Конечно, это не те самые шамболи и кло-де-безы, от которых сходят с ума платежеспособные фанаты, но все же эти вина позволяют прикоснуться к легендарным бургундским стилям и насладиться ими: легкие, нежные, проникновенные, обворожительно многогранные красные вина, шелковые белые с их лакомой маслянистостью. Что самое главное – поражает самобытность каждого образца. Даже в воплощении таких вот относительно недорогих вин Бургундия демонстрирует торжество терруара и благородство самих ее сортов, бесконечно мимикрирующих под обстоятельства конкретного виноградника, под кредо конкретного винодела.
Концепт бургундскости – один сорт (по одному для красных и для белых), похожие техники, близко расположенные виноградники и при этом невероятно разные вина – прекрасно прослеживается даже в нашей «демократичной» линейке.
Их текстура, невесомая прочность этой тончайшей ткани – шелка, органзы, кружева, витиеватость «выделки», натяжение, равновесие кислотности и тела – во многих случаях божественны и неповторимы. Так бывает только в Бургундии. Эти вина вызывают и трепет, и радость.
Мы попросили импортеров, как крупных, так и нишевых, предоставить нам образцы бургундии до 16 тыс. рублей за бутылку. Собралось больше 40 вин с преобладанием белых. Среди них были и вполне классические, хрестоматийные, и представители авангардных стилей (вот это все про «электрические» вертикальные вина и флюоресцирующую чистую фруктовость).
Новые стили связаны еще и с климатической реальностью. Большинство представленных вин – 2022, 2021, 2020 годов. 2020-й был жарким, сухим, и, несмотря на сумасшедшее качество и огромный потенциал, вина его уводят куда-то в Новый Свет, некоторые красные кажутся скорее орегонскими, хотя все равно они прекрасны.
2021-й, напротив, был катастрофически дождливым, с весенним обледенением и несколькими случаями града летом, что скостило урожай чуть ли не вполовину. Но то, что удалось сохранить, вряд ли назовешь «субтильным», это скорее классика в понимании прошлых эпох.
Юный 2022-й – вполне уравновешенный винтаж: к счастью, обошлось без особых природных катаклизмов.
Фото: © BIVB
Аппелласьоны и коммуны в фокусе дегустации
Кот-д’Ор
C 2017-го появилось субрегиональное наименование Bourgogne Côte d’Or AOC, позволяющее чуток добавить чести производителям региональных вин с «обычных» виноградников в пределах Золотого Склона.
Из Кот-де-Нюи
Жевре-Шамбертен
Самая крупная из великих коммун Бургундии – 500 га (из них 80 га премье крю), плюс к тому девять виноградников класса Grand Cru занимают здесь еще 85 га. Очаровываться сразу вилляжным Gevrey-Chambertin не стоит: из-за большой площади коммуны качество вин весьма вариативно.
Нюи-Сен-Жорж
В Нюи-Сен-Жорже нет гран крю, и в целом амбиции у коммуны тише, чем у той же Жевре, но именно здесь смышленые виноманы находят много вин, в основном красных, с хорошим соотношением цены и качества. Белые сорта занимают всего 10 га (из 308), и, кстати, здесь есть не только шардоне, но также пино блан и пино гри.
Фото: © Архив SWN
Из Кот-де-Бона
Бон
Важная коммуна, чьи виноградники лежат на широком склоне над винной столицей Бургундии, городом Бон.
Третья по площади виноградников коммуна Кот-д’Ора после Нюи-Сен-Жоржа и Мерсо. Красные занимают 363 га, белые – 57 га. В коммуне нет гран крю, при этом премье крю принадлежит 75% всей площади. Премье крю Грев – the best kept secret среди знатоков.
Из Бона родом знаменитые кюве Vigne de l’Enfant Jésus дома Bouchard Père et Fils (оно как раз с Грева, красное) и красное и белое Clos des Mouches дома Joseph Drouhin (Кло-де-Муш – самостоятельное премье крю).
Савиньи-ле-Бон
Главенствует в коммуне пино нуар, он здесь занимает 300 га, включая 130 га на премье крю, а белые – всего 45 га, причем в коммуне растет не только шардоне, но и пино блан. Виноградники поделены надвое речкой Руан, притоком Соны. Получается, что одна половина смотрит на север, а другая на юг. Вина с северного склона пожестче и требуют выдержки, в них чувствуются ноты подлеска и дичи. Южная экспозиция, напротив, дает винам ароматы красных ягод и фиалок. Белые – освежающие, с оттенком специй в аромате.
Поммар
Две соседние, стопроцентно красные коммуны в Кот-де-Боне, Поммар и Вольне, часто упоминают через запятую. По классике вина Поммара, с чуть более низко расположенных виноградников, где в почве больше глины и железа, – более темные, танинные, помощнее, чем вина Вольне, чьи земли лежат чуть выше, на известняках, где пино более нежный. Но с глобальным потеплением это представление меняется, и поммары тоже становятся элегантными и мягкими. Для них характерны ароматы черных ягод и фруктов, спелой сливы, с возрастом проявляются подлесок, кожа, шоколад.
Фото: © BIVB
Сен-Ромен
Коммуна, «выделившаяся» из От-Кот-де-Бона, расположена на высотах 350-410 метров, что делает ее одной из самых высоких и прохладных в регионе. Она лежит, по сути, на другой стороне холма от Мерсо.
Виноградников менее 100 га, примерно 60% засажено шардоне. В почвах много активной извести, что обеспечивает винам свежий минеральный характер.
В Сен-Ромене запущен процесс по выделению премье крю. Его вина с отдельных клима, в том числе из-за потепления климата, пользуются все большим спросом.
Кстати, в Сен-Ромене находится Domaine d’Auvenay, принадлежащий легендарной Лалу Биз-Леруа, а также знаменитая бондарня François Frères.
Сантене
Джаспер Моррис в Inside Burgundy приводит забавную историю, как в XIX веке одна из наследниц дома Duvault Blochet, которой достались виноградники в Сантене, считала себя более удачливой, чем ее сестра, которой «пришлось довольствоваться» участками в Вон-Романе: мол, тогда Сантене была престижной коммуной! Потом слава слетела: по мнению Морриса, не из-за качества терруара, а просто не было в коммуне идейных лидеров.
Сегодня о Сантене снова говорят. Большущая коммуна, почти 400 га, известна скорее красными винами. За четверть века они прибавили в качестве. К тому же в Сантене 12 красных премье крю. Часть из них по стилю «ближе к вольне», другие «ближе к поммару».
Есть потенциал.
Фото: © Архив SWN
Маранж
Де-юре Маранж за пределами Кот-д’Ора, но его чаще рассматривают «в комплекте» с Сантене. Исторически в Маранже ценились белые вина, но в XX веке негоцианты Бона «перенастроили» его на красные, потому что тут пино нуар получается довольно структурный, что требовалось для их региональных ассамбляжей.
Современные красные маранжи характеризуются средней кислотностью, мягкими танинами и яркой фруктовостью с оттенками темных ягод и пряностей.
Кот-Шалонез
Область несколько отстает даже в сравнении с Маконне, лишь в 2010-х тут сформировалось более или менее сплоченное сообщество виноделов новой волны. Самым звездным из них остается хозяйство экс-управляющего Domaine de la Romanée-Conti Обера де Виллена, Domaine de Villaine в Бузероне, где мэтр, кроме прочего, уделяет особое внимание алиготе. Другие «модные» шалонезцы – Domaine de la Folie, P&M Jacqueson и Domaine J.-B. Ponsot, Jaeger Defaix в Рюлли; Chamirey из Меркюре; Ragot и Mouton из Живри и другие.
Четыре ключевые коммуны Кот-Шалонеза имеют виноградники класса премье крю. Виноделы из Кот-д’Ора часто ворчат, что 49 премье крю для Монтаньи (58% всей площади коммуны) и 38 премье крю для Живри (45%) скандально не соответствуют реальности. В то время как 23 премье крю в Рюлли (24%) и 32 в Меркюре (22%) более или менее оправданны.
Рюлли
Лучшие виноградники коммуны расположились на невысоком горном хребте Montagne de la Folie (Гора Безумия). В коммуне вдвое больше белых вин, но красные выше ценятся. Белые – свежие, с цитрусовыми и белыми цветами, красные – очень душистые и легкие.
Рюлли – также один из центров производства креманов, здесь находятся погреба нескольких крупных домов, включая Veuve Ambal.
Иллюстрация: © Мария Бойнова
Меркюре
Одна из старейших коммун Кот-Шалонеза раньше считалась лучшей в этой области, но из-за быстрого роста AOC здесь появилось много вин не выдающегося качества. С 1990 года площадь премье крю выросла в десять раз, а их количество – с 5 до 32 клима. Джаспер Моррис пишет, что сейчас снова планируется увеличить число премье крю, и просит не делать этого, ведь деревням Кот-Шалонеза важно акцентировать внимание только на лучших терруарах.
Виноградники премье крю расположены группами, самые известные из них имеют восточную, южную и юго-западную экспозицию. Брюно Лоранзон называет это место «золотым круассаном» из-за расположения полумесяцем.
Некоторые красные вина Меркюре по стилю сравнивают с поммаром. Еще здесь в красные вина разрешена добавка до 15% белых сортов. Для белых характерны цветочно-ореховые оттенки с пряным акцентом.
Кот-дю-Кушуа
Молодой аппелласьон в «верховьях» Кот-Шалонеза, логичное «продолжение» линии От-Котов, был введен в 2000 году. Виноградников примерно 90 га. Помимо «стандартных» почв – мергеля, глины и известняка, – в Кушуа есть гранит.
Маконне
Согласно последнему по времени декрету INAO, под аппелласьоном Mâcon Villages могут выпускаться вина 84 коммун, причем у 26 из них есть право добавлять к наименованию свое название. А под субрегиональным AOC Mâcon разливаться могут не только шардоне и пино, но и гаме.
Фото: © BIVB
Вире-Клессе
Один из самых новых коммунальных аппелласьонов был зарегистрирован в 1999 году, объединив земли Вире и Клессе. Интересным терруаром считаются участки вокруг деревни Кинтен в Клессе, дающие более богатые вина в сравнении с минеральным тонким стилем Вире. Для Клессе до введения AOC были типичны вина из поздно собранного шардоне, отклоняющиеся от понятия сухого вина, которыми особенно славился Domaine Thévenet. В рамках AOC от них пришлось отказаться.
Ходят разговоры о возможном появлении премье крю в будущем в этой области.
Сен-Веран
AOC с 1971 года объединил земли семи коммун (около 740 га), которые кусками окружают Пуйи-Фюиссе. Под AOC St.-Véran делают только белые вина, хотя на этой же территории растет много гаме. Южная часть аппелласьона граничит с Божоле, и у многих хозяйств оттуда в портфеле есть белые сен-вераны, а многие сен-веранцы, в свою очередь, являются также производителями божоле. Любопытно, что AOC получил имя от самой маленькой из вошедших в него деревень: тогда считалось, что упоминание святого – хороший маркетинговый ход, плюс можно продвигать какие-то совместные истории с божолезским крю Сент-Амур, которое тут рядом.
Белые Сен-Верана в теории тельные, в аромате преобладают цитрусовые и цветы. В лучших образцах из Сен-Верана чувствуется нотка пьер-а-фюзиль (фр. pierre à fusil) – минеральный, кремнистый аромат, столь ценимый в белой бургундии.
Фото: © BIVB
Солютре-Пуйи
Часть более крупного аппелласьона Пуйи-Фюиссе. Вина только белые и только шардоне. Виноградники на известняковых склонах, для вин характерна прочная структура, минеральность.
Пуйи-Фюиссе
Целая страна белых вин – больше 760 га шардоне! Вина Пуйи-Фюиссе давно полюбили иностранцы, в частности американцы и русские, за их пышный солнечный характер, округлый вкус с выраженной минеральностью. Зона, пожалуй, самая живописная в Бургундии, с ее характерными торчащими высоко скалами Солютре и Вержиссон.
Область объединяет виноградники четырех коммун: Фюиссе, Солютре-Пуйи, Вержиссон и Шантре.
В Пуйи-Фюиссе традиционно придерживались высокой плотности высадки: 10 тыс. лоз на гектар, как в великих коммунах Кот-д’Ора, что не характерно в целом для Южной Бургундии. Высокая плотность в теории дает больше концентрации. С другой стороны, в XX веке здесь также редко винифицировали шардоне в дубе, ориентируясь скорее на технологическую модель Шабли, нежели Мерсо и Шассани. Но в наши дни многие виноделы все же задействуют баррики (пьесы по-бургундски).
В 2020 году случилось сенсационное событие: после 13 лет лоббирования со стороны виноделов области INAO официально утвердил статус премье крю для 22 виноградников Пуйи-Фюиссе. Это первые премье крю для Маконне и первые новые бургундские премье крю с 1943 года.
Субрегиональные аппелласьоны
От-Кот-де-Бон и От-Кот-де-Нюи – обширные области на обратной стороне холмов от Кот-д’Ора и на следующих за ними по направлению на запад холмах. Виноградников там пока не так уж много, больше лесов-полей и всякой дичи. От-Коты – примерно 50 деревень, названия которых миру еще предстоит изучать. Сейчас это настоящий Клондайк для множества микронегоциантов и прочих энтузиастов, стремящихся заполучить хоть какие-то «новые земли» в Бургундии.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №169.
Фото на обложке: © BIVB.