Кто такие бренд-амбассадоры
Амбассадор – посол бренда в мире людей, его лицо, голос и характер. Он повышает узнаваемость продукта, создает для него положительный имидж в реальной жизни, а не только с экрана телевизора или журнальных страниц. Амбассадоры принимают участие в рекламных кампаниях, ивентах, фотосессиях, а лучшие из них не расстаются с «подопечными» марками и в обычной жизни – будь то одежда, автомобили, ювелирные украшения и часы или банковская карта. Если амбассадор представляет бренд, продуктами которого на самом деле не пользуется, аудитория считывает подвох моментально, а папарацци фиксируют факт «измены».
Как правило, амбассадорами становятся знаменитости. Все просто: народная любовь, которой они щедро обласканы, переходит и на бренды. Кроме того, люди склонны верить кумирам и хотят пользоваться теми же товарами, чтобы приблизиться к предмету обожания. Так, в России Константин Хабенский и Марина Кравец рассказывают о программах банка «Открытие», а Полина Гагарина и Дмитрий Маликов продвигают покупки на Ozon. Однако амбассадоры занимаются не только прямой рекламой, но и участвуют в социально значимых проектах больших компаний. Скажем, Анджелина Джоли вместе с Домом Guerlain привлекает внимание к глобальной проблеме сокращения численности пчел (мед используют в косметике бренда), а Кейт Уинслет появляется в роликах L’Oréal Paris без макияжа, чтобы акцентировать внимание аудитории на вопросах эйджизма и нереалистичных стандартов красоты.
В алкогольной индустрии амбассадоры тоже есть, и чаще всего ими становятся знаменитые в профессиональных кругах бармены и сомелье. Они не только служат «живой витриной», но, зная продукт глубоко и подробно, помогают компаниям продавать его в самых разных сегментах рынка, от хореки до ретейла. Мы поговорили с тремя бренд-амбассадорами из компании Simple и спросили их, как они получили эту работу и за что ценят ее больше всего.
Прямая речь
Валерий Расин
старший бренд-амбассадор портфеля крепких спиртных напитков компании Simple
Я всегда хотел быть бренд-амбассадором и целился в эту точку, потому что рассказывать кому-то что-то интересное – это мое, и мама говорит, что меня приятно слушать. Готового сценария успеха для того, как получить эту работу, раньше не было, да и сейчас его нет. Помню, когда я уезжал из города Находки в Санкт-Петербург, один мой приятель дал мне такое наставление: «Ты должен приходить в бар и говорить: “Привет, меня зовут Валера, я стесняюсь, но можно я буду тусоваться с вами?”». Примерно так я и делал. Со временем я попал на работу в Daiquiri Bar, где сложилась звездная команда барменов и бренд-амбассадоров, среди которых были Максим Широков, Дмитрий Суворов, Евгений Алимирзоев, Никита Сергеев и другие.
Фото: © из личного архива Валерия Расина
Я стал рассуждать логически: первым делом надо заработать узнаваемость, и барменские конкурсы – самый быстрый путь для этого. Не сразу, но со временем начал выходить в их финалы. Потом решил, что вдобавок к конкурсам пойду бесплатно, для опыта, преподавать в Петербургскую ассоциацию барменов (ПАБ), ведь бренд-амбассадор должен хорошо говорить. Первая лекция обернулась провалом, но президент ассоциации Григорий Бабарайка стал направлять меня, указывать на мои слабые и сильные стороны. В результате выступления вкупе с лекциями очень мне помогли. И вот спустя 11 лет за стойкой я отработал свой последний конкурс Bols Around The World и решил увольняться из бара, потому что пришло время двигаться вперед. Только я подумал об этом, как меня позвал в свою команду Никита Сергеев, бренд-амбассадор компании Monin. Конечно, я согласился, но тут бар предложил повышение, и я задержался в нем на год. Когда срок контракта истек, я снова вернулся к мысли об увольнении, и тогда мне позвонили из Simple с предложением рассмотреть мою кандидатуру на должность бренд-амбассадора портфеля крепких спиртных напитков. Я всегда считал себя везучим человек, и вот – снова повезло.
Многие романтизируют работу как барменов, так и бренд-амбассадоров. Думают, что первые вечно тусуются, а вторые вдобавок еще и летают по разным городам, где в бары их заносят на руках. Я перестал романтизировать эту профессию сразу, как только после 12 лет в барах пришел в офис к 10 утра, сел за компьютер и открыл Excel, ничего в нем не понимая. Чуть позже у меня случилась и первая командировка. Помню, как потирал руки: вот сейчас-то я точно оторвусь! Но на самом деле улетел на три дня в Мурманск и за это время провел там 12 мастер-классов. «Ребята, не так я себе это представлял», – подумал я, когда сел в самолет. Потом понял, как это на самом деле удобно – работать пять дней в неделю, быть официально трудоустроенным (не у всех барменов есть эта роскошь), иметь хорошую страховку и бонусы от компании. Один из главных плюсов работы – путешествия. Картинка вокруг нас постоянно меняется, и новые люди заряжают энергией – компьютер так не может. А еще до работы в Simple вино для меня было только красным и белым – на этом мое знание вопроса ограничивалось. Сейчас могу сказать, что люблю немецкие и австрийские рислинги.
