Окружающая среда – посадка деревьев и кустарников, вспомогательная фауна, увеличение зеленых площадей (газонов, лужаек, полян). При планировке нового строительства или перестройке виноделен и энотуристических объектов теперь задумываются об уменьшении заасфальтированных площадей или дезасфальтизации – для того, чтобы сократить катастрофические последствия сильных дождей. И конечно, о строительстве с соблюдением норм ISO 26000, TPHE (очень высокая энергоэффективность), HQE и HVE (высокое качество и ценность окружающей среды) для оптимизации энергозатрат, потребления и переработки воды и отходов, снижения выброса парниковых газов. Все это входит в понятие «корпоративная социальная ответственность» – по-французски RSE.
Экономический аспект – продолжать развивать качество и разнообразие вина, энотуризм и туризм. Привлекать в качестве поставщиков местных производителей, мотивировать создание мелких локальных производителей, заключая с ними контракты. Здесь я хочу упомянуть об очень модном понятии во Франции – «километр зеро». Это когда для функционирования бизнеса закупают необходимые материалы у местных производителей. И это прекрасно отвечает другому модному движению «локаворов» – тех, кто питается только местными продуктами. Они могут их сами выращивать, покупать в ответственных магазинах либо обедать и ужинать в таких специализированных ресторанах.
Развитие более экологичных видов транспорта тоже входит сюда, например, поезд, идущий из Парижа в Ниццу, оставляет в 25 раз меньший углеродный след, чем самолет, летящий по тому же маршруту. Все увеличивается спрос на необычные экологические жилища на время каникул: юрты, домики на деревьях, огромные пузыри.
Социальный аспект – создание и поддержание привлекательности местности путем разнообразия флоры и фауны и управления винодельческими пейзажами. Помните включение виноградников некоторых стран в наследие ЮНЕСКО? Во Франции это Сент-Эмильон, Шампань и Бургундия, еще три на рассмотрении: Сансер, Эльзас и Кадийяк. Но честно, другие виноградники тоже могут претендовать, особенно Прованс и Долина Роны. Конечно, красота пейзажей, биоразнообразие и чистый воздух служат безусловным стимулом для посещения.
На благо регионам и экологии пойдет появление новых рабочих мест, снижение транспортного «насилия» над природой (выброса парниковых газов). Для диверсификации сельской экономики должны учитываться этические проблемы и проблемы сохранения ресурсов, потребности и культура местного сообщества. И здесь мы понимаем, что существует тесная связь между управлением ресурсами и устойчивым винным туризмом.