Как занять призовое место на самом быстром конкурсе сомелье в мире

Валерия Тенисон

Автор

17 октября 2019

Наш автор Валерия Тенисон заняла II место на ежегодном конкурсе сомелье Ruinart Sommelier Challenge и рассказала SWN, как ей это удалось и чего ей не хватило для победы.

Ruinart Sommelier Challenge – ежегодный конкурс сомелье, который проводится в 12 странах шампанским домом Ruinart. Победители от каждой страны получают главный приз – четырехдневную поездку в Шампань и участие в уникальных мероприятиях и семинарах, организованных специально для лучших из лучших мастером погреба дома Фредериком Панайотисом. Чтобы попасть в число участников, необходимо работать в одной из принимающих стран и подать заявку, написав небольшое эссе о себе и ответив на несколько специализированных вопросов. В этом году, например, нужно было указать, в какие годы нашего века сбор урожая в Шампани начинали в августе.

Ruinart Sommelier Challenge – это, наверно, самый быстрый конкурс сомелье в мире, ведь длится он всего 40 минут. За это время участникам предлагается продегустировать вслепую четыре вина, сделать письменное органолептическое описание, порекомендовать температуру подачи и гастрономическое сопровождение и, конечно же, попытаться угадать страну и регион происхождения, сорт винограда и год урожая. Конкурс проводится на языке принимающей страны, но не менее двух вин нужно описать на английском, так как именно на нем проводятся все мероприятия, организованные для победителей в Шампани.

Французский этап, в котором мне посчастливилось участвовать, проходил в Париже, на барже, пришвартованной прямо напротив сада Тюильри. Виды захватывали дух, но качка давала о себе знать периодическим легким головокружением. Особенно жалко было участницу из Испании, которая героически приехала на конкурс на четвертом месяце беременности.

23 участника со всех уголков Франции (но все же в основном из Бордо, Бургундии, Шампани и Парижа) собрались в солнечный день 14 октября, чтобы проверить свои силы в слепой дегустации. Нужно отметить, что каждый раз дегустация имеет определенную тематику. В прошлые годы были темы «Редукция и оксидация», «Тиолы в вине», «Методы производства игристого вина» и т. д. То есть во время дегустации нужно иметь в виду, что вина всегда будут объединены каким-то параметром, главное его правильно идентифицировать.

В этом году тема стала ясна при первом взгляде на образцы. Все четыре вина были розовыми разной степени насыщенности. Самым легко берущимся стал №2 – прованское розе, которое оказалось ничем иным, как Château d’Esclans 2018 года. В первом образце легко угадывался пино нуар, который я отправила в Бургундию, не решившись поставить на редкий Rosé des Riceys, которым он в итоге оказался. Четвертое вино характеризовалось мощной структурой и прикосновением дуба, что напомнило мне о «короле розовых вин» Тавеле. Догадка была неплохой, но не совсем точной. Это розе происходило из маленького прованского апелласьона Palette, который, по последним данным, простирается на бескрайние 43 гектара к северу от Марселя. Наибольшие сложности вызвало третье вино. Яркий цвет фуксии, барбариски в аромате и сладкий клубничный компот во вкусе наводили на мысли то о Cerasuolo d’Abruzzo, то о Rosé d’Anjou, то о розе из Наварры. В итоге вино не угадал никто. Это был бордоский клерет из 100% мерло, еще и по не установленным причинам Vin de France.

Жюри традиционно состояло из трех судей. В этом году это были бессменный Фредерик Панайотис, мастер погреба Ruinart, победительница прошлого года Юлия Скаво и Эрве Бизёль, владелец и винодел руссийонского хозяйства Clos des Fées, победитель конкурса молодых сомелье Франции в 1981 году, который в то время тоже проходил под эгидой Ruinart. По их утверждению, выбор трех лучших участников дался им нелегко, ведь оценка гастрономического сочетания всегда во многом субъективна.

В итоге победительницей этапа стала Анн Лонг, сомелье каннского винного бара Uva. Я и Анук Девре из пятизвездочного парижского Le Bristol заняли второе и третье места соответственно.

Безусловно, французские коллеги имели преимущество в плане языка. Они даже выторговали у жюри возможность описать всего одно вино на английском, а не два, как было заявлено в регламенте. Тем не менее перед слепой дегустацией равны все. Возможно, рискнув и написав злосчастный Rosé des Riceys, я могла бы наверстать те несколько десятых балла, отделивших меня от первого места.

Участие в подобном мероприятии – действительно очень интересный опыт, который позволяет не только оценить свой уровень на фоне иностранных коллег, но и насладиться великолепным гостеприимством Ruinart. Помимо конкурса в тот день Фредерик Панайотис провел для участников обучающий семинар по цветовому спектру розовых вин, кульминацией которого стала дегустация розового Dom Ruinart 1990. Вино уже потеряло игристость и было значительно оксидировано, напоминая старую белую Риоху, но ни у кого не вызвало сомнения, что это великое вино, и мало кто позволил себе не допить бокал. После семинара нас ждал изысканный обед, сопровождаемый винтажами Dom Ruinart и приветственным словом президента французской ассоциации сомелье (ФАС) Филиппа Фор-Брака. Стать членом ФАС мне пока не предложили, но надежды я не теряю и продолжаю готовиться к новым конкурсам и челленджам.

Валерия Тенисон (крайняя справа). Фото: архив Валерии Тенисон.

Победительница конкурса Ruinart Sommelier Challenge Анн Лонг (вторая слева).

Фото: Jean Baptiste Duquesne

  • Валерия Тенисон

    Автор

  • 17 октября 2019

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari