Искусство винных этикеток Бургундии – обзор дизайнера Андрея Терехова
Негромкий голос элегантности: этикетки Бургундии

Негромкий голос элегантности: этикетки Бургундии

Негромкий голос элегантности: этикетки Бургундии

Дизайнер Андрей Терехов продолжает размышлять о винных этикетках, на этот раз обратив свой взор к Бургундии.

Этикетки, достойные стать частью экспозиции в галерее современного искусства – по ссылке.

Ах, Бургундия, сложная, будто сшитая старинным французским tailleur (портным) нитями-лозами из виноградников-лоскутков. Какой древний дух нашептал тебе эти прекрасные слова: шабли, шардоне, пино нуар, божоле? Старинный мир зеркальных рек, каменных замков и прохладных подвалов – винное запределье моих дизайнерских снов.

Как правило, незнакомое вам вино на полке продает вовсе не сорт винограда, аппелласьон, мнение кависта из винотеки или количество баллов в известном приложении: все это, конечно, важно, но с чем же вы «обмениваетесь взглядами»? Конечно, с этикеткой. Хорошая этикетка вызывает у покупателя неосознаваемый эмоциональный отклик, включая все свое бумажное обаяние. И чем этот отклик ярче, чем эмоции приятнее, тем покупателю легче сделать выбор – протянуть руку к бутылке, рассмотреть в деталях, прочитать контрэтикетку, посоветоваться с сомелье и купить! А вину, как и производителю, – остаться в памяти довольного клиента.

Сегодня винные этикетки стараются отличиться необычным дизайном, обилием печатных эффектов, яркостью, иногда граничащей с китчем. Но, как говорят восточные мудрецы, – стараясь выделиться из толпы, ты попадаешь в толпу старающихся выделиться из толпы. На их фоне скромными кажутся бургундские вина, которые не умеют кричать с полок, но таят внутри себя изысканность и чувственность классики. Как любила говорить великая Софи Лорен: «У элегантности негромкий голос». Со всей своей негромкостью Бургундия находит способ выделиться. Поэтому давайте оставим яркие вина миллениалам, а сами нальем бокальчик бургундского, раскрутим как следует, перенесемся в прошлое и взглянем на краткую историю бургундской этикетки.

В Средние века развитием бургундского виноделия занимались монахи римско-католической церкви. Тогда вина содержали в бочках: разливать по бутылкам было слишком дорого. И только к XVIII веку стеклянные сосуды упали в цене и их начали использовать шире. Владельцы ресторанов и кабаков стали держать у себя сотню-другую бутылок. Но этикетка по-прежнему не была изобретена. Как не запутаться?

В ход шли деревянные или глиняные таблички над полками с вином, металлические пластинки, подвешенные на цепочках на горлышко бутылки, или просто подвязанные на него бумажные метки. С изобретением клея по стеклу бумажки оказались на бутылках, а продавцы стали гордо ставить на них свое имя как знак качества. На этикетках появлялась базовая информация о происхождении вина и годе урожая, но это по-прежнему были подписанные вручную нарезанные кусочки бумаги.

В конце XVIII века в Баварии происходит революция в печати – изобретают литографию. Это такой процесс печати, при котором на гравированный камень валиком наносят краску, а затем делают оттиск на бумаге. Технология позволяет не только использовать готовые шрифтовые гарнитуры, но и делать иллюстрации – например, фамильные гербы или изображения замков. В Европе начинается бум этикеток. Бутылки, которые раньше подписывали вручную, обретают собственное лицо. А винная Бургундия расцветает во всей красе. Потомки старинной бургундской этикетки дошли и до нас. Бургундская этикетка любит классику. И это не винтаж начала XX века, и не ретро середины. Классика – это готические шрифты и их потомки, антиква, а иногда и акцидентные шрифты.

Рассмотрим на примерах.

Домен Hudelot-Noëllat из коммуны Шамболь-Мюзиньи использует одну из разновидностей шрифта Батард (Batarde – Lettre Bourguignonne). Этот старинный рукописный шрифт из XIV века пользовался огромной популярностью в бургундских придворных кругах для повседневного письма. Именно им писали любовные записки и оформляли официальные документы. А предками его были готические шрифты XIII-XV веков и текстуры, которыми сначала писали, а позже печатали наборные тексты в старинных книгах.

Дополняет этикетку еще одна шрифтовая классика – антиква, прибывшая к нам из эпохи Возрождения. Современными версиями антиквы мы пользуемся до сих пор: вспомните любой базовый шрифт с засечками. Антиква встречается на каждой бургундской этикетке – не в заголовке, так в подзаголовках или в дополнительной информации. И конечно же, этикетку украшает герб, частично тисненный золотой фольгой.

Domaine Hudelot-Noëllat Romanee-Saint-Vivant Grand Cru

Domaine Hudelot-Noëllat Romanee-Saint-Vivant Grand Cru

Иногда современные виноделы уходят от готических шрифтов и оставляют антикву и изящные рукописные шрифты, при этом композиционно сохраняя симметрию – еще один признак бургундской этикетки. На изящной черно-белой этикетке домена Simone Bize (коммуна Савиньи-ле-Бон) с выровненной по центру композицией использованы крупные рукописные заголовки, рамка и снова фирменный герб. Домен основан в 1880 году и традиционно использует один дизайн этикетки на все вина. Чистое удовольствие от одного только внешнего вида.

Domaine Simon Bize & Fils Les Champlains

Domaine Simon Bize & Fils Les Champlains

Пышный барочный орнамент-барельеф обрамляет этикетку гран крю Шамбертен великого домена Armand Rousseau. Руссо – редкий для Бургундии пример, когда домен использует несколько вариантов дизайна, и каждый непрост. Руссо, вероятно, один из самых зажиточных доменов, вина его баснословно дороги, и тут уже никто не играет в игру «мы бедные бургундские крестьяне, и потому этикетки у нас такие простые и древние».

Domaine Armand Rousseau Chambertin Grand Cru

Domaine Armand Rousseau Chambertin Grand Cru

Кстати, о «маркетинговой продвинутости» можно судить и по сайту domainerousseau.com, одному из лучших сайтов виноделен не только в Бургундии. Он содержательный, увлекательный, с анимированными коллажами, легким винно-акварельным ретро и интерактивной картой виноградников. Браво!

картинка

Ключами отмечали гербы стратегических крепостей, шпага – символ защиты рода, лилии – королевская власть, диагонали – старинный герб Бургундии, корона обозначает областную локацию домена.

Визитная карточка негоциантского дома Louis Jadot – не герб, а барельеф головы Вакха, бога виноградарства, веселья и экстаза. Этот барельеф – фирменный элемент дизайна с момента основания домена в середине XIX века. Вакх кочует с этикетки на этикетку и не придает значения вину, будь это базовые линейки или гран крю. Для Бургундии единый дизайн этикеток для всей линейки – довольно частое явление. Этикетка отпечатана на бумаге с желтым оттенком всего лишь одной черной краской. Здесь использован уже другой тип шрифта – третья модификация классической антиквы: новая антиква с высоким контрастом между штрихами и крупными засечками. Она была создана во второй половине XVIII века для нужд рекламного рынка и в связи с модой на гравюру на меди. Обрамляет этикетку старинный декоративный фриз. Эталонное ретро.

Louis Jadot Beaujolais Villages

Louis Jadot Beaujolais Villages

Домен Michel Lafarge из Вольне на этикетке и кольеретке использует пышно обрамленный золотой виноградной лозой стилизованный герб провинции Бургундия, которая когда-то была отдельным королевством. Да и практически все тексты набраны готикой.

Domaine Michel Lafarge Volnay

Domaine Michel Lafarge Volnay

Domaine Billaud-Simon, основанный в 1815 году, хоть и придерживается негласных правил, но все же немного отходит от них. В центре композиции здесь не название вина, а старинное имение семьи, а еще этикетка напечатана всего одной краской – травянисто-зеленой, похожей на цвет созревающего шардоне. Оттенок идеально сочетается с нежно-бежевой бумагой. Не обошлось и без элегантного тиснения рамки золотой фольгой (виноделы игриво называют свое шабли «золотым»). Горлышко украшает кольеретка с гербом домена, довольно часто встречающаяся в Бургундии.

Domaine Billaud-Simon

Domaine Billaud-Simon

Антиква встречается на каждой бургундской этикетке – не в заголовке, так в подзаголовках или в дополнительной информации.

Еще пример использования готики: этикетки Château Fuissé, например, их маслянистого и экспрессивного пуйи-фюисе Le Clos. Здесь домен выделил внешний вид вина этикеткой в форме ромба и запечатал бутылку по старинке воском (популярные сегодня термоусадочные капсулы изобретены лишь в XX веке). Украшает этикетку изображение замка Фюиссе, построенного в XV веке.

Château Fuissé Pouilly-Fuisse Le Clos 2017

Château Fuissé Pouilly-Fuisse Le Clos 2017

У семейства Лами из Сент-Обена (Domaine Hubert Lamy) этикетки с классическим шрифтовым решением, без гербов и изображений. Из декоративных элементов осталась разве что рамка. Идеальная цветовая гармония нежно-кремовой бумаги, воска и травянисто-зеленого стекла бутылки. Классические антиквы разбавлены курсивом и ручной каллиграфией (подпись-логотип). И главная фишка этикетки – срезанные уголки прямоугольника. Выдержка вина производится в погребе XV века. Просто шрифты. Просто симметрия. Не просто вино.

Domaine Hubert Lamy

Domaine Hubert Lamy

А вот и «новая классика» от графа Лиже-Белэр. Лиже-Белэр – одна из ключевых династий Бургундии, в XIX веке ей принадлежало целых 60 га на самых престижных виноградниках, в том числе семья монопольно владела La Romanée, La Tâche, La Grande Rue. Но почти все было утрачено в XX веке, пока в начале 2000-х наследник фамилии Луи-Мишель Лиже-Белэр не взялся за воссоздание семейного домена, причем настолько успешно, что его La Romanée, снова позиционируемое как монополия Liger-Belair, уже котируется чуть ли не наравне с соседним La Romanée-Conti. Луи-Мишель – граф, инженер-агроном и энолог – поместил на этикетку фамильный герб. Заголовок набран редким для Бургундии акцидентным (декоративным) шрифтом. Такие шрифты появились в конце XVIII века для печати рекламных плакатов, когда они начали захватывать улицы. Шрифт гармонично сочетается с очень крупным гербом.

Domaine du Comte Liger-Belair La Romanée Grand Cru Monopole

Domaine du Comte Liger-Belair La Romanée Grand Cru Monopole

Шесть звезд на старинном гербе – символы военных заслуг барона Луи Лиже-Белэра (1762-1835), основателя династии и дивизионного генерала Имперской армии. Леопарды – символы храбрости и отваги. Корона с 9-ю зубцами обозначает графский титул семьи.

картинка

На этикетке культового домена Coche Dury (Мерсо) нет ни герба, ни гравюры замка. Вместо этого здесь просто старинная чаша… Конечно же, для вина! И смотрите, как обыграны контуры этикетки – будто бумага оторвана вручную.

Domaine Coche Dury Meursault

Domaine Coche Dury Meursault

Домены Paul Pernot (Пюлиньи-Монраше) и Vincent Dauvissat (Шабли) активно используют не только готику, но инициал или буквицу – типографский прием из старинных рукописных книг, где буквицу часто украшали орнаментами и миниатюрами. В первых печатных книгах буквицы вписывали от руки. У Paul Pernot буквицы сразу три: две простые в надписи Grands Vins и одна инверсивная в слове Bourgogne. Vincent Dauvissat нарушает симметрию и изящно дополняет готику изображением башни старинного замка. Сложно, старомодно, но создается ощущение, что в руках у тебя вино из далекого прошлого. У другого знаменитого домена Шабли, François Raveneau, этикетки тоже без симметрии, но все остальные приемы здесь использованы: и герб, и замок, и готические шрифты, а еще неровные края. Бонусом монохромная печать и дизайнерская бумага «под старину». Шабли, я люблю тебя!

Классика – это готические шрифты и их потомки, антиква, а иногда и акцидентные шрифты.

Несмотря на беспрекословное следование традициям, и бургундская этикетка развивается и меняет свой дизайн. Например, Domaine de la Romanée-Conti сменил облик в середине прошлого века, и это было связано с тем, что к этому времени владельцы выкорчевали последние непривитые от филлоксеры лозы. Чтобы подчеркнуть свое соответствие духу времени, домен заменил рукописные шрифты на новые, вошедшие в моду гротески, или так называемые рубленые шрифты (без засечек), развившиеся в отдельное направление из акцидентных. А еще этикетке добавили воздуха и сделали иерархию надписей более понятной. С тех самых пор вина DRC дизайн не меняли. А зачем? Все идеально и так.

Domaine de la Romanée-Conti

Domaine de la Romanée-Conti

Дом Joseph Drouhin, отмечающий в этом году столетие приобретения знаменитого Clos des Mouches, не скупится на разные этикетки для разных направлений своего широкого портфолио. На всех есть герб семьи, но, например, у бонских вин – буквицы и мушки, а этикетки новых вин Дома из Божоле дополнили барельефами. В базовых винах Дом вовсе ушел от классики – готики и рукописных шрифтов. Вкупе с совсем не-бургундским упоминанием на этикетке сортов это более понятно... даже миллениалам. Смелый ход. Отличный результат.

Domaine Joseph Drouhin Clos des Mouches

Domaine Joseph Drouhin Clos des Mouches

Герб найдется почти на любой этикетке Бургундии. У Joseph Drouhin в центре литеры – инициалы создателя компании, ниже год ее основания, львы-щитодержатели – символы мужества и великодушия, а короны обычно обозначают тип поселения (здесь это район, область).

Domaine Joseph Drouhin Clos des Mouches

Domaine Joseph Drouhin Clos des Mouches

Как сделать этикетку в бургундском стиле? Пять правил:

  1. Используйте в заголовках готические шрифты (бастарды, батарды, фрактуры) или рукописные, а вспомогательную информацию наберите антиквой.
  2. Выберите форму этикетки: прямоугольник, ромб или прямоугольник со скошенными углами. Неровные края приветствуются.
  3. Поставьте на этикетку иллюстрацию вашего родового поместья или замка. Фамильная усадьба или особняк тоже отлично подойдут.
  4. Не забудьте про фамильный герб. Его можно разместить и на кольеретке.
  5. Запечатайте бутылку воском – мы за абсолютную классику.

Восхититесь. Можно и не раз. Готово!

P. S. Что касается самого вина – не нам вас учить его делать. Вы и сами с усами.

Фото на обложке: © Андрей Ковалев.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №141.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также