Винные этикетки: лучший дизайн по мнению Андрея Терехова
Выдержано и завернуто: экскурсия по галерее винных этикеток

Выдержано и завернуто: экскурсия по галерее винных этикеток

Андрей Терехов

Креативный дизайнер Simple

12 мая 2021

Выбрать бутылки, достойные постаментов в галереях современного искусства, мы попросили дизайнера Андрея Терехова, который, кроме всего прочего, собственноручно сделал несколько десятков этикеток для популярных в России вин.

Содержание
  • Pedro Martínez De Nariz
  • Venissa Dorona
  • ANA®project
  • KOI
  • Martilde
  • Dogma
  • Cultivare
  • Aita Azienda Agricola
  • Vismino
  • Chanin Los Alamos Vineyard

Выбирая вино в магазине, редко кто задумывается, что во многом на решение о выборе влияет не только любимый сорт винограда, количество баллов от Vivino или совет сомелье, но и упаковка вина – этикетка, коробка или даже форма бутылки. Часто рука сама тянется к вину, которое выглядит смелее, обаятельнее, презентабельнее конкурентов по полке. Конечно, во многом выбор зависит и от сценария использования вина – будь то посиделки с друзьями, подарок или званый ужин.

Производители вина, безусловно, закладывают во внешность своего продукта ориентиры на целевую аудиторию, но, в отличие от любой другой продукции, здесь граница между дорогими, статусными, коллекционными винами и винами на каждый день размыта. Первому не так важно выглядеть эффектно – его «встречают не по одежке» (хотя и здесь есть свои исключения), у второго же война за потребителя идет именно на полке. Логичным оказывается то, что самое интересное происходит в винах среднего ценового диапазона: экономическая составляющая здесь позволяет производителю размахнуться на эффектный дизайн и дорогостоящие материалы в этикетке-упаковке. Получаются эффектные «вина в подарок», занимающие отдельную нишу в специализированных магазинах и бутиках.

Как же виноделы придумывают упаковку? Кто-то обращается в дизайн-студии, кто-то к художникам и скульпторам, кто-то придумывает и рисует все сам, а кто-то устраивает из создания упаковки целый перформанс. В моей подборке вы убедитесь, что все эти способы хороши. Главное, чтобы у этикетки была история. Каждая из этих этикеток смогла бы стать частью экспозиции в галерее современного искусства. Поэтому приглашаю вас на небольшую экскурсию по этой галерее. Давайте нальем бокал вина и отправимся в маленькое путешествие в винно-дизайнерский мир.

Pedro Martínez De Nariz

Этикетка преодолевает плоскость

Открывает нашу экспозицию смелый и ироничный дизайнерский ход. Вино создал сомелье Педро Мартинес в честь своей победы на престижном испанском конкурсе сомелье «Золотой Нос» (награда «Нарис де Оро»). Это вино из винограда сорта монастрель из региона Мурсия.

Золотой нос на бутылке как главный инструмент сомелье преодолевает плоскость этикетки и становится скульптурой. Нос говорит сам за себя и предлагает не просто вино, а вино со знаком качества, обозначением того, что оно создано не рядовым виноделом. Такой, казалось бы, простой прием – и бутылка становится арт-объектом.

Скульптуру и иллюстрации создал испанский художник Николас де Майя. В дополнение к главному продукту линейки есть и другие, с более классической этикеткой, но с той же символикой.

© Pedro Martínez De Nariz

© Pedro Martínez De Nariz

Venissa Dorona

Дань истории из Венеции

Следующий в экспозиции – благородный и аристократичный гость из Венеции. Вино, созданное из сорта дорона-ди-венеция, «золотого винограда Венеции» (Venissa – Венеция, Dorona – дословно «золотой виноград»).

Виноградники острова Маццорбо в северной части Венецианской лагуны, где издревле росла дорона, были практически смыты потоками воды во время потопа 1966 года. Чудом сохранилось всего 88 лоз. Сейчас посадки восстановили до 1 га, так что вино – исключительно редкое и терруарное.

Дизайн бутылки посвящен прошлому Венеции и отдает дань уважения трем культовым местным традициям: виноградарству, изготовлению украшений из золота (сусальные мастерские, позолота) и работе со стеклом. Каждая бутылка уникальна: выдувается вручную на знаменитом острове Мурано, также вручную на нее накладывается сусальное золото, она запекается в стекловаренной печи, а затем нумеруется. В год производится всего 3500 бутылок. Каждый винтаж со своей композицией из сусального золота. Раритетная вещь.

© Venissa Dorona

ANA®project

Этикетка искажает реальность

Новый бренд вина ANA еще не успел выйти на рынок, но уже наделал шуму в дизайнерских кругах, пока что оставаясь лишь концептом. Минималистичное и вроде бы простое оформление вина предлагает покупателю игру.

Разверни упаковку – и концентрические круги на оберточной бумаге отразятся в зеркальной этикетке и исказятся, завораживая и гипнотизируя. Не тот же ли эффект оказывает на нас пара бокалов вина?

Вино, как и зеркало, искажает наше восприятие, обманывает, играет с нами, с чувствами, усиливает одни и ослабляет другие. В зеркале отражаемся мы, а вино отражает нас. Зеркало притягивает взгляд и манит. Разве, проходя мимо зеркала, вы на секунду не останавливаетесь или хотя бы не бросаете взгляд? Хороший ход: чем ни оберни вино – будет новое произведение. А для девушек бутылка в сумочке станет незаменимой альтернативой зеркальцу.

Concept designed © Studio format; Art director and photographer © Quentin Moretti

Concept designed © Studio format; Art director and photographer © Quentin Moretti

KOI

Карп, приплывший из Японии

KOI (Кои, Нисикигои) переводится с японского как «карп». Это саке производят в префектуре Ниигата, которая славится своими «живыми жемчужинами» – местным видом великолепных карпов, которые стали визитной карточкой не только префектуры, но и всей Страны восходящего солнца.

Бутылка изготовлена из белоснежного фарфора с напечатанным на ней красным паттерном, имитирующим окрас карпа. На коробке же вырезано окно в форме карпа. Эта упаковка – отличный пример дизайнерского приема, когда к одному самоцельному элементу прибавляют второй, и рождается третий, со своим смыслом. Концепт саке KOI собрал все мыслимые и немыслимые дизайнерские премии мира.

Выпьешь саке, а выбросить бутылку рука не поднимется. Чисто, лаконично, понятно, а поэтики сколько – не упаковка, а самое настоящее хокку. Так могут только японцы!

Martilde

Картинная галерея от романтиков из Италии

Иногда винодельни не привлекают к разработке этикетки сторонние дизайн-студии, а делают все сами. Антонелла и Раймондо, владельцы небольшой винодельни в ломбардийском регионе Ольтрепо-Павезе, поступили именно таким образом, разместив на этикетках свои собственные картины с любимыми животными. Когда в 1991 году хозяева выкупили эту винодельню и переехали сюда, их сопровождали коты Мартин и Пиндаро и кошка Матильда, изображения которых и украсили этикетки первых вин.

Сегодня, кроме большого количества кошек, пара держит собак, лошадей, гусей, и все они изображены на этикетках вин. Вот что говорят о своих винах хозяева: «Для нас приятно и важно знать, что многие из наших идей, решений и мечтаний заключены в бокале вина, который, надеюсь, сопровождает приятные моменты и в вашей жизни».

Так вдохновенно могут сказать только настоящие винные романтики!

© Martilde

Dogma

Вино или перформанс?

Обычно вино выдерживают в погребах, но производители болгарской Догмы пошли иным способом и отдали дизайн вина на откуп морю, закупорив бутылки с вином классическим способом, загерметизировав воском и опустив в клетке на морское дно на четыре месяца. В результате поверхность бутылок украсила морская живность, а вино «выдержалось» в темноте и прохладе, покачиваясь на морских волнах. Интересный способ создать уникальный внешний вид. Каждая бутылка поставляется в отдельной «клетке» с фирменным сертификатом.

Такое вино вполне бы могло сопроводить открытие венецианской выставки Дэмиена Хёрста года этак 2017-го, или премьеру пиратского фильма, или стать приятным подарком владельцу яхты.

wine label design © the Labelmaker; photo © Jordan Jelev; client © Zara Estate

wine label design © the Labelmaker; photo © Jordan Jelev; client © Zara Estate

Cultivare

Этикетка, созданная танцем

Испанцы говорят, что бокал вина поднимает человека на пару сантиметров над землей, два – запускают играть в его голове мелодии, а три приглашают к танцу. Проект Cultivare объединяет в себе вино, музыку, танцы и арт и с латинского переводится как «вариативность культур».

Для создания этикеток этого вина были приглашены профессиональные музыканты и танцоры, которые создали музыку и хореографию на основе цикла роста виноградной лозы. А местом перформанса был выбран завод, где разливают вино. На специальный подиум было разложено 5 тыс. черно-белых основ винных этикеток с напечатанными наименованиями вина, и танцоры танцевали на них под дождем из акварели, оставляя на этикетках отпечатки. Вот что говорят авторы проекта Cultivare: «Наше вино не только подчеркивает важность искусства в обществе, но и с каждым глотком делает вас соучастником создания объекта искусства». Что ж, серьезный ход.

© facebook@cultivare.wines
1/4

Aita Azienda Agricola

Поэтический минимализм из Италии

Хороший пример и визуальной эстетики минимализма, и поэтичности на этикетках, которые, стань они самостоятельной картиной, могли бы украсить интерьер. Почему хозяйство из зоны Салерно в Кампании, работающее с местными сортами альянико, фалангина, фиано, решило сделать этикетку именно такой? В месте, где находятся его виноградники, когда-то текла река, поэтому при обработке земли там часто попадаются органические окаменелости и крупные камни. Первое на этикетке, что бросается в глаза, – это камень на поверхности земли, а второе – и окаменелость, и одновременно инструкция покупателю, к чему подойдет это вино.

И наконец, третье и самое малозаметное – это надписи. Здесь им уделили совсем немного места, использовав скромную классическую типографику. Фокус на яркой, крупной и минималистичной составляющей выделит этикетку на полке даже в толпе других вин. «Нет ничего постоянного. С нашим вином вы забудете о течении времени!» – говорят создатели Aita Azienda Agricola. И мы им верим, конечно же. Как по-другому с такой-то красотой?

© Aita Azienda Agricola

Vismino

Саунддизайн вин

Название этого вина переводится с грузинского весьма поэтично и означает «Я должен слушать». Производители Vismino вооружились теорией о воздействии звука на воду и пошли на необычный эксперимент: лозы во время созревания винограда день и ночь слушали произведения классической музыки. Так и получилось: каждому вину своя композиция Баха, Шопена, Дворжака, Шумана, Листа, Дебюсси…

А чтобы сделать вину достойную «одежду», в ход пошла теория светомузыки Александра Скрябина. К клавишам пианино подключили трубки с разноцветными красками и играли произведение, которое слушали лозы, а краска создавала абстрактный отпечаток, оставляя след мелодии на бумаге. Об этом проекте снят фильм. Как любил повторять герой фильма «Корпорация "Святые моторы"»: «Главное – это красота акта». Так выпьем же за это!

© Vismino
1/3

Chanin Los Alamos Vineyard

Когда и швец , и жнец … и винодел

Иногда, чтобы делать отличное вино, нужно получить художественное образование. Казалось бы – две совершенно не связанные вещи. В 2000-х будущий винодел Гэвин Шенин учится в Калифорнийском университете на факультете искусств, а каждую осень отправляется подрабатывать сборщиком урожая сначала на местные виноградники, а после, войдя во вкус, – в Южную Африку, Новую Зеландию, учится делать вино во Франции и Италии. Уже к концу 2000-х заканчивает университет дипломированным художником и создает вовсе не арт-галерею или студию, а собственную винодельню Chanin Wine Co в набирающей известность Санта-Барбаре.

Как же оформит художник со степенью свои вина? Конечно же, картинами! На каждой бутылке – одно из абстрактных и минималистичных полотен Гэвина. Но здесь кроется маленькая хитрость: это не основная этикетка, это репродукция картины на бутылке. Основная скромно расположена сзади и совмещена с контрэтикеткой. Согласитесь, красивый ход – сделать выставку своих работ на своих же винах. Срочно в галерею! Картину? Нет, вино!

Андрей Терехов, креативный дизайнер Simple, художник, участник выставок проектов фабрики Андрея Бартенева и Московского музея современного искусства, а с некоторых пор и папа близнецов. Исследует креативные практики и методы, в том числе через винную культуру. После этого материала мечтает поехать в Барселону – собирать каталог уличных граффити, вдохновляться местными арт-галереями, пробовать местную кухню и превращать все эти впечатления в инновационные винные этикетки. А еще выступать с лекциями про винный дизайн и вдохновлять отечественных виноделов!

Фото на обложке: © Pedro Martínez De Nariz.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №139.

  • Андрей Терехов

    Креативный дизайнер Simple

  • 12 мая 2021

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari