Колумнист SWN
Открывать закрытое всегда интереснее. Наш колумнист Василий Шомов собрал разношерстный список впечатлений, эмоций и фактов о своей поездке в Саудовскую Аравию. И теперь делится с вами.
Королевство Саудовская Аравия – довольно закрытое место. Так политико-исторически сложилось. И просто приехать сюда туристом, купив билет, до 2018 года было практически невозможно. Но мир меняется, и теперь эта страна начинает открываться путешественникам.
Первым шагом к этому (вместе с началом выдачи туристических виз) стал соединяющий в себе историю, искусство и культуру ежегодный фестиваль Winter at Tantora – «Зима на Танторе», проходящий с декабря по март в старом городе Аль-Ула на северо-западе страны.
Я летел в Саудовскую Аравию тремя самолетами и не пожалел. Это был редкий шанс увидеть невиданное. И я погрузился в невероятные природные чудеса, археологические сокровища, творения совриска и даже услышал музыку, которую не мечтал вновь услышать вживую.
Поскольку этот краткий дружеский визит наполнил голову массой впечатлений, постараюсь обрисовать картину путем перечисления здешних чудес, а также полученных информации, ощущений и эмоций.
© Василий Шомов
1.
В аравийской пустыне в порядке вещей, когда песок везде и всюду: в карманах и кармашках, в кроссовках, за воротником, в поясной сумке, фотоаппарате, в еде. А еще в волосах, в глазах, в ушах и чуть ли не во всех прочих естественных отверстиях человеческого тела. Песок здесь – начало и конец всего (звучит песенка Mister Sandman). Не нефть, а песок. Нефть – около Персидского залива.
2.
Долина Аль-Ула – древний город-оазис, в прохладной тени которого существовали не менее древние цивилизации, где тысячелетиями, сменяя друг друга, жили разные народы. Ныне это регион в Саудовской Аравии с главными историческими и археологическими памятниками. Кстати, Аль-Ула находится напротив египетского Луксора, если двинуть напрямую через Красное море. А до священной Медины отсюда 300 км.
3.
99% местных жителей ездят на больших и очень больших внедорожниках. Седаны не пользуются популярностью, их мало – они застревают в песке (сам видел).
4.
Звезды на черном ночном небе над горами очень яркие – засвечивающих небо городов здесь нет.
© Василий Шомов
© Василий Шомов
5.
Временное пристанище путешественника – сверкающий вагончик-трейлер, который имеет внутри все без исключения удобства. При этом, как показала практика, он сильно нагревается днем, а ночью так же сильно охлаждается. Днем задача кондиционера испускать прохладу, а ночью – греть. Если его, шумного, перед сном выключить, можно всерьез замерзнуть, что со мной и произошло под утро, когда на градуснике было +12 °C.
6.
Тут всякая гора – скульптура. Имя скульптора – ветер. Из-под его резца выходят поразительные, величественные монументы, фигуры и объекты причудливых форм, контуров, фактур. Простых гор здесь нет: есть диковинные геологические формации из песчаника, и глаз все время что-то в них видит, что-то узнает, с чем-то сравнивает, кого-то угадывает и удивляется.
7.
Мадаин-Салих или Аль-Хидрж или Хегра. Древний доисламский город, которому не меньше 4000 лет. С I века до Р.Х. был в Набатейском царстве вторым городом (Южной столицей) после столицы – Петры. У богатых здесь было принято хоронить своих родственников. Обнаружено около 100 вырубленных в горах и мастерски оформленных гробниц, выполненных в месопотамском, эллинистическом и египетском стилях. Геометрия линий и чистота отделки фасадов гробниц поразительные. Город-музей не затоптан туристами. Пока не затоптан.
8.
В Аль-Уле нет никаких растений, кроме плантаций финиковых пальм.
© Василий Шомов
9.
Чтобы проехать к какому-либо археологическому объекту, нужно преодолеть один, два или даже три поста с колючкой, шлагбаумом и строгой охраной.
10.
Al-Qahwa – кофе в маленьких чашечках из зеленых (необжаренных) кофейных зерен, хорошо сдобренный кожурой кардамона. Он желто-зеленый, горький, пряный. Радушно угощают. Закусывать фиником. Отказаться нельзя – кровная обида.
11.
Сотни наскальных текстов, выбитых, вырезанных, процарапанных и стираемых ветром, – это Лихианитская библиотека Джамаль Икма. Древние северо-арабские шрифты и языки датируются шестым веком до Р.Х. Много текстов даданитов и лихианитов, живших здесь до набатеев. Но не только они оставляли письмена и молитвы в сакральном ущелье, но и путешествующий люд, караванщики, пилигримы. Есть надписи на арамейском, арабском, набатейском, греческом, латинском и, возможно, даже древнеславянском.
12.
Спиртного в стране нет. Никакого. Нигде. Оно под строжайшим запретом.
13.
Здесь тихо. А я совсем отвык от этого.
© Василий Шомов
14.
Набатеи знали как находить воду и, кажется, кроме благовоний торговали и ей. В Хегре более 130 вырубленных в скале колодцев, дававших грунтовую воду. Я заглянул в один бездонный резервуар и зычно произнес в глубину: «Вот это да! Здесь была вода». «Да, да», – ответила глубина.
15.
Песчаная буря – это когда в одно мгновение видимость 10-15 метров и мощные автомобильные фары не помогают. Солнце исчезает, а небо становится пустыней серо-желтого цвета.
16.
В Хегре во времена набатеев женщины занимали главные позиции в торговле и управлении. Матриархат не матриархат, но довольно прогрессивно.
17.
Грандиозный, фантастический, стоящий посреди песков в окружении гор, полностью зеркальный параллелепипед совершенно инопланетного вида – Концертный зал Maraya («зеркало» по-арабски). Внутри все цивильно и отличная акустика.
18.
В музыкальной части фестиваля «Зима в Танторе» принимают участие весьма известные музыканты со всего мира. Здесь можно услышать традиционную и современную арабскую музыку, оперные голоса и модных совершенно международных поп- и рок-звезд, диджеев и электронщиков.
© Василий Шомов
19.
Температура воздуха чуть больше 20 °C в тени и влажность воздуха в 35% позволяют двигаться, даже увязая в песке, взбираться на холмы и активничать с легким дыханием и без фатального обезвоживания организма. Зима – она и в Аравии зима.
20.
Саудиты сетуют на то, что стало сложнее жить. Раньше за 100-литровый (!) бак внедорожника на бензозаправке нужно было отдать $9, а сейчас – $20.
21.
Жан-Мишель Жарр не стареет и в свои 71 он устроил феерическое шоу в пустыне, окруженной горами. Я стоял в первом ряду, смотрел, слушал, танцевал, хлопал в ладоши и прыгал, неспособный устоять на месте! Это было непередаваемо, совсем как на Воробьевых горах в 1997 году.
22.
Во время фестиваля в пустыне и ущельях гор работают более пафосные и менее пафосные поп-ап кафе и мишленовские рестораны, в которых официанты – улыбчивые девушки и юноши из Питера, Киева, Минска. Перекинуться парой фраз на родном языке всем приятно.
© Василий Шомов
© Василий Шомов
23.
На концерте современной музыки люди веселятся без психоактивных компонентов, по крайней мере, я думаю, что это так.
24.
Ленд-арт. Проект Dеsert X изумляющий. На огромном пространстве среди гор рассыпаны арт-объекты известных художников. Ничего подобно я не видел раньше.
25.
Скала «Слон» высотой в 20 слонов, поставленных друг на друга, невероятно влечет к себе зрителей. Ну просто дайте посмотреть на слона, и все тут! Вывод: человечество – дети, которые очень любят слонов.
Фото на обложке: © Василий Шомов.