Фото: © из личного архива Валерия Расина
В феврале меня перевели из Санкт-Петербурга в Москву, а в июле я стал старшим бренд-амбассадором. Теперь у меня есть моя команда, которая отвечает за отдельные бренды, а я за весь портфель крепкого алкоголя Simple. Я составляю задачи для ребят, чтобы охват рынка у нас был еще шире – обучение, коктейльные карты, проведение мероприятий, дегустаций. Вместе мы понимаем, в каких проектах потенциально могут быть задействованы наши бренды. Когда приезжает новый продукт, мы решаем, какие POS-материалы и мерч мы выпустим. Раньше все считали, что брендированная футболка – это круто, но в прошлом году на Cocktail Week в Санкт-Петербурге мы выпустили патчи от Italicus и собрали невероятное количество отзывов, люди даже были готовы их покупать.
В телефонной книге бармена можно найти кого угодно. Гости или клиенты часто дают мне свой номер и предлагают помощь. Но я никогда не пользовался этим. И вот однажды на ужине от Simple я познакомился с гостем, который предложил просто выбрать любую дату и прийти на хоккей. Я не позвонил, было неудобно, но человек о себе напомнил на следующий день и сам предложил несколько дат. Так я стал ходить на хоккей. И это тоже бонус профессии.
Когда тебя берут на эту работу, тебе не говорят, как и что делать, – это ты должен придумывать, как и что делать. Мне сразу было понятно, как работать с хорекой, потому что это моя стихия, а вот каналы частных продаж или ретейл – совсем другая аудитория. Как продать магазину «Лента» свои алкогольные бренды? Я не понимал, что сказать, на чем сделать акцент, кроме цены. Было сложно подобрать ключи к каждой группе аудитории.
Фото: © из личного архива Валерия Расина
Я пришел в Simple, когда мне было 24 года, и подготовленная аудитория иногда не воспринимала меня всерьез: люди видели больше, чем я, путешествовали больше, пробовали больше. Нужно было подобрать ключи к каждому человеку: понять, как с ним разговаривать, какой тон выбрать, можно ли с ним шутить и, если можно, то на какие темы. В течение первых 10 минут общения с новым человеком важно нащупать точки пересечения с ним. Может быть, у вас дети ходят в один сад, отпуск проводите в одной стране, любите одну и ту же кухню – такие простые человеческие вещи всегда работают лучше всего. Начитанность о продукте и просто начитанность тоже очень важны, потому что ты должен уметь поддержать любой разговор. Важно и то, как ты выглядишь: внешний вид говорит об отношении к собеседнику. Это все мелочи, из которых, по сути, и состоишь весь ты как профессионал.
Любовь и уважение к себе помогают в работе. Я заметил, что люди, которые чего-то добились, никогда не кичатся этим, они спокойны и уверены в себе – все. А люди, которые только кажутся успешными, часто бывают нахальными. Чем человек скромнее, тем больше он умеет и знает.
Валерия Плотникова
бренд-амбассадор Italicus и линейки джинов в портфеле компании Simple
Я долгое время работала в самых разных барных проектах, но самым популярным заведением, пожалуй, был бар «Кабинет». С компанией Simple я тогда постоянно сотрудничала на мероприятиях, от Moscow Bar Show до специализированных выставок. Можно сказать, была «семейным» бартендером. Все знали, что мне можно доверить новый продукт и у меня обязательно появятся идеи его интеграции в напитки. Вероятно, поэтому я попала в список кандидатов на должность амбассадора для ликера Italicus. Мне позвонили из Simple и предложили выслать резюме. В итоге с сентября 2020 года я представляю этот бренд, но не оставляю и работу бартендера в Fonoteca listening bar.
Амбассадор алкогольных брендов – это то же самое, что и амбассадор в любой другой индустрии, а вот список обязанностей зависит от компании. В Simple активная и креативная бренд-группа, поэтому мой функционал шире, чем может быть в у амбассадоров в других компаниях. Вместе с коллегами я разрабатываю проекты, придумываю ивенты и участвую в них, провожу мастер-классы и отвечаю за обучение персонала баров и ресторанов, а также за обучение менеджерских подразделений компании по работе с продуктом. Проведение фотосессий, мероприятий, разработка специальных меню, интеграции, спецпроекты – тоже часть моей работы. Мы не только креативим, но и делаем все, чтобы идея ожила. Когда в портфеле Simple появился Italicus, у нас не было готовой политики его продвижения, так что мне дали карт-бланш, и презентацию в России мы придумывали с нуля. Сейчас я также занимаюсь премиальными джинами, развиваю их имидж в России. Ко мне относятся не только как к амбассадору продукта, но и как к эксперту в вопросах миксологии и выстраивания отношений с барами.