От лозы к бокалу: какие бывают винные профессии
От лозы к бокалу: какие бывают винные профессии

От лозы к бокалу: какие бывают винные профессии

От лозы к бокалу: какие бывают винные профессии

Автор

Статьи по теме:

Даже за самой базовой бутылкой вина стоят десятки, а то и сотни человек – виноделы делают качественный продукт, маркетологи выпускают его на рынок, а кависты, сомелье и критики пытаются донести его ценность до потребителя. Рассказываем об этих и других профессиях, без которых невозможна винная индустрия.

На производстве

Агроном

Круглый год следит за тем, что происходит на виноградниках – как развивается лоза, угрожают ли ей болезни, – планирует посадки новых виноградников, распределяет все обязанности и руководит командами рабочих. Может привлекать сторонних специалистов – например, педолога, который изучает почву, дает рекомендации по объему удобрений, необходимых лозе. Агроном и сам должен прекрасно разбираться в характеристиках почвы и в том, как они влияют на лозы и в конечном счете на вино: его характер, структуру, минеральность, кислотность.

Фото: © Lanson

Фото: © Lanson

Рабочие

Осуществляют все сезонные работы на виноградниках: высадку молодых лоз, зимнюю подрезку, подвязку, работу со шпалерой (формовка кроны), чеканку, обработку виноградников (органическими удобрениями или средствами для борьбы с вредителями), зеленый сбор и основной сбор винограда. Во время уборки урожая часто привлекают внешние бригады сезонных рабочих – они работают посменно днем и ночью, заполняя прессы. В бригадах могут быть задействованы работники из других стран. Так, в Калифорнии собирать урожай помогают мексиканцы, в Италии – албанцы и македонцы.

Фото: © Сергей Ратанов

Главный винодел

Работает вместе с агрономом – часто они вместе решают, в какой момент надо начать сбор урожая. А вообще, главный винодел руководит всеми работами на винодельне – разрабатывает «рецептуру» новых продуктов, рассчитывает и закладывает бленды, решает, как и где будет происходить процесс ферментации, сколько будет длиться выдержка в бочках, контролирует технологический процесс производства вина, разрабатывает регламент контроля качества, меры по предупреждению брака и повышению качества выпускаемой продукции. Также следит за работой команды технологов и виноделов в погребах. В Шампани, например, традиционно главного винодела называют maitre de chai («мастер погреба»).

Вероник и Филипп Друэны, Domaine Joseph Drouhin. Фото: © Domain Joseph Drouhin

Эрве Дантан, Lanson. Фото: © Lanson

Энолог-консультант

Энолог зачастую является и главным виноделом, но иногда это отдельный приглашенный специалист. Энолог-консультант – человек с профильным энологическим образованием, который прекрасно разбирается в компонентах различных сортов винограда, а также в химических и биологических процессах, происходящих в вине.

У энологов-консультантов, как правило, не один клиент – они помогают сразу нескольким винодельням. А «звездных» энологов-консультантов, которых еще называют «летающими энологами», во всем мире не так много, и их услуги очень дорогие. Самые известные – французы Мишель Роллан, Донато Ланати, Стефан Деренонкур и Эрик Буассно, итальянец Риккардо Котарелла, австралиец Джон Ворончак. Они обладают обширными знаниями в области агрономии, физиологии лозы, микробиологии, химии и других смежных наук, что позволяет им четко видеть общую картину и определять, какие шаги надо предпринять для получения вина желаемого стиля.

Профессия «летающего винодела» очень востребована – сотни профессионалов ездят по миру, некоторые даже умудряются поработать на двух урожаях в год: сначала в Южном, а затем в Северном полушариях.

Мишель Роллан. Фото: © Архив SWN

Главный энолог Ornellaia Аксель Хайнц. Фото: © Ornellaia

Помощник энолога

Энолог проводит много времени в лаборатории, там он работает вместе с помощниками. Однако решения по таким важным вопросам, как, например, финальный ассамбляж, иногда принимаются совместно с владельцами хозяйства и главным виноделом. Крупные лаборатории есть только у больших хозяйств – маленькие винодельни отдают виноград и образцы вин на анализы специализированным компаниям.

20160218-Chateau-Margaux-4-SWN-2572-min.jpg

Фото: © Андрей Ковалев

Рабочий погреба

В распоряжении у главного винодела находятся рабочие погреба, которые круглый год осуществляют все работы на винодельне, начиная от приема винограда и заканчивая бутилированием, этикетированием. Также специалисты устанавливают и обслуживают оборудование, которое используется для производства вина.

В крупных домах, например в негоциантских домах Шампани, у некоторых рабочих погребов есть редкие специализации – например, кто-то лучше других выполняет ручной ремюаж, их по старинке называют ремюерами. Их задача – свести осадок, который формируется в бутылке, в ее горловую часть. Опытный ремюер за один день может провести ремюаж 50 тыс. бутылок.

Или, например, бывают искусные мастера, вручную приклеивающие этикетки и все элементы оформления на бутылки больших размеров.

В некоторых крупных хозяйствах также есть своя бондарня, где работают бондари – специалисты по сборке бочек.

