Запущенный в 2022 году универсальный чат-бот ChatGPT пишет маркетинговые стратегии, дипломы, сценарии, сочиняет стихотворения, дает персональные советы – решения он формулирует на основе данных из открытого интернета. Нейросеть тренируют вот уже два года, и за это время точность ответов значительно выросла. Бартендеры могут обратиться к чату за эталонным рецептом любого коктейля, который потом можно кастомизировать под конкретного клиента, попросив, например, не просто «кир рояль», а «кир рояль с освежающей кислинкой». Или же дать ему пофантазировать и придумать рецепт напитка, который не встретишь ни в одном баре.
Привет, Грант!
Ребята из бара O.W. Grant в Ростове-на-Дону пошли дальше и создали собственную нейросеть, упаковали ее в удобное устройство, которым теперь ежедневно пользуются их гости, – и коктейль по настроению подберет, и на философские темы порассуждает. С «Грантом» ростовчане гастролировали в московском Shortlist Books&Spirits – тот подбирал гостям коктейли на основе виски Dé Danann. Основатель O.W. Grant Вадим Минаев рассказал SWN о том, как родилась идея проекта.
Основатель O.W. Grant Вадим Минаев. Фото: © O.W. Grant
Вот уже более пяти лет мы делаем карты для O.W. Grant в коллаборации с людьми, которые развивают и популяризируют Ростов-на-Дону как столицу юга России. Последнюю мы запустили вместе с одним из наших гостей, программистом Александром, работающим в банковской сфере. Он обратил внимание, что у нас в баре есть пасхалки к фильму «Трасса 60». Там появляется шар предсказаний, которому можно задать вопрос и получить один из простых ответов: «бесспорно», «кажется, да», «нельзя предсказать», «даже не думай». Александр предложил создать для нас «своеобразный говорящий шар с интегрированной нейросетью», которая будет общаться с клиентами. Круто, почему бы нет? Если над чатом GPT трудились 2000 человек, в нашей команде было всего 10, включая инженеров, робототехников, проектировщиков, архитекторов серверных баз данных, барменов. В итоге разработка заняла год.
Изначально мы хотели сделать устройство в виде шара, чтобы максимально приблизиться к оригиналу, но на территории России не оказалось микросхем подобной формы. Заказать их из Японии и Китая также было проблематично, поэтому мы решили сделать его в форме кубика, куда поместилась квадратная микросхема. Определившись с формой, мы долго мучались с 3D-печатью – ведь изначально подразумевалось, что устройством будут ежедневно пользоваться много людей, а это требует своеобразных материалов.
Было порядка 20-30 попыток – мы спалили микросхем на 100 тысяч, дисплеев на 50 тысяч, дважды хотели психануть и забить, так как ресурсы истощались. Но все-таки довели дело до конца и в итоге создали одну из самых дорогих с точки зрения реализации коктейльных карт на территории России. Один прототип нам обошелся в 200 тысяч рублей.
Как работает «Грант»? Вы задаете ему вопрос, а он выдает ответ с учетом анализа открытых данных. Вместе с тем мы также создали свою библиотеку, на которой мы его обучаем, постоянно пополняем ее. Даже сейчас, пока мы с вами разговариваем, он периодически что-то из новых книжек подъедает.
Фото: © O.W. Grant
Можно просто заказать «коктейль на джине», а можно уточнить и попросить предложить «классический коктейль на джине» или же пойти дальше и выбрать «кисло-сладкий коктейль на джине». Чем больше уточнений в запросе, тем более узкий массив информации будет анализироваться при подготовке ответа.
Благодаря тому что у «Гранта» открытый код, он может порассуждать с вами о том, что такое любовь, посоветовать, куда сходить в Сыктывкаре, оказать психологическую поддержку при расставании с любимым человеком. Изначально мы задумали эту технологию для наших не самых общительных гостей: они склонны заказывать довольно консервативные коктейли, тот же олд фэшн или негрони, и сводить к минимуму коммуникацию. С помощью ИИ мы убираем бармена из диалога и даем возможность адресовать свой запрос машине, получить исчерпывающий ответ. «Грант» – идеальный собеседник для не самых разговорчивых. Для остальных гостей это крутая фича, которая позволяет им поразвлекаться, пока бармен занят своими делами. Это не маркетинговая история на один день, мы применяем наше устройство на регулярной основе.
Один из наших старших барменов, Олег, попросил нейросеть выдать рецепт коктейля, который точно понравится нашим гостям. Из 13 предложений он выбрал лучшее и немного подкорректировал его. «Грант» собрал данные о потребительском спросе – так мы выяснили, что с момента запуска новой карты созданный при помощи ИИ коктейль вот уже восемь месяцев – № 1 по продажам.
Он же может выдать финансовому директору рекомендации по бюджетному планированию на основе изучения огромного массива данных. Конечно, надо все перепроверять, ведь не исключены ошибки. Но в любом случае это экономия времени.
Фото: © O.W. Grant
ИИ может придумать маркетинговую стратегию, а также сократить расходы на дизайнера-иллюстратора. Так, мы купили за $100 подписку на Midjourney – нейросеть, генерирующую изображения по текстовому описанию, – и сделали 15 картинок, идеально вставших в нашу карту. Дизайнеру пришлось бы заплатить за них около 30 тысяч рублей.
Мы хотим пойти дальше и начать создавать устройства, подобные «Гранту», для других заведений – кафе, ресторанов. Они дадут возможность предлагать клиентам решения, основываясь на меню и их предпочтениях. Плюс, если встроить туда голосовой модуль, это может быть отличным решением для слабовидящих.
Конечно, нейросети никогда не заменят бармена, так как не смогут приблизиться к его уровню эмоционального интеллекта. Люди приходят в бар за живой дружеской беседой, утешением – и только человек может создать ощущение тепла, товарищества.
«Грант» – идеальный собеседник для не самых разговорчивых. Для остальных гостей это крутая фича, которая позволяет им поразвлекаться, пока бармен занят своими делами.
«13 генераций» рецепт того самого коктейля-бестселлера от «Гранта»
- Готовим лавандовый сироп методом су-вид в пропорции 12 г сухой лаванды на 1 л сахарного сиропа в течение 2 часов при температуре 68 ºC с последующей фильтрацией.
- Добавляем кислоты – 20 г винной и 5 г лимонной.
- После этих манипуляций смешиваем получившуюся жидкость с 2 л сока белого винограда.
- Для цвета добавляем 6 капель пурпурного пищевого красителя. Получился кордиал «лаванда / белый виноград».
- Далее смешиваем текилу, кордиал и рислинг в пропорции 30, 60, 40 мл.
- Наполняем бутылку для газации заранее охлажденным напитком, газируем.
- Сервируем в объемный бокал, гарнируем виноградом и наслаждаемся.
Фото: © O.W. Grant
Что может ИИ в баре
Аналитик
Всегда приятно застать любимого бармена за сменой. Он прекрасно знает, какой коктейль будет в точку. Это результат длительных наблюдений, подбора ингредиентов, корректировки уровня сладости, кислотности, горечи под ваши вкусы. Такие встречи – мгновенный дофамин. Но обеспечить индивидуальный подход каждому клиенту бартендеру может быть не по силам. Здесь на помощь придет нейросеть. Если у нее будет доступ к архиву заказов всех клиентов, она также может выдавать персонализированные рекомендации.
Завхоз
Учитывая информацию о спросе на конкретные позиции в меню, искусственный интеллект поможет оптимизировать будущие закупки. Он также может настроить динамическое ценообразование – корректировать цены на напитки в зависимости от спроса, времени суток, погоды. Так избавляемся от излишних расходов, повышаем прибыль.
Фото: © O.W. Grant
Дизайнер
Вы наверняка обратили внимание, что в крупных медиа все чаще встречаются изображения с кредитом Midjourney. Это означает, что они были сгенерированы в одноименной нейросети. Картинки она выдает в высоком разрешении, их можно дорабатывать, настраивать массу параметров. Вместе с тем между ними можно сохранять единый стиль – так бренды закрепляют айдентику. С помощью Midjourney бары генерируют визуал для коктейльной карты, а также картинки для соцсетей.
Копирайтер
Тот же ChatGPT подкинет бартендерам идеи для публикаций в соцсетях, отпишет посты, да еще и по оптимизации даст советы, чтобы те могли достигнуть максимальных охватов. Его же можно попросить написать письмо партнеру в деловом стиле.
HR
Нейросеть может сгенерировать тесты для сотрудников бара, которые проверят их знание меню, а также техник приготовления каждой позиции.
Не фантазии, а реально работающий инструмент – так, с помощью ChatGPT прошлым летом Noor Bar сгенерировали коктейли на основе запросов подписчиков Simple Group. В меню встали пять уникальных позиций с необычными сочетаниями: Granadilla Peach, Scarlet Sizzle, Lady Red, Cranberry Mirage и Onegin Fizz.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №168.
Фото на обложке: © O.W. Grant.