и Сингапур. Именно на этот регион обратили свое внимание такие гиганты, как Bacardí, Pernod Ricard, Diageo и другие. В том числе и российские производители водки. Но и более традиционные азиатские рынки (Япония, Китай, Индия) показывают очень хороший рост потребления водки. И не будем забывать про Центральную и Южную Америку и Африку. Эти рынки пока весьма слабы, в силу своих причин для каждого из них, но тем не менее показывают небольшой рост.
Мировой рынок водки в 2022 году оценили почти в $49 млрд. А к 2030-му он должен практически удвоиться. Основным рынком потребления водки является не Россия, как ни странно, а США. Рынок водки в США в 2022 году составил $19,37 млрд (напомню, российский рынок оценивают в 1,5 миллиарда всего). Основными двигателями роста продаж эксперты называют: миксологию, как традиционную, так и домашнюю; рост рынков, которые пока слабо развиты; премиумизацию категории; развитие RTD на основе водки. Практически все крупные иностранные бренды имеют свои RTD на базе собственной водки. Но к нам в Россию этот тренд придет еще не скоро: немного не тот стиль потребления водки в привычках.
Фото: © Andrey Ilkevich/Unsplash
Зарубежные тенденции
Основные тенденции рынка в США (да и не только там, а еще в Швеции, Финляндии, Польше, Франции):
-
Низкоалкогольные водки, как Smirnoff Infusions – 23% (у нее два варианта вкуса: апельсин + грейпфрут или малина + ревень + ваниль).
-
Ароматизированные и фруктовые водки: Absolut представила новый вкус Absolut Smoky Piña – чили и подкопченный ананас. Stoli презентовали новую вкусовую водку Chamoy, вкус которой вдохновлен одноименной мексиканской приправой, где маринованные фрукты сочетаются с перцем чили. Ketel One сделали водку со вкусом кофе.
-
Крафтовые водки: один из самых ярких примеров – водка Tito’s. Как заявляют производители, большинство процессов в ее изготовлении так или иначе связано с ручным трудом. Выпускают водку небольшими партиями. Дистилляция проходит на старинном оборудовании.
-
Еще один из заметных трендов – уменьшение углеродного следа и экологичность упаковки (использование переработанного стекла и картона с бумагой). Например, нидерландский бренд Ketel One активно использует переработанный картон для упаковки своей продукции.
Фото: © Ketel One Vodka
- Кроме того, американские эксперты отмечают «прозрачность» как один из трендов. Что это значит: указание полного состава, места и способов производства. Один из таких примеров – польская Belvedere 10, на которой указывают конкретную область произрастания ржи, вплоть до поля, с которого берут зерно, плюс описывают способ производства. Такой подход может привести к более осознанному потреблению. У нас он, вообще-то, практикуется со времен СССР: на каждой контрэтикетке русской водки в обязательном порядке указывается, какие ингредиенты входят в состав водки (категория спирта, вода, добавки). Ну а категорию спирта можно узнать из официальных источников.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №161.
Фото на обложке: © Nnathan Powers/Unsplash.