Фото: © Anne-Claire Héraud/Lanson

Фото: © Lanson

Поставки

Дистрибьютор

Дистрибьюторы помогают винодельням продавать свою продукцию на внутреннем и международном рынках. Они поставляют вина супермаркетам, ресторанам, винотекам и отелям. Успешные компании должны быть в курсе текущих трендов на рынке вина и уметь предвидеть будущие, чтобы успешно попадать в целевые аудитории. Дистрибьюторам важно иметь команду винных экспертов, которые смогут отбирать лучшие хозяйства по всему миру, выделять их самые интересные позиции, которые заручились высокими оценками экспертов и способны увлечь потребителя.

Фото: © Simple Group

Бренд-менеджер

Отвечает за то, какое общее впечатление от продукта сложится у потребителя – в него закладывается не только органолептика вина, но и его история, позиционирование, визуальное оформление. Бренд-менеджеры вместе с маркетологами организовывают рекламные кампании, работают с инфлюенсерами, запускают партнерские проекты – все для того, чтобы увеличить продажи, долю продукта на рынке и повысить его узнаваемость.

2VZ03197.jpg

Фото: © Simple Group

Продажи

Бренд-амбассадор

Помогает продвигать бренд: проводит презентации новых продуктов, лекции и дегустации для сомелье, кавистов, барменов, менеджеров и других профессионалов, работающих с винами бренда, организует пресс-мероприятия, готовит комментарии, статьи для СМИ от лица бренда.

Этот человек знает все о продукте, с которым работает: историю его создания, технологию производства, при какой температуре стоит подавать и с какими блюдами. Он должен быть готов ответить на любой вопрос о бренде, а также знать винный этикет и правила сервировки, основы маркетинга, чтобы понимать, какие приемы позволят эффективно продвигать вино. Он должен быть прекрасным оратором, ведь его главная задача – произвести хорошее впечатление, сделать так, чтобы люди запомнили продукт и захотели его купить.

H68A6965 copy.jpg

Фото: © Роман Суслов

Сомелье

Это специалист, который прекрасно ориентируется в мире вина, разбирается в типологии, регионах, классификациях и сортах винограда, а также умеет подбирать к винам гастрономическую пару. Чаще всего сомелье работает в ресторане. Он помогает гостям подобрать вино, дает рекомендации по пейрингу, сервирует напиток, а также составляет винную карту, следит за пополнением запасов, приемом и учетом товара.

Joseph Drouhin_Clos des Mouches_wine_red_service_©La Bouitte-G. Sonokpon.jpg

Фото: © Joseph Drouhin

Кавист

Чаще всего работает в винном бутике – он принимает товар, следит за наличием и пополняет запасы, а также дает рекомендации клиентам. Хороший кавист поможет подобрать вино в зависимости от ваших предпочтений и финансовых возможностей, сможет провести краткий экскурс в тот или иной винный регион, простым языком объяснит разницу между двумя винами одного и того же сорта. Если речь о постоянных клиентах, то профессионал будет помнить об их вкусах и сможет порекомендовать позиции, которые удивят и позволят взглянуть на винный мир с новой стороны.

IR_08851_A5.jpg

Фото: © Inter Rhone

Медиа

Винный блогер или журналист

Начитанность, насмотренность и широкий дегустационный опыт – все это можно монетизировать, начав карьеру винного блогера или журналиста. Можно развивать собственные площадки (сайт, соцсети) в надежде на рост аудитории и появление рекламодателей, а можно устроиться в СМИ винной направленности. С расширением портфолио, усилением экспертизы они накапливают вес в индустрии – это позволяет получать приглашения от виноторговых компаний, виноделен и путешествовать по всему миру.

20160218-Chateau-Margaux-4-SWN-2590-min.jpg

Фото: © Андрей Ковалев

Винный критик

Винные критики – люди с обширным дегустационным опытом, глубоко разбирающиеся в винной культуре. Они рассказывают о том, какие вина стоит попробовать, а какие не представляют интереса, оценивают винтажи и задают тренды на рынке.

Их можно разделить на несколько групп. Первая – это персоналии, которые работают отдельно или в команде, их имена уже стали брендами. Речь о Роберте Паркере, Дженсис Робинсон, Хью Джонсоне, Джеймсе Саклинге, Озе Кларке, Луке Марони, Антонио Галлони и других.

Ко второй категории относятся разнообразные винные издания, среди печатных – Gambero Rosso, Guide Hachette, Duemilavini, Slow Wine; электронных – американские Wine Spectator, Wine Enthusiast, британский Decanter.

Дженсис Робинсон. Фото: © Архив SWN

Джеймс Саклинг. Фото: © Игорь Савельев

В третьей группе обосновались независимые комиссии экспертов – как правило, они формируют рейтинги и оценки вин совместным решением на различных конкурсах. Их очень много – есть большие, но также много местечковых. В супермаркетах часто можно заметить недорогие вина, увешанные медалями: не исключено, что они были получены на небольшом локальном конкурсе без особой конкуренции.

Фото на обложке: © Etienne Ramousse/Inter Beaujolais.


Статьи по теме:
  • Яков Лысенко

    Автор

  • 26 апреля 2022

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также