Ах, Бургундия, сложная, будто сшитая старинным французским tailleur (портным) нитями-лозами из виноградников-лоскутков. Какой древний дух нашептал тебе эти прекрасные слова: шабли, шардоне, пино нуар, божоле? Старинный мир зеркальных рек, каменных замков и прохладных подвалов – винное запределье моих дизайнерских снов.
Как правило, незнакомое вам вино на полке продает вовсе не сорт винограда, аппелласьон, мнение кависта из винотеки или количество баллов в известном приложении: все это, конечно, важно, но с чем же вы «обмениваетесь взглядами»? Конечно, с этикеткой. Хорошая этикетка вызывает у покупателя неосознаваемый эмоциональный отклик, включая все свое бумажное обаяние. И чем этот отклик ярче, чем эмоции приятнее, тем покупателю легче сделать выбор – протянуть руку к бутылке, рассмотреть в деталях, прочитать контрэтикетку, посоветоваться с сомелье и купить! А вину, как и производителю, – остаться в памяти довольного клиента.
Сегодня винные этикетки стараются отличиться необычным дизайном, обилием печатных эффектов, яркостью, иногда граничащей с китчем. Но, как говорят восточные мудрецы, – стараясь выделиться из толпы, ты попадаешь в толпу старающихся выделиться из толпы. На их фоне скромными кажутся бургундские вина, которые не умеют кричать с полок, но таят внутри себя изысканность и чувственность классики. Как любила говорить великая Софи Лорен: «У элегантности негромкий голос». Со всей своей негромкостью Бургундия находит способ выделиться. Поэтому давайте оставим яркие вина миллениалам, а сами нальем бокальчик бургундского, раскрутим как следует, перенесемся в прошлое и взглянем на краткую историю бургундской этикетки.
В Средние века развитием бургундского виноделия занимались монахи римско-католической церкви. Тогда вина содержали в бочках: разливать по бутылкам было слишком дорого. И только к XVIII веку стеклянные сосуды упали в цене и их начали использовать шире. Владельцы ресторанов и кабаков стали держать у себя сотню-другую бутылок. Но этикетка по-прежнему не была изобретена. Как не запутаться?
В ход шли деревянные или глиняные таблички над полками с вином, металлические пластинки, подвешенные на цепочках на горлышко бутылки, или просто подвязанные на него бумажные метки. С изобретением клея по стеклу бумажки оказались на бутылках, а продавцы стали гордо ставить на них свое имя как знак качества. На этикетках появлялась базовая информация о происхождении вина и годе урожая, но это по-прежнему были подписанные вручную нарезанные кусочки бумаги.
В конце XVIII века в Баварии происходит революция в печати – изобретают литографию. Это такой процесс печати, при котором на гравированный камень валиком наносят краску, а затем делают оттиск на бумаге. Технология позволяет не только использовать готовые шрифтовые гарнитуры, но и делать иллюстрации – например, фамильные гербы или изображения замков. В Европе начинается бум этикеток. Бутылки, которые раньше подписывали вручную, обретают собственное лицо. А винная Бургундия расцветает во всей красе. Потомки старинной бургундской этикетки дошли и до нас. Бургундская этикетка любит классику. И это не винтаж начала XX века, и не ретро середины. Классика – это готические шрифты и их потомки, антиква, а иногда и акцидентные шрифты.
Рассмотрим на примерах.
Домен Hudelot-Noëllat из коммуны Шамболь-Мюзиньи использует одну из разновидностей шрифта Батард (Batarde – Lettre Bourguignonne). Этот старинный рукописный шрифт из XIV века пользовался огромной популярностью в бургундских придворных кругах для повседневного письма. Именно им писали любовные записки и оформляли официальные документы. А предками его были готические шрифты XIII-XV веков и текстуры, которыми сначала писали, а позже печатали наборные тексты в старинных книгах.
Дополняет этикетку еще одна шрифтовая классика – антиква, прибывшая к нам из эпохи Возрождения. Современными версиями антиквы мы пользуемся до сих пор: вспомните любой базовый шрифт с засечками. Антиква встречается на каждой бургундской этикетке – не в заголовке, так в подзаголовках или в дополнительной информации. И конечно же, этикетку украшает герб, частично тисненный золотой фольгой.
Domaine Hudelot-Noëllat Romanee-Saint-Vivant Grand Cru
Иногда современные виноделы уходят от готических шрифтов и оставляют антикву и изящные рукописные шрифты, при этом композиционно сохраняя симметрию – еще один признак бургундской этикетки. На изящной черно-белой этикетке домена Simone Bize (коммуна Савиньи-ле-Бон) с выровненной по центру композицией использованы крупные рукописные заголовки, рамка и снова фирменный герб. Домен основан в 1880 году и традиционно использует один дизайн этикетки на все вина. Чистое удовольствие от одного только внешнего вида.
Domaine Simon Bize & Fils Les Champlains
Пышный барочный орнамент-барельеф обрамляет этикетку гран крю Шамбертен великого домена Armand Rousseau. Руссо – редкий для Бургундии пример, когда домен использует несколько вариантов дизайна, и каждый непрост. Руссо, вероятно, один из самых зажиточных доменов, вина его баснословно дороги, и тут уже никто не играет в игру «мы бедные бургундские крестьяне, и потому этикетки у нас такие простые и древние».
Domaine Armand Rousseau Chambertin Grand Cru
Кстати, о «маркетинговой продвинутости» можно судить и по сайту domainerousseau.com, одному из лучших сайтов виноделен не только в Бургундии. Он содержательный, увлекательный, с анимированными коллажами, легким винно-акварельным ретро и интерактивной картой виноградников. Браво!
Ключами отмечали гербы стратегических крепостей, шпага – символ защиты рода, лилии – королевская власть, диагонали – старинный герб Бургундии, корона обозначает областную локацию домена.
Визитная карточка негоциантского дома Louis Jadot – не герб, а барельеф головы Вакха, бога виноградарства, веселья и экстаза. Этот барельеф – фирменный элемент дизайна с момента основания домена в середине XIX века. Вакх кочует с этикетки на этикетку и не придает значения вину, будь это базовые линейки или гран крю. Для Бургундии единый дизайн этикеток для всей линейки – довольно частое явление. Этикетка отпечатана на бумаге с желтым оттенком всего лишь одной черной краской. Здесь использован уже другой тип шрифта – третья модификация классической антиквы: новая антиква с высоким контрастом между штрихами и крупными засечками. Она была создана во второй половине XVIII века для нужд рекламного рынка и в связи с модой на гравюру на меди. Обрамляет этикетку старинный декоративный фриз. Эталонное ретро.
Louis Jadot Beaujolais Villages
Домен Michel Lafarge из Вольне на этикетке и кольеретке использует пышно обрамленный золотой виноградной лозой стилизованный герб провинции Бургундия, которая когда-то была отдельным королевством. Да и практически все тексты набраны готикой.
Domaine Michel Lafarge Volnay
Domaine Billaud-Simon, основанный в 1815 году, хоть и придерживается негласных правил, но все же немного отходит от них. В центре композиции здесь не название вина, а старинное имение семьи, а еще этикетка напечатана всего одной краской – травянисто-зеленой, похожей на цвет созревающего шардоне. Оттенок идеально сочетается с нежно-бежевой бумагой. Не обошлось и без элегантного тиснения рамки золотой фольгой (виноделы игриво называют свое шабли «золотым»). Горлышко украшает кольеретка с гербом домена, довольно часто встречающаяся в Бургундии.
Domaine Billaud-Simon
Антиква встречается на каждой бургундской этикетке – не в заголовке, так в подзаголовках или в дополнительной информации.
Еще пример использования готики: этикетки Château Fuissé, например, их маслянистого и экспрессивного пуйи-фюисе Le Clos. Здесь домен выделил внешний вид вина этикеткой в форме ромба и запечатал бутылку по старинке воском (популярные сегодня термоусадочные капсулы изобретены лишь в XX веке). Украшает этикетку изображение замка Фюиссе, построенного в XV веке.
Château Fuissé Pouilly-Fuisse Le Clos 2017
У семейства Лами из Сент-Обена (Domaine Hubert Lamy) этикетки с классическим шрифтовым решением, без гербов и изображений. Из декоративных элементов осталась разве что рамка. Идеальная цветовая гармония нежно-кремовой бумаги, воска и травянисто-зеленого стекла бутылки. Классические антиквы разбавлены курсивом и ручной каллиграфией (подпись-логотип). И главная фишка этикетки – срезанные уголки прямоугольника. Выдержка вина производится в погребе XV века. Просто шрифты. Просто симметрия. Не просто вино.
Domaine Hubert Lamy
А вот и «новая классика» от графа Лиже-Белэр. Лиже-Белэр – одна из ключевых династий Бургундии, в XIX веке ей принадлежало целых 60 га на самых престижных виноградниках, в том числе семья монопольно владела La Romanée, La Tâche, La Grande Rue. Но почти все было утрачено в XX веке, пока в начале 2000-х наследник фамилии Луи-Мишель Лиже-Белэр не взялся за воссоздание семейного домена, причем настолько успешно, что его La Romanée, снова позиционируемое как монополия Liger-Belair, уже котируется чуть ли не наравне с соседним La Romanée-Conti. Луи-Мишель – граф, инженер-агроном и энолог – поместил на этикетку фамильный герб. Заголовок набран редким для Бургундии акцидентным (декоративным) шрифтом. Такие шрифты появились в конце XVIII века для печати рекламных плакатов, когда они начали захватывать улицы. Шрифт гармонично сочетается с очень крупным гербом.
Domaine du Comte Liger-Belair La Romanée Grand Cru Monopole
Шесть звезд на старинном гербе – символы военных заслуг барона Луи Лиже-Белэра (1762-1835), основателя династии и дивизионного генерала Имперской армии. Леопарды – символы храбрости и отваги. Корона с 9-ю зубцами обозначает графский титул семьи.
На этикетке культового домена Coche Dury (Мерсо) нет ни герба, ни гравюры замка. Вместо этого здесь просто старинная чаша… Конечно же, для вина! И смотрите, как обыграны контуры этикетки – будто бумага оторвана вручную.
Domaine Coche Dury Meursault
Домены Paul Pernot (Пюлиньи-Монраше) и Vincent Dauvissat (Шабли) активно используют не только готику, но инициал или буквицу – типографский прием из старинных рукописных книг, где буквицу часто украшали орнаментами и миниатюрами. В первых печатных книгах буквицы вписывали от руки. У Paul Pernot буквицы сразу три: две простые в надписи Grands Vins и одна инверсивная в слове Bourgogne. Vincent Dauvissat нарушает симметрию и изящно дополняет готику изображением башни старинного замка. Сложно, старомодно, но создается ощущение, что в руках у тебя вино из далекого прошлого. У другого знаменитого домена Шабли, François Raveneau, этикетки тоже без симметрии, но все остальные приемы здесь использованы: и герб, и замок, и готические шрифты, а еще неровные края. Бонусом монохромная печать и дизайнерская бумага «под старину». Шабли, я люблю тебя!
Классика – это готические шрифты и их потомки, антиква, а иногда и акцидентные шрифты.
Несмотря на беспрекословное следование традициям, и бургундская этикетка развивается и меняет свой дизайн. Например, Domaine de la Romanée-Conti сменил облик в середине прошлого века, и это было связано с тем, что к этому времени владельцы выкорчевали последние непривитые от филлоксеры лозы. Чтобы подчеркнуть свое соответствие духу времени, домен заменил рукописные шрифты на новые, вошедшие в моду гротески, или так называемые рубленые шрифты (без засечек), развившиеся в отдельное направление из акцидентных. А еще этикетке добавили воздуха и сделали иерархию надписей более понятной. С тех самых пор вина DRC дизайн не меняли. А зачем? Все идеально и так.
Domaine de la Romanée-Conti
Дом Joseph Drouhin, отмечающий в этом году столетие приобретения знаменитого Clos des Mouches, не скупится на разные этикетки для разных направлений своего широкого портфолио. На всех есть герб семьи, но, например, у бонских вин – буквицы и мушки, а этикетки новых вин Дома из Божоле дополнили барельефами. В базовых винах Дом вовсе ушел от классики – готики и рукописных шрифтов. Вкупе с совсем не-бургундским упоминанием на этикетке сортов это более понятно... даже миллениалам. Смелый ход. Отличный результат.
Domaine Joseph Drouhin Clos des Mouches
Герб найдется почти на любой этикетке Бургундии. У Joseph Drouhin в центре литеры – инициалы создателя компании, ниже год ее основания, львы-щитодержатели – символы мужества и великодушия, а короны обычно обозначают тип поселения (здесь это район, область).
Domaine Joseph Drouhin Clos des Mouches
Как сделать этикетку в бургундском стиле? Пять правил:
- Используйте в заголовках готические шрифты (бастарды, батарды, фрактуры) или рукописные, а вспомогательную информацию наберите антиквой.
- Выберите форму этикетки: прямоугольник, ромб или прямоугольник со скошенными углами. Неровные края приветствуются.
- Поставьте на этикетку иллюстрацию вашего родового поместья или замка. Фамильная усадьба или особняк тоже отлично подойдут.
- Не забудьте про фамильный герб. Его можно разместить и на кольеретке.
- Запечатайте бутылку воском – мы за абсолютную классику.
Восхититесь. Можно и не раз. Готово!
P. S. Что касается самого вина – не нам вас учить его делать. Вы и сами с усами.
Фото на обложке: © Андрей Ковалев.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №141.