Джин: что нужно знать

Константин Духанин

Автор

19 февраля 2020

В истории джина были разные периоды – от бешеной популярности до почти полного забвения. Сейчас мы наблюдаем его ренессанс. За исключением Великобритании и Испании (там сейчас в большем почете выдержанный ром) джин – это одна из наиболее быстро растущих крепких категорий по всему миру.

Что ты такое?

Прежде чем углубиться в историю, давайте раз и навсегда разберемся с орфографией. В словарной статье «Джин» в Википедии вы увидите ремарку: «Не следует путать с джинном». И наоборот. Одна «н» – крепкий напиток, две «н» – дух из арабской мифологии. По-английски напиток будет gin, а дух – jinn, а в последние лет 30 после выхода диснеевского «Аладдина» – все чаще и вовсе genie. Теперь можно приступать к выяснению того, что такое джин с одной «н».

В «Словаре английского языка» Сэмюэла Джонсона 1755 года дано такое определение джина: «спирт, получаемый при перегонке можжевеловых шишек». Сэмюэл Джонсон очень уважаемый в англоязычном мире человек, а его портрет в наше время даже стал мемом, но, как писал классик, «вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали». Потому что:

Джин – это спирт, полученный путем двойной или непрерывной дистилляции и ароматизированный различными способами с помощью можжевеловых шишек и других растительных ингредиентов, которые называются ботаниклами (botanicals).

Сэмюэл Джонсон неспроста включил джин в свой словарь: именно в XVIII веке в Англии этот напиток приобрел популярность. Хотя его прародители были известны еще с XI века, когда в английских монастырях начали смешивать aqua vitae, то есть продукт дистилляции вина, с можжевеловым маслом. Полученную смесь использовали в качестве лекарства.

А вот своим распространением как напитка джин обязан голландцам. Мы называем «Нидерландами» различные государственные образования, существовавшие приблизительно на территории современной страны с таким названием, а также Бельгии, на протяжении многих столетий. Население этих земель мы, соответственно, называем голландцами.

Женевер не из Женевы

В 1269 году в произведении поэта Якоба ван Марланта упоминается эликсир, ароматизированный можжевельником. Забегая вперед, сразу скажем, что именно можжевельник стал основным ботаниклом для джина, потому что он веками использовался для ароматизации медицинских снадобий.

В конце XV века в Нидерландах была напечатана поваренная книга, в которой впервые упоминается термин «жженое вино» – brandewijn, от которого и происходит слово «бренди». В такое «жженое вино» добавляли кардамон, корицу, все тот же можжевельник, мускатный орех, галангал, райские зерна, гвоздику и имбирь. Полученную смесь нагревали и разбавляли водой или пивом.

Примерно в это же время появляется korenbrandewijn («зерновое жженое вино») – дистиллят, ароматизированный кореньями, цитрусовыми, специями и другими растительными ингредиентами, то есть фактически ботаниклами. Korenbrandewijn стал прародителем напитка под названием женевер. Женева здесь ни при чем: jenever по-нидерландски – это «можжевельник». Первое массовое производство женевера было учреждено в Амстердаме в 1575 году семейством Болс, и компания Lucas Воls благополучно производит женеверы по сей день.

Тогда же, во второй половине XVI века, в Нидерландах началась война за независимость от Испании, одной из основных причин которой была религиозная. Из Нидерландов бежали тысячи людей. И хотя британцы были англиканами, то есть приверженцами другого протестантского течения, для голландцев-кальвинистов они все равно были ближе, в том числе географически, чем ненавистные испанцы-католики. Свою любовь к ароматизированным спиртам беженцы принесли с собой, благо ее было чем удовлетворить на новом месте: во «владычицу морей» Англию свозили ботаниклы со всего мира.

Постепенно голландские иммигранты стали обращать англичан в свою можжевеловую веру. К тому же в 1618 году началась новая война, Тридцатилетняя, тоже между католиками и протестантами, в которой англичане и голландцы сражались на одной, протестантской стороне. Англичане видели, что перед боем голландским солдатам выдают небольшую порцию женевера. Глядя на бодрящий эффект, который он оказывал на голландцев, англичане прозвали его dutch courage – «голландской храбростью». Около 1623 года «голландскую храбрость» начинают активно упоминать в английских текстах.

Джиновое безумие

В конце того же XVII века голландец Вильгельм Оранский и вовсе стал королем Англии. Вскоре после прихода к власти он издал несколько указов, резко снизивших стоимость лицензий для английских производителей алкоголя и попутно весьма сильно ударивших по импорту заграничных спиртов, в частности французских бренди. Уверяем вас, без противостояния католиков и протестантов здесь тоже не обошлось. (Кстати, о том, как в результате самодурства французских королей то страдал, то, наоборот, возвышался нормандский кальвадос, можно почитать здесь). Естественно, в таких условиях начало расти производство местных спиртов, в том числе ароматизированных можжевельником. И в этот период уже можно говорить о возникновении джина как такового.

Качество этого джина было, конечно, весьма низким. Чтобы улучшить его вкус, в него добавляли мед, а по мере снижения цен на сахар стали использовать и его. Сейчас такой подслащенный джин называют «Старый Том» (Old Tom). Стоил «Старый Том» копейки, меньше, чем пиво. Неудивительно, что он немедленно стал напитком городской бедноты, что повлекло за собой повальное пьянство, рост преступности и смертности. В первой половине XVIII века только легальных джиновых пабов в Лондоне было более семи тысяч (!).

Если учесть, что, по мнению историков, в 1750 году в Лондоне жило около 700 тысяч человек, то один джиновый паб приходился меньше чем на 100 жителей, включая детей. Жители британской столицы потребляли в год около 50 млн литров джина, то есть каждый, включая все тех же детей, в среднем ежедневно «приговаривал» 200 мл джина. Этот период получил название «джинового безумия» (Gin Craze), а сам джин стали называть «материнской погибелью» (Mother’s Ruin). На принятый парламентом в 1736 году Акт о джине (Gin Act), ужесточавший правила производства и продажи «погибели», всем было наплевать настолько, что через семь лет его просто отменили.

Дошло до социальной рекламы. В 1751 году знаменитый художник Уильям Хогарт издал две гравюры: «Пивная улица» (Beer Street) и «Джиновый переулок» (Gin Lane). И если жители первой наслаждаются жизненными благами, то обитатели второго прозябают в грязи и пороках. Тогда же был принят новый парламентский Акт о продаже спиртных напитков (Sale of Spirits Act, который в честь «главного героя» тоже часто называют Gin Act 1751), вновь ужесточавший ее правила. Удивительное дело, но это сработало, и постепенно население стало излечиваться от «джинового безумия».

«Пивная улица»

«Джиновый переулок»

Появление колонны непрерывной дистилляции Эйнаса Коффи в 1830 году пошло джину на пользу: благодаря ей стало возможным быстрее производить более чистый и крепкий спирт. Появились такие бренды, как Gordon’s, Beefeater и Tanqueray. Сформировался новый стиль джина – лондонский сухой джин (London Dry Gin), главными отличиями которого от «Старого Тома» было отсутствие подсластителей и использование других ботаниклов помимо можжевельника: фенхеля, цедры апельсина и лимона, семян кориандра и тмина, корня дягиля, кардамона, кедрового масла, миндаля, мускатного ореха. Постепенно джин стал респектабельным напитком сначала высокопоставленного офицерства, а затем и знати.

City of London Distillery

Эта дистиллерия открылась в лондонском Сити совсем недавно – в 2012 году. Но это первая дистиллерия за больше чем полтора века, открывшаяся в городской черте британской столицы, причем буквально в пяти минутах ходьбы от кафедрального Собора святого Павла, поэтому верхняя часть бутылок City of London Distillery напоминает купол собора. За стиль всех джинов дистиллерии отвечает Том Никол, который очень долго работал на Tanqueray.

В состав City of London Authentic Gin входит семь ботаниклов: можжевельник, семена кориандра, корень дягиля, лакрица, сушеный апельсин, лимон и розовый грейпфрут. Это мощный, концентрированный London Dry Gin, который прекрасно выступает как в джин-тонике, так и в других, более сложных коктейлях.

City Of London Sloe Gin – это Authentic Gin, настоянный от 8 до 10 месяцев на терне, который наряду с можжевельником ярко играет во вкусе этого ликера, переходя в косточковое послевкусие. Попробуйте смешать этот джин с высококислотным игристым типа кавы или кремана, и вы получите очень интересный вариант Kir Royal (Sloe Gin + игристое вино) или French 75 (Sloe Gin, игристое вино, сахар, лимонный сок, биттер от Angostura).

Hayman’s Gin Distillery

Эта дистиллерия тоже находится в городской черте Лондона, но она гораздо старше. Свою историю она ведет с 1863 года, и сейчас уже пятое поколение семьи Хэйман занимается производством классического джина только из английской пшеницы.

При производстве Hayman’s Old Tom Gin используют 10 ботаниклов: можжевельник, семена кориандра, корни дудника и ириса, лимон, апельсин, корицу, кассию, лакрицу и мускатный орех. И, как вы уже поняли из названия этого джина, немного сахара. Такой джин идеально чувствует себя, например, в коктейле Tom Collins (джин, сахарный сироп, лимонный сок и вода с газом, но не минеральная).

Слева направо: City of London Authentic Gin; City Of London Sloe Gin; Hayman’s Old Tom Gin

Иван Мамутов, бармен и куратор напитков для бара «Медные Трубы» и дегустационного клуба Botanical Club:
«У джина есть огромный потенциал в России, ведь мало какая страна может похвастаться такой разнообразной природой и обилием ботаниклов. Крупные отечественные производители алкоголя не видят выгоды в работе с такой нишевой категорией, но все может измениться, если будут приняты некоторые законодательные послабления в сфере так называемого крафтового или мелкопартийного производства алкоголя. Это позволит многим энтузиастам и любителям домашнего винокурения всерьез рассмотреть производство джина и других напитков как средство заработка и свою дальнейшую профессию.
Я уверен, что в течение года после разрешения крафтовой дистилляции на отечественном рынке возникнут десятки, если не сотни различных брендов джина. К слову, именно небольшие крафтовые бренды (Sipsmith, Williams Chase, Monkey 47) дали в свое время категории колоссальный толчок, приведший к новой джиномании XXI века».

Что новенького?

Распространение интернета оказало влияние на все стороны жизни, и мировой рынок алкоголя не стал исключением. Джин, в свою очередь, не стал исключением из этого рынка. Интернет способствовал тому, что люди стали искать что-то новое, в том числе в джине.

Одними из первых на этот спрос в 1999 году откликнулись шотландцы из Hendrick’s Gin, добавившие к классическому London Dry Gin два весьма деликатных ингредиента – лепестки розы и огурец – и повторно дистиллировавшие его. Так был дан огромный толчок развитию нового стиля – редистиллированного джина, который на сегодняшний день развивается наиболее динамично в категории. В Black Tomato Gin, например, добавляют черные томаты и морскую воду. Японские производители экспериментируют с различными азиатскими ботаниклами: юдзу и другими местными цитрусовыми, сычуаньским перцем, цветами сакуры, чаем сенча и другими.

Существуют еще несколько стилей джина – Navy Strength («флотский крепкий» джин повышенной крепости), Aged (выдержанный джин), Fruit и Spiced (фруктовые и пряные джины) и Coloured (подкрашенные джины, например, весьма популярный в Испании Pink Gin, который подкрашивают малиной, клубникой, черной и красной смородиной). В России эти стили джинов пока не особо популярны, хотя розовые джины пользуются некоторым спросом среди девушек. Но в целом культура потребления джина развивается: недавно, например, в Санкт-Петербурге открылся первый в стране джиновый бар Whitley Neil.

Ниджат Оджагкулиев, шеф-бармен «Китайской грамоты»:
«На мой взгляд, культура пития джина в России очень стремительно растет. На рынке появилось большое разнообразие хороших образцов, начиная от пресловутых London Dry Gin’ов, в ассамбляж которых входят разные ботаниклы, до самых изощренных sloe gin, где производители используют самые нестандартные ингредиенты. 
На сегодняшний день вполне не сложно найти бары с большим выбором джина из разных стран мира. Бармен с большим удовольствием выслушает вкусовые предпочтения гостя и приготовит, к примеру, джин-тоник с использованием сухого или лавандового тоника. Многие гости выбирают для себя любимые рецепты и приходят вновь пробовать новые сочетания. Во многие классические коктейли бармены интегрируют разные виды джина, стараясь подчеркнуть тот или иной ботаникл. Сегодня популяция джина в России на очень высоком уровне, и я думаю, что выбор будет еще больше и интереснее».

