My default image
Туристическая экосистема Прованса
Поделиться
Понравился материал?
0
Статьи по теме:
ГлавнаяПутешествияТуристическая экосистема Прованса

Туристическая экосистема Прованса

Дарья Шадрина рассказывает о том, как sustainability (développement durable) ложится в основу существования не только одного лишь винного предприятия, а всего винодельческого сообщества в Провансе, причем – через туризм.

Думала ли я, переезжая во Францию, что опять пойду учиться? При этом добровольно и даже с удовольствием? Уже почти 10 лет я живу между Ниццей и Марселем, недалеко от Сен-Тропе, среди красивейших виноградников в самом сердце Прованса. В 2019 году, после 20-летней работы закупщиком на российских импортеров, я согласилась на временную работу гидом-сомелье на соседней винодельне. Забавно: я думала, что мое историческое образование мне особо не пригодится в винном мире. Как же! На территории основной винодельни, очень туристической, находится капелла XII века, и туда мы тоже водили клиентов с экскурсиями.

Пришлось покопаться в истории и дополнить экскурсию найденными изюминками. Эта работа оказалась мне очень близка, ведь винные поездки по миру я организовывала еще в 2000-х, когда это даже не называли модным словом «энотуризм».

Фото: © Vins de Provence

Фото: © Vins de Provence

За два месяца до окончания контракта я наткнулась на рекламу обучения, название которого звучало как Œnotourisme et produits du terroir durable, то есть «Энотуризм и местные продукты в разрезе долгосрочного экологического развития». Обучение предлагалось от факультета литературы, иностранных языков и гуманитарных наук Тулонского университета, но не в Тулоне, а совсем рядом, в филиале, в пяти километрах от меня. Я решила, что это судьба, прошла отбор и начала обучение, как раз закончив свой контракт.

Честно, я и не представляла, что так можно учиться. Каждый день ты едешь в новое место и знакомишься с местными производителями, организациями, продвигающими регион, людьми, которые стараются сделать его более экоответственным. Было все: и слезы владельца водяной оливковой мельницы, когда после его воодушевленного рассказа об истории, преемственности поколений, стихиях, разрушивших мельницу наполовину, и о почти полном отсутствии урожая в прошлом году мы спросили его, чем можем помочь. И он смутился до слез… И мы смутились… 

Это был очень трогательный момент, который скрепил нашу группу и подарил особую атмосферу на протяжении всего обучения. Затем знакомство с инжирным аппелласьоном с совместным поеданием фиг, свежие яйца каждую неделю с винодельни одной из сокурсниц из ее «мобильного курятника» и бесконечный театр выступлений – представлений своих работ перед классом. Всего-то за пять месяцев мы сдружились и насмеялись больше, чем можно это сделать за пять лет института, да еще в достаточно почтенном возрасте. Нас было 16 человек, от 20 до 61 года. Средний возраст – 34-36 лет. Не могу сказать, что зачетные работы были легки, некоторые надо было делать втроем – и вот тут французы выступили в своей любимой роли, теряя кучу времени на «пожаловаться».

Фото: © Vins de Provence

Фото: © Vins de Provence

Это первое во Франции обучение, где соединили энотуризм и экоразвитие. Перед нашей защитой программа получила признание ЮНЕСКО и теперь входит в международную сеть кафедр ЮНЕСКО «Культура и традиции виноделия».

Само слово «энотуризм» приобрело реальную силу лишь в 2009 году благодаря усилиям французского государства и запуску официального знака (лейбла) энотуризма во Франции Vignobles et Découvertes. Министерства туризма и сельского хозяйства присуждают такой знак туристическому и винному направлениям, предлагающим разные взаимодополняющие сервисы (размещение, питание, посещение погребов и дегустации, посещение музея, мероприятия в соответствии с очень строгими стандартами). Государство, муниципалитеты и другие местные органы власти стали вкладывать большие средства в винный сектор, и именно так начала развиваться новая форма туризма, которая отводит большое значение новым технологиям и решениям. В 2010 году был создан первый лейбл долгосрочного экологического развития в виноградарстве и виноделии Vignerons Engagés.

 И здесь мы понимаем, что существует тесная связь между управлением ресурсами  и устойчивым винным туризмом.

Винный и гастрономический туризм становится весьма привлекательным с экономической, экологической и социальной точек зрения, что проявляет его ценность в долгосрочном экологическом развитии. Он позволяет обеспечить справедливое распределение доходов от туризма, защищает местную и глобальную окружающую среду путем сохранения баланса экосистем и оптимизации использования ресурсов. Также он содействует развитию экологических технологий и укрепляет профессиональные навыки, социальную и экологическую ответственность всех субъектов в этом секторе.

Развитие энотуризма в рамках ДЭР должно идти по нескольким направлением: расширение сезонов посещения, то есть отход от сезонности, повышение привлекательности для одно-двухдневных туристов из ближайших городов и областей. Еще более желанное направление – замещение массового туризма индивидуальным и более качественным. Дело в том, что при массовом туризме зачастую страдают достопримечательности. Департамент Вар, где я живу, из-за пандемии в последние два сезона пал жертвой наплыва внутренних и европейских туристов. Некоторые природные достопримечательности пришлось закрыть для восстановления либо ограничить к ним доступ до нескольких дней в неделю/месяц. Энотуризм вписывается в три базовых аспекта ДЭР: окружающая среда, экономический и социальный.

Фото: © Vins de Provence

Окружающая среда – посадка деревьев и кустарников, вспомогательная фауна, увеличение зеленых площадей (газонов, лужаек, полян). При планировке нового строительства или перестройке виноделен и энотуристических объектов теперь задумываются об уменьшении заасфальтированных площадей или дезасфальтизации – для того, чтобы сократить катастрофические последствия сильных дождей. И конечно, о строительстве с соблюдением норм ISO 26000, TPHE (очень высокая энергоэффективность), HQE и HVE (высокое качество и ценность окружающей среды) для оптимизации энергозатрат, потребления и переработки воды и отходов, снижения выброса парниковых газов. Все это входит в понятие «корпоративная социальная ответственность» – по-французски RSE.

Экономический аспект – продолжать развивать качество и разнообразие вина, энотуризм и туризм. Привлекать в качестве поставщиков местных производителей, мотивировать создание мелких локальных производителей, заключая с ними контракты. Здесь я хочу упомянуть об очень модном понятии во Франции – «километр зеро». Это когда для функционирования бизнеса закупают необходимые материалы у местных производителей. И это прекрасно отвечает другому модному движению «локаворов» – тех, кто питается только местными продуктами. Они могут их сами выращивать, покупать в ответственных магазинах либо обедать и ужинать в таких специализированных ресторанах.

Развитие более экологичных видов транспорта тоже входит сюда, например, поезд, идущий из Парижа в Ниццу, оставляет в 25 раз меньший углеродный след, чем самолет, летящий по тому же маршруту. Все увеличивается спрос на необычные экологические жилища на время каникул: юрты, домики на деревьях, огромные пузыри.

Социальный аспект – создание и поддержание привлекательности местности путем разнообразия флоры и фауны и управления винодельческими пейзажами. Помните включение виноградников некоторых стран в наследие ЮНЕСКО? Во Франции это Сент-Эмильон, Шампань и Бургундия, еще три на рассмотрении: Сансер, Эльзас и Кадийяк. Но честно, другие виноградники тоже могут претендовать, особенно Прованс и Долина Роны. Конечно, красота пейзажей, биоразнообразие и чистый воздух служат безусловным стимулом для посещения.

На благо регионам и экологии пойдет появление новых рабочих мест, снижение транспортного «насилия» над природой (выброса парниковых газов). Для диверсификации сельской экономики должны учитываться этические проблемы и проблемы сохранения ресурсов, потребности и культура местного сообщества. И здесь мы понимаем, что существует тесная связь между управлением ресурсами и устойчивым винным туризмом.

Фото: © Vins de Provence

Почему программу запустили впервые именно в Провансе? Вероятно, потому, что здесь самая большая доля биовиноградников во Франции – 27% (на 2020 год). Объясняется это просто: много солнца и ветер мистраль, которые позволяют легче справляться с большинством болезней виноградников. Во время обучения мы заметили, насколько разные местные винодельни, межпрофессиональные и туристические структуры и органы власти заинтересованы в ДЭР. К сожалению, мы также обнаружили, что винодельни Прованса пока плохо понимают роль ДЭР в энотуризме и большинство еще не готово вкладываться в специалистов. Но мы работаем над этим.

Фото на обложке: © Massimiliano Donghi/Unsplash.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №146.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email