Появление джина
История джина начинается в Древнем мире. Древние египтяне и римляне использовали настои из различных трав и специй для лечебных целей. Хотя точные корни происхождения этого напитка остаются неясными, историки считают, что первые упоминания об алкогольных настойках можно найти в древних медицинских текстах.
Основной ингредиент джина, можжевельник, был соединен с алкоголем еще в 70-м году нашей эры. В то время древнегреческий военный врач, фармаколог и натуралист по имени Педаний Диоскорид опубликовал пятитомную энциклопедию о лечении травами. В его трудах есть подробное описание использования ягод можжевельника, вымоченных в вине, для борьбы с легочными заболеваниями и для улучшения пищеварения. В 1055 году монахи-бенедиктинцы из Салерно включили рецепт тонизирующего вина, настоянного на можжевеловых ягодах, в свой медицинский справочник Compendium Salernitanum.
Фото: © Patrick Hendry/Unsplash
Эволюция рецептов
Первые конкретные шаги к созданию джина были сделаны в Средние века. Знаковой фигурой для европейской истории дистилляции считают Арно де Виланова. Именно он в XIII веке, возможно, переняв методы, разработанные веками ранее мусульманскими учеными Гебером и Авиценной, начал эксперименты с перегонкой настоев растений. Важно отметить, что его первыми продуктами были зерновые спирты, дистиллированные с можжевеловыми ягодами, ведь издавна известно, что можжевельник обладает полезными свойствами. В те времена некоторые считали, что маски из можжевельника защищают от чумы.
Изобретателем предка современного джина считается голландский врач Франциск Сильвиус де ле Боэ. В XVI веке он изготовил напиток, дистиллированный из ягод можжевельника, так называемый Genever (по-голландски – «можжевеловая ягода»), который употреблялся в медицинских целях. Во время Нидерландской войны за независимость (1568-1648) голландские солдаты выпивали напиток для храбрости, из-за чего видевшие их отвагу англичане даже прозвали дистиллят «голландской храбростью» (Dutch courage).
В XVII веке Genever попал в Англию, где сначала превратился в Jenever, а позднее в Gin. Первое известное письменное употребление слова «джин» встречается в книге 1714 года под названием «Басня о пчелах, или Частные пороки, общественные блага» Бернарда де Мандевиля. Он писал: «Позорный напиток, название которого происходит от можжевеловых ягод в Голландии, теперь, из-за частого употребления... сократился до односложного, опьяняющего джина. Как я понял, англичане были слишком пьяны, чтобы произносить Genever, поэтому они сократили это слово до gen, которое в итоге англизировалось до слова, которое мы используем сегодня».
Фото: © Taylor Friehl/Unsplash
Конец 1600-х годов стал решающим для подъема джина в Англии. Вильгельм III Оранский, голландец по происхождению, стал королем Англии, Ирландии и Шотландии в 1689 году. Он начал свое правление с торговых войн и протекционистской экономической политики, направленной против Франции, установил блокаду и ввел высокие налоги на французское вино и коньяк, пытаясь ослабить экономику противника.
В то же время Вильгельм ввел так называемые кукурузные законы в Англии. Эти указы предусматривали налоговые льготы на производство спиртных напитков. Благодаря покровительству государства, развитию дистилляционных технологий и доступности дешевого зерна производство джина стало массовым. Именно тогда джин приобрел свою современную форму. Английский джин был крепким и дешевым, что сделало его популярным среди всех слоев населения.
Джин в обществе
В XVIII веке джин стал неотъемлемой частью английского общества. Время, известное как Gin Craze, ознаменовалось массовым потреблением джина в Лондоне. В 1733 году англичане выпили 47 млн литров! Джин был настолько популярен, что его употребление стало социальной проблемой. Многие рабочие и бедняки использовали джин как способ побега от суровой реальности, что приводило к увеличению уровня преступности и социальным проблемам. Правительство приняло серию законов, Gin Acts, чтобы контролировать производство и продажу джина, но это не остановило его распространение.
Фото: © Patrick Fore/Unsplash
Легенды и истории
Джин оброс множеством легенд и историй. Одна из самых известных – Mothers' Ruin («Губитель матерей»), отражающая разрушительное влияние чрезмерного потребления джина на семьи. Однако, несмотря на негативные коннотации, джин также стал символом британской культуры. С его помощью создавались культовые коктейли, такие как Gin and Tonic, ставший популярным среди британских офицеров в Индии благодаря своим предполагаемым антималярийным свойствам.
Английские моряки часто путешествовали в места, где была распространена малярия, поэтому они брали с собой хининовые пайки для профилактики и борьбы с этим заболеванием. В этих плаваниях моряков сопровождал джин London Dry. Он был в моде в то время и служил лучшим грузом, чем пиво, поскольку оно быстро портилось. Хинин очень горький на вкус, поэтому компания Schweppes выпустила «Индийскую тонизирующую воду», чтобы сделать его более приятным. В конце концов две жидкости объединили, чтобы получить то, что сегодня является классическим коктейлем с джином. Лайм начали добавлять как средство от цинги.
Фото: © Vlad Tchompalov/Unsplash
Революция в мире джина
XIX и XX века стали временем перемен для джина. Изобретение дистилляционной колонны Коффи в 1831 году позволило производить более чистый и качественный спирт, что привело к появлению лондонского сухого джина – стиля London Dry, который стал эталоном качества.
Благодаря своему флоту Англия начала импортировать ароматические растения и специи из четырех уголков своей империи, взамен поставляя в том числе английский джин. Во второй половине XIX века на руку джину сыграл кризис филлоксеры, опустошивший виноградники Франции и Европы и лишивший высшие слои британского общества их любимого аперитива – бренди с содовой. Его быстро заменили джином с тоником.
После этого джин приобрел более респектабельный имидж. Появились и стали развиваться дистиллерии, в основном в английских портовых городах (таких как Лондон и Плимут), где у производителей был прямой доступ к пряностям и процветающему городскому рынку. Исторические бренды британского джина (Plymouth, Tanqueray, Beefeater) берут свое начало именно в те годы.
В XX веке, несмотря на конкуренцию со стороны других спиртных напитков, джин сохранил свою популярность. В 1950-х и 1960-х годах джин был основным компонентом множества коктейлей, таких как Martini и Tom Collins, в американских барах. Однако в последующие десятилетия его популярность начала снижаться, джин стал уступать место водке и виски.
Фото: © Shutterstock
Современные тенденции
Сегодня джин переживает ренессанс. Как отмечает Александр Литвинов, амбассадор категории джинов компании Simple, в Англии этому во многом способствовало внесение поправок в 6-й джиновый акт в 2008 году. Крафтовым производствам разрешили делать свой ректификат, что вдохнуло в отрасль новую жизнь.
Современные производители экспериментируют с новыми рецептурами и ингредиентами, такими, например, как китайский чай ганпаудер, входящий в состав джина Drumshanbo Gunpowder Irish Gin. Джин-баров и фестивалей становится все больше, что свидетельствует о возросшем интересе к этому напитку. Сегодня джин снова занимает почетное место в мире спиртных напитков.
Фото на обложке: © Drumshanbo Gunpowder Irish Gin.