В новогодние праздники россияне отдавали предпочтение именно джину: рост продаж этого напитка показал самые высокие темпы в алкогольной категории, согласно исследованию Nielsen.

Слева направо: Gin Mare; Roku Gin

Gin Mare

Дистиллерия находится в здании бывшей часовни в городке Виланова-и-ла-Жельтру в часе езды на юго-запад от Барселоны. При производстве джина используют 10 ботаниклов: можжевельник, лимон, сладкий апельсин, горький апельсин, семена кориандра, зеленый кардамон, оливки Арбекина (единственный сорт в мире, контролируемый по происхождению), тимьян, розмарин и базилик. Если вы любите устрицы, но вам уже скучно сочетать их с вином или шампанским, попробуйте капнуть на устрицу несколько капель Gin Mare, и вы откроете для себя новый мир.

Roku Gin

Roku – это «шесть» по-японски. Имеются в виду шесть азиатских ботаниклов: цветы и листья сакуры, чаи сенча и гёкуро, сычуанский перец и юдзу. Кроме них в производстве Roku Gin используют, естественно, можжевельник, а также семена кориандра, корень и семена дягиля, кардамон, корицу, горький апельсин и лимон. Принадлежащая концерну Suntory дистиллерия находится в Осаке. На данный момент это один из самых ярких и востребованных японских джинов. Советуем попробовать его в коктейле Gimlet (джин + лаймовый кордиал) или Dry Martini (джин + сухой вермут).

Как пить

Джин с тоником спасли больше жизней и разумов англичан, чем все врачи империи.

Уинстон Черчилль

В чистом виде джин пьют нечасто. Даже англичане после окончания «джинового безумия» стали делать это гораздо реже. А началось все опять-таки с лекарств. В 1770-е годы Британская Ост-Индская компания начала развертывание в Индии многотысячных колониальных армий, но местные болезни, в первую очередь малярия, косили солдат пачками. Профилактическое средство было найдено довольно быстро – хинин. Но настойка хинина, которую мы сейчас знаем как тоник, очень горькая. Чтобы смягчить эту горечь, британские офицеры стали смешивать тоник с небольшим количеством сухого джина и пить эту смесь с долькой лайма. Это пришлось настолько по вкусу сначала им, а затем и всему миру, что два века спустя джин-тоник – это самый продаваемый коктейль, за которым не угнаться даже рому с колой.

Сегодняшний ассортимент джинов и тоников позволяет сделать себе коктейль на любой вкус. Налейте в высокий стакан с крупным льдом около 50 мл джина, долейте тоник по вкусу и добавьте дольку любого цитрусового.

Но джин-тоником культура коктейлей с джином не ограничивается. В 1887 году в США впервые упоминается Dry Martini (джин + сухой вермут). Пальму первенства по популярности среди коктейлей с джином у него пытается перехватить придуманный в Италии в 1919 году Negroni (джин, кампари, красный вермут). Французы вступили в эту гонку еще в начале 1900-х, когда в парижском New York Bar (ныне Harry’s New York Bar) был придуман French 75 (джин, шампанское, биттер, сахар, лимонный сок). Азия ответила коктейлем Singapore Sling (джин, вишневый ликер, трипл-сек, бенедиктин, ананасовый и лаймовый соки, биттер Angostura), придуманным в Long Bar в отеле Raffles.

Сейчас практически в любом баре мира вы можете попробовать все эти коктейли. А можете попросить бармена смешать для вас на основе джина что-нибудь новенькое или сделать это самостоятельно дома. С большой вероятностью результат вас приятно удивит.

Фото: Иван Березкин

Хотите разбираться в крепких алкогольных напитках как профессионал? Записывайтесь на программы WSET®!

Фото обложки: Rinck Content Studio on Unsplash.

Остальные фото: архив SWN.

  • Константин Духанин

    Автор

  • 19 февраля 2020

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari