My default image
Тенденции в мире водки: краткий обзор рынка
ГлавнаяКрепкое и не толькоТенденции в мире водки: краткий обзор рынка

Тенденции в мире водки: краткий обзор рынка

У водки очень много хейтеров, которые говорят, что водка скоро уйдет в небытие. Так ли это? Константин Духанин разбирается.

Водка. Как много в этом слове… Так, стоп! Не туда

IWSR оценивает российский рынок производства водки как крупнейший в мире, с 30%-ной долей. Но 90% этой водки потребляется внутри страны и в странах СНГ. Колебания продаж главного крепкого алкогольного напитка в России год к году составляют не более 1-2%. В деньгах продажи на российском рынке, по данным Statista, Metro и IWSR, оцениваются почти в $1,5 млрд. В литрах тоже огромные цифры: в 2022 году – 73 млн литров.

Что же нового у нас

Во-первых, в январе 2022 года в ГОСТе появился новый спирт. Называется «Классический». Это ответвление спирта «Альфа». И в 2023 году Саранский ЛВЗ представил первую водку на основе этого спирта (ТМ «Городок»). Остальные смотрят, что из этого получится, как это было со спиртом «Альфа» в 2007 году, когда СЛВЗ первым стал с ним работать.

Во-вторых, санкции. Русская водка в Европе и Америке практически не продается – по понятным причинам. Экспорт в ЕС упал на 85-97% (в зависимости от страны), в США – на 99%. Соответственно, производители начали искать новые экспортные рынки. А это Юго-Восточная Азия, Китай, Ближний Восток (там тоже пьют водку). Так, Израиль стал самым крупным импортером русской водки в 2022 году, увеличив импорт практически в четыре раза по сравнению с 2021-м. Таиланд заинтересовался русской водкой. Буквально в конце августа один из крупнейших дистрибьюторов Таиланда проводил тендер по русской водке. Их основной клиент – это местный Seven-Eleven. Так что в следующем курортном сезоне можно будет спокойно купить родную русскую и в Таиланде.

alvis-taurens-1GhXvi1kPxA-unsplash.jpg

Фото: © Alvis Taurens/Unsplash

В-третьих, маркетинговая активность внутри страны. Новинки, ребрендинги, коллаборации, различные мероприятия, нацеленные на ту или иную аудиторию. Причем многие производители начинают активно развивать суперпремиум-сегмент (кстати, это общемировой тренд) там, где их раньше не было либо они были слабо представлены.

А в мире

Азиатские рынки показывают стабильный рост. И, что еще важно, премиумизацию рынка. Понятно, что в первую очередь растет потребление выдержанных напитков, но и водка категории суперпремиум растет. Наиболее интересными направлениями сейчас являются Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Филиппины, Малайзия и Сингапур. Именно на этот регион обратили свое внимание такие гиганты, как Bacardí, Pernod Ricard, Diageo и другие. В том числе и российские производители водки. Но и более традиционные азиатские рынки (Япония, Китай, Индия) показывают очень хороший рост потребления водки. И не будем забывать про Центральную и Южную Америку и Африку. Эти рынки пока весьма слабы, в силу своих причин для каждого из них, но тем не менее показывают небольшой рост.

Мировой рынок водки в 2022 году оценили почти в $49 млрд. А к 2030-му он должен практически удвоиться. Основным рынком потребления водки является не Россия, как ни странно, а США. Рынок водки в США в 2022 году составил $19,37 млрд (напомню, российский рынок оценивают в 1,5 миллиарда всего). Основными двигателями роста продаж эксперты называют: миксологию, как традиционную, так и домашнюю; рост рынков, которые пока слабо развиты; премиумизацию категории; развитие RTD на основе водки. Практически все крупные иностранные бренды имеют свои RTD на базе собственной водки. Но к нам в Россию этот тренд придет еще не скоро: немного не тот стиль потребления водки в привычках.

andrey-ilkevich-lHx0FiuDb7o-unsplash.jpg

Фото: © Andrey Ilkevich/Unsplash

Зарубежные тенденции

Основные тенденции рынка в США (да и не только там, а еще в Швеции, Финляндии, Польше, Франции):

  • Низкоалкогольные водки, как Smirnoff Infusions – 23% (у нее два варианта вкуса: апельсин + грейпфрут или малина + ревень + ваниль).

  • Ароматизированные и фруктовые водки: Absolut представила новый вкус Absolut Smoky Piña – чили и подкопченный ананас. Stoli презентовали новую вкусовую водку Chamoy, вкус которой вдохновлен одноименной мексиканской приправой, где маринованные фрукты сочетаются с перцем чили. Ketel One сделали водку со вкусом кофе.

  • Крафтовые водки: один из самых ярких примеров – водка Tito’s. Как заявляют производители, большинство процессов в ее изготовлении так или иначе связано с ручным трудом. Выпускают водку небольшими партиями. Дистилляция проходит на старинном оборудовании. 

  • Еще один из заметных трендов – уменьшение углеродного следа и экологичность упаковки (использование переработанного стекла и картона с бумагой). Например, нидерландский бренд Ketel One активно использует переработанный картон для упаковки своей продукции.

    ketel-one-min.jpg

    Фото: © Ketel One Vodka

  • Кроме того, американские эксперты отмечают «прозрачность» как один из трендов. Что это значит: указание полного состава, места и способов производства. Один из таких примеров – польская Belvedere 10, на которой указывают конкретную область произрастания ржи, вплоть до поля, с которого берут зерно, плюс описывают способ производства. Такой подход может привести к более осознанному потреблению. У нас он, вообще-то, практикуется со времен СССР: на каждой контрэтикетке русской водки в обязательном порядке указывается, какие ингредиенты входят в состав водки (категория спирта, вода, добавки). Ну а категорию спирта можно узнать из официальных источников.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №161.

Фото на обложке: © Nnathan Powers/Unsplash.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email