Как появилась идея создания проекта World Of Wine? В каком состоянии был на тот момент винный туризм Португалии? Что WOW привнесет в мир вина в целом?
Все началось с проекта Yeatman в 2007 (винный люкс-отель, открылся в 2010, находится чуть выше на склоне от WOW c тем же панорамным видом. – Прим. авт.). Мы хотели обозначить само место с невероятно богатой историей, за которой скрываются архитектура, культура, кулинарные традиции, вино! В 2011 году появился ресторан The Yeatman Gastronomic Restaurant. До этого о Порту говорили мало. Именно те семена, которые мы посадили с открытием Yeatman, определили позиционирование места как направления винного туризма, что позволило обосновать концепцию появления WOW.
Сегодня люди не хотят быть туристами, они хотят быть путешественниками. И я думаю, эта тенденция сохранится. Будущее туризма – это создание контента, впечатлений, того, что люди делают и о чем узнают, а затем, вернувшись домой, могут изучить глубже. Именно с таким видением мы запустили World Of Wine.
31 июля мы открылись. Изначально планировали в 2018 году, но большие проекты сложно планировать наверняка, мы не были уверены, нужны ли нам внешние партнеры, но в конце концов решили сделать все сами. Процесс занял больше времени, к 2020 году были готовы. А потом случился COVID. Но мы решили открываться в любом случае. Скоро запустим школу, а также откроем Музей моды.
Расскажите о музеях, чего от них ожидать?
Я не люблю усложнений, предпочитаю простые хорошие истории. Мы решили давать людям информацию без мистификаций, в логической последовательности, поэтому, например, когда рассказ про историю вина, начинаем с климата, погоды, почв, сортов винограда, виноделия, а затем даем больше и больше. Даем ответы, опережая возникающие вопросы. И это наш подход ко всем 6 музеям в WOW.
Но и без WOW-фактора не обойдется: яркие мультимедийные эффекты, современные дизайн-макеты (например, макет пробкового дерева и его коры, виноградины в разрезе, бочки с происходящими внутри ферментационными процессами и др.), интерактивы (выявление собственных предпочтений вин и сортов винограда, общение с экспертом-голограммой, нанесение послания на винную пробку, игры по закупориванию бутылок и др.), дизайн освещения, аудиовизуальные техники, 3D-иллюстрации, сценографические инсталляции, сенсорные опыты, роботизированные решения, которые позволят посетителям получить уникальный и незабываемый опыт. В коротких фильмах, которые мы создавали для музеев, рассказываем не только о вине или пробке, а о достопримечательностях, традициях, истории и культуре.
Мы стремились вовлечь, передать живой и настоящий опыт, например, при создании Музея шоколада наша команда отправилась к истокам – в Мексику, Гватемалу и Никарагуа.
А что скажете о винной школе и галерее WOW?
Создавая школу, мы серьезно подошли к моделированию процесса обучения, наша целевая аудитория – это люди, которые действительно заинтересованы в получении знаний: от новичков до претендентов на квалификацию мировых винных университетов.
В качестве введения планируем ежедневно проводить 90-минутные занятия по португальским винам. Далее – специализированные курсы для сомелье и винных экспертов всех уровней. Мы будем работать с The Institute of Masters of Wine и с организациями со всего мира, которые будут заинтересованы в обучении.
Также мы открываем кулинарную школу, специализирующаяся на португальской кухне и сочетаниях с винами.
В галерее WOW будут проходить временные выставки, экспозиции и презентации, международного и локального уровня.
The Bridge Сollection является частной и принадлежит лично вам, что она значит для вас и что она должна рассказать посетителям музея?
Да, это очень личная для меня история, в ней много собственных эмоций и.. инвестиций. Если вы попытаетесь рассказать историю человечества на протяжении тысячелетий в небольшом помещении, то можете выбрать только одну вещь. Я выбрал то, что связано с винной культурой, а именно антикварные сосуды для питья: чаши, кувшины, старинные бокалы. Люди использовали алкоголь для ритуалов, праздников, религиозных церемоний. Форма, которая использовалась либо используется для питья, ее эволюция, многое говорят о людях прошлого и настоящего в контексте времен.
Коллекция довольно большая, около 1800 предметов. Самой старой чаше 9000 лет, ее история началась в Японии. Есть и очень редкие вещи, например, сосуды времен Александра Великого.
Кстати, вчера купил на аукционе красивый русский рог для питья (показывает в телефоне фотографию: серебряный рог для пития Золотники Плевников, Россия, конец XIX века. Цена аукциона: 2000-3000 евро). Это солдатский рог для питья 19 века из серебра, он просто шикарный! Выглядит для меня очень «русским», тоже станет частью коллекции музея.
Когда Cite du Vin (тематический парк в Бордо) объявил об инвестициях более €80 млн в новый винный центр, это было сенсацией. Но вы в год открытия французского комплекса заявили о строительстве WOW, за €105 млн, что сделало его одним из самых дорогих проектов винного туризма в мире. Был ли в этом конкурентный шаг в борьбе за звание винной столицы? Или вы союзники в продвижении винной культуры?
Я и моя команда специально ездили смотреть Cite du Vin во время строительства и после. Сравнивая WOW с Cite du Vin, одно могу сказать точно: для нас это никогда не был архитектурный проект, мы подошли с совершенно другой стороны. Для нас всегда был важен контент.
При этом, я думаю, что мы скорее партнеры с Cite du Vin: оба хотим поделиться удивительными вещами о винах. Вино – это потрясающе! Французы относятся к вину как к искусству. Мы в WOW не призываем останавливаться только на португальских винах, вина Бордо восхитительны, шампанское восхитительно, портвейны восхитительны.
Единственное, к чему мы призываем – наслаждаться только хорошим вином, жизнь слишком коротка, чтобы пить плохие вина. Думаю, у нас одна целевая аудитория. На каком-то этапе в будущем высока вероятность того, что у нас будет больше пересечений и партнерств с ними. Но, по моему мнению, величайший музей вина – это Vivanco в Риохе.
Вы равноудалены друг от друга, можно совершить увлекательное путешествие по винным неформальным столицам 3 стран на автомобиле (WOW-CdV-Vivanco), рассматривали ли вы какой-либо тип партнерства между вами троими?
Что ж, я знаю владельцев Vivanco, буду рад сотрудничеству. Думаю, это возможно.
Hа какую аудиторию рассчитан парк? Туристы из каких стран в фокусе?
Когда мы провели исследования, то обнаружили, что самая большая группа посетителей Порту – пары в возрасте от 25 до 45 лет, возможно, старше, в основном без детей. Так что предложений для детей у нас меньше.
Однако у нас будет интересно не только виноманам, но и тем, кто увлекается архитектурой, заботится об экологии. Шоколадный музей идеально подойдет для семей с детьми, хотя там должно быть интересно и профессиональным шоколатье. У нас разные цели в зависимости от опыта гостя, мы открыты для всех. А еще у нас можно просто поужинать или выпить бокал вина, не посещая музей.
Первоначально для нас были очень важными рынки США, Бразилии, быстрорастущие рынки с точки зрения портвейна и туризма, такие как Южная Корея, Китай и Япония. При этом азиатские миллениалы в фокусе, они больше путешествуют самостоятельно. Как и в случае с Yeatman, мы занимались продвижением в Португалии, Испании, Франции, Германии, Великобритании, Канаде, США, Китае и Бразилии, охватывая 9 важных для нас рынков.
Долгосрочная стратегия, конечно, отличается от краткосрочной, коррективы внес COVID. В настоящий момент в фокусе местный рынок, Испания и Франция. Традиционно огромное количество португальцев, которые сейчас живут во Франции, летом приезжают с семьями.
По нашим подсчетам, WOW простимулирует дополнительные инвестиции, привлечет около 700 000 гостей в год, большинство из которых посетит не менее 2-х музеев комплекса, а это свыше 1 000 000 визитов.
Все это сделает мир вина более доступным, более понятным. Как для любителей, которые сомневаются при выборе бутылки на полке, так и для людей, обладающих большим багажом знаний. У нас есть что-то для всех. Вдобавок здесь, в Вила-нова-ди-Гайя, располагаются 17 португальских исторических винных погребов, открытых для путешественников, неравнодушных к винам. Ждем!
Как WOW изменит Порту? Можно ли сказать, что Порту – это винная столица Португалии?
Да, так и есть. Порту – настоящий бриллиант, который в последнее десятилетие наконец обнаружили. Наш музей Porto Region across the Ages во многом об этом. Думаю, все больше людей будут открывать город и страну для себя, и мы поможем в этом: множество идей, занятий, вещей, которые нужно увидеть, которым нужно научиться. Уверен, это позволит людям оставаться в городе дольше, в том числе в зимнее время.
Порту – столица португальских вин за счет привилегированного положения, связи с важными винными регионами страны. Потому что прямо от места, где мы сейчас разговариваем, в WOW, в часе езды находятся такие важные винодельческие регионы, как Дао, Минью, Дору, Байррада. Портвейны, столовые вина, игристые вина, бренди, вина позднего урожая – здесь есть все для человека мира вина. Винодельческих регионов, где можно было бы найти так много разных винных стилей на такой небольшой территории, почти и нет больше. Здесь кроется огромный потенциал. Полностью ли мы реализовали его? Пока нет. Даже спустя 300 лет мы все еще только начинаем.
Полезная информация
Время работы WOW: 12:00-20:30 в будние дни, 10:00-20:30 в выходные дни, в музеи посетители могут попасть до 19.00;
Билеты: от €14 до €17 для посетителей старше 13 (есть пакеты для семей и пакеты, включающие посещение 2 или 3 музеев, с большими скидками), дети от 0-4 лет бесплатно, 4-13 лет €7-7,5;
Время посещения: от 1,5 часов;
Языки: английский и португальский (скоро добавят новые).
Фото на обложке: © пресс-служба World of Wine.