Море
В Мотовском заливе море тише и летом штормы – вещь не слишком частая. Мерно накатывающий на берег морской прибой почти не тревожит плоскую серую сланцевую и гранитную гальку, но волны слышно в открытое окно домика.
Большая вода несет умиротворение. Этому медитативному феномену нет точного научного объяснения, но факт остается фактом – морские пространства, смотришь ли ты на них с берега или с борта катера, – врачуют душу, гонят тревоги прочь. Да, здесь глаз отдыхает: на диких пляжах нет зонтиков, лежаков, отелей, а на пустынных скалистых берегах пестрых и суетливых человеческих стай. Но дело даже не в этом, а скорее в грандиозности замысла Создателя, в величии нетронутой природы, которая захватывает и подчиняет себе, задавая иной, спокойный, ритм дыхания, иной ритм сердца, предлагая иную оптику, иные смыслы. Здесь ты невольно становишься не тем, кем бываешь обычно. Здесь ты незаметно меняешься. Здесь мельчают и уходят в морские глубины жизненные тревоги, а бесконечные ежедневные заботы цивилизованного человека уносит свежий морской ветер.
Выходя в море на небольшом, но мощном и быстром катере, каждый надеется увидеть кита. И китовое сафари часто удается – киты и косатки часто приходят к берегам полуострова, места их частого появления известны опытному капитану. Но даже если морские гиганты, по только им известным причинам, откладывают встречу, морская рыбалка в открытом море искупает нехватку адреналина. Придонная ловля трески, камбалы и зубатки на глубине 70–100 метров – занятие настолько активное и эмоциональное, что не оставляет равнодушным никого. Даже чаек, которые, завидев заброшенные спиннинги, приближаются к катеру и начинают активно болеть за рыбаков. И им воздается – мелкая рыба попадает в их в клювы, а крупная будет приготовлена и подана на стол удачливых добытчиков. А к ней фирменная настойка – на морошке, клюкве или рассоле на выбор.
Что может быть лучше морского путешествия – солнечные блики (в начале августа в этих широтах светило заходит около 10 часов вечера), морские брызги, морские байки, синие дали, лицо, разгоряченное ветром и солнцем, белый след за кормой… И удивительное прозрачное ощущение радости жизни. Вроде бы ничего особенного – ты всего-навсего идешь по далекому морю, дышишь ветром и крутишь головой, а внутри у тебя труднообъяснимая нирвана, спокойствие и свобода.
Кстати, в хорошую погоду живописные берега залива представляют отдельный интерес для наблюдателя. Яркое пятно на серо-зеленом фоне скал оказывается рыжей лисой, а замеченное движение на каменистой сопке при приближении превращается в статного красавца оленя с огромными рогами. О былом присутствии на суше человека здесь говорят лишь редкие заброшенные постройки, а о нынешнем – береговые навигационные знаки.