До Балакова едем два с небольшим часа на такси из саратовского аэропорта Гагарин – новенького, симпатичного, открытого в 2019 году. Прибываем по адресу на улице Факел Социализма.
Вокруг обычная пятиэтажная застройка спального района, а нырнуть надо в двери светло-серого плиточного ТЦ. И вот сразу за непримечательным фасадом попадаешь в уютную аномалию, словно и правда оказался где-то в Италии, в расцвеченной огоньками успешной семейной ресторации с традициями поколений. Не что-то такое новостройно-люксовое, а очень естественное, как стиль old money, он же тихая роскошь: любому человеку, который любит и знает вино, будет близка такая эстетика.
В 2007-м UPelsin открылся в качестве городского бистро в этом самом ТЦ, а потом прирос внутренним двориком, обустроенным с большим вкусом – с садиком, газончиками, альпийской горкой. Тут довольно просторно: все рассчитано еще и на проходящий каждое лето UPfest – винный фестиваль, на который в этом июне приехали больше 800 гостей, заполнивших на уик-энд все отели райцентра. 13 компаний-импортеров представляли вина, плюс несколько отечественных виноделен, в первую очередь самарская Denisov Winery и Валерий Захарьин из Крыма.
Фото: © Иван Крылов
Летом жизнь ресторана бурлит на террасе, на пару ступенек вниз – бистро с буфетом, здесь круглый год завтракают-обедают-перекусывают балаковцы, в глубине – классический зал, где под стеклянными столешницами собирают трофеи: пробки от раритетов и разное ностальгическое. Все пространство заставлено большущими стеклянными витринами, наполненными вином, а сколько в разных помещениях винных шкафов – не сосчитаешь. Андрей говорит: «Видите, мы даже в бистро решили поставить винные витрины. Люди здесь обедают на скорую руку с вином по бокалам по 190 рублей, но везде вокруг них сотни завлекательных бутылок, целый мир, в котором любому захочется разобраться». Так, наверное, и начинается путь в вино для каждого любопытного жителя Балакова.
Кстати, даже побокальные позиции по 190 рублей в бистро – это выбор из десяти вполне завлекательных вин. Настоящий подземный погреб пока в проекте, но место для него определено. Плюс-минус 1300 наименований – уже не шутка, и коллекция неуклонно растет. Минимум раз в неделю Андрей со всей командой пробует новинки, которые присылают ему напрямую виноторговые компании. Он постоянно берет новые вина, соответствующие его философии: по большей части это небольшие семейные хозяйства с интересной историей. Андрей говорит, что про каждое вино, которое предлагает импортер, читает всю доступную информацию, изучает сайт, сразу хочет знать подноготную.
Уже пять раз подряд, с 2020 года, UPelsin получал за свою винную коллекцию «Два бокала» Wine Spectator. Андрей рассказывает: «Приезжают к нам как-то австрийцы. Они направлялись на машине из Москвы во Владивосток и сделали большой крюк, чтобы побывать у нас, поскольку обнаружили нас на сайте Wine Spectator и им стало любопытно, что за винный ресторан с «Двумя бокалами» в такой глубинке. Приехали – а у нас в этот день плановое отключение электроэнергии. Ну, мы собрали много-много свечей и накрыли им при свечах, накормили, напоили. По этой же причине, кстати, не проводим свадьбы и какие-то приватные мероприятия. Что, если некие люди едут к нам издалека, а у нас окажется “закрыто на банкет”? Не хочется никого разочаровывать».
Фото: © Иван Крылов
Миссия
Фото: © Иван Крылов
UPelsin после открытия недолго оставался «просто бистро». Чуть только занявшись ресторанным делом, Андрей решил сделать ставку на вино, объявив команде: «Мы будем создавать лучший винный ресторан страны. Прямо так, “лучший”, может и не получиться у нас, но цель такая, и мы будем к ней стремиться». Откуда у Андрея, балаковца, такой задор?
– До UPelsin у меня была многогранная жизнь, я обслуживал много заводов, металлургических комбинатов, атомных станций. Постоянно с чиновниками возникали какие-то вопросы. Ох и надоело все в какой-то момент, в один день оборвал все контракты. Занялся вином, и сразу в мою жизнь стали входить люди из винного мира. Этот аспект редко проговаривают, но вино – очень красивый бизнес, которым занимаются интересные, глубокие, реально мегакрутые люди. Те же владельцы культовых виноделен – открытые, искренне горящие своим делом. Ты к ним приезжаешь – и как же они рады с тобой поделиться своими историями и винами прекрасными.
– Как изначально возникла идея заняться вином, откуда эта любовь?
– Был определенный момент озарения. Мы со старшим сыном Ильей катались на горных лыжах в Италии, кажется, в Ливиньо. В одном магазине я услышал, как двое русских, покупавших гостинцы домой, спорили: «Ну вот зачем тебе это вино за 3 евро, ты такое в Москве в Metro купишь. Возьми хоть бароло за 35». Запало мне это слово, и я потом в другом магазинчике местных сыров-колбас дедушке-владельцу говорю: «А есть у вас вино хороше?» – «Какое тебе, сынок?» – «Мне бы бароло». Посмотрел на меня загадочно и открывает какой-то люк. А у него там три огромнейших зала с вином. И говорит: «Вот в этом зале – все бароло, выбирай». Подсказал мне сам бутылочку. Что меня всегда поражает: что люди, которые по-настоящему занимаются вином, – они тебя не обманывают, не стремятся урвать, а хотят поделиться. Он еще спросил: «Бикьери есть у тебя?» – «Нет бикьери». – «Ну как же без бокалов-то бароло, вот, возьми пару». Вечером откупорил я это бароло. Жаль, не помню точно, что было: кажется, само Monprivato 1991 года. Вино произвело на меня абсолютно незабываемое впечатление, я был в шоке, я попал.
И вот, решив превратить UPelsin в винный ресторан, я думал, что хочу стать как тот итальянский дедушка: выбирать для людей вино, и чтобы они восклицали «Мамма мия, как же это круто!» Эта история вообще не из серии, как быстро обогатиться, она про то, что ты можешь кому-то подарить великую радость.
Когда мы начали больше ездить по винодельням, я каждый раз возвращался ошарашенный: «Ребята, я там такое увидел!» Ходишь с виноделом, слушаешь про его терруары и про то, что в погребе у него, – это же симфония! Он через вино передает свои эмоции. А мне очень хочется эти эмоции довезти прямо сюда, в Балаково, отдать все это чистое счастье людям.
Фото: © Иван Крылов
Комьюнити
Изумление вызывает тот факт, что в Балакове нашлось столько людей, которые оказались готовы внимать. Андрею удалось создать большое винное комьюнити, к которому постоянно подтягиваются жители городов на сотни километров окрест. Люди пьют вино и радуются жизни. Причем люди обычные, а не сплошь владельцы заводов-пароходов, как можно было бы подумать.
– Получается, можно россиян в глубинке приобщить к вину по-серьезному?
– Можно-можно, еще как. Видите? В Балакове 195 тысяч человек населения, а у нас 1300 позиций в коллекции и «Два бокала» Wine Spectator. Это же реальные вещи, не выдуманные, можно потрогать. У нас винная столица Российской Федерации! (Смеется.) Не верьте, что вино не продается в России. Умеючи – все спорится. Только это игра вдолгую, за пару месяцев люди за тобой не пойдут. Это не маркетинг, а вся твоя жизнь. Все должно быть по-настоящему.
Когда мы начинали, никто не верил, смеялись. Я ездил в Москву, пытаясь наладить прямые поставки от импортеров, но они говорили: «Да какое тебе вино? У нас на всю Саратовскую область крохи продаются, копейки». Отправляли к местным дистрибьюторам. А у тех интерес только продать с накруткой что-нибудь, что мне вообще не нужно, какой-нибудь базовый пино гриджо, который он взял за 1000 рублей, а мне за 1400 предлагает. А спроси, что за вино, он скажет: «Я вообще сам не про вино, я водку пью». Так что важно было найти прямые контракты, и первой нам очень помогла компания «Русьимпорт». Мы начали устраивать винные вечера. Поначалу вообще бесплатно. И дело пошло. Сейчас винные вечера у UPelsin, да еще если к нам винодел приехал, – событие, практически День города. Вот крайний вечер мы устраивали с компанией Ladoga, было 100 гостей. Люди собираются из Саратова, Тольятти, Сызрани, из Ульяновска берут микроавтобус на компанию: ехать четыре часа. Мы просто бросаем клич в соцсетях, и все разлетается.
Сами компании-импортеры любят к нам привозить виноделов. Почему? Потому что когда они в Москве устраивают дегустацию с виноделом, то гарантии, что придет заинтересованная публика, никакой: соберутся граждане, которым вообще интереса до этого винодела нет. А к нам он приезжает, и его здесь ждут, уже его все в лицо знают, потому что мы заране печатаем плакаты с огромными его портретами, рассказываем все важное про него. Готовим красивый ужин, делаем специальное меню, красивые подачи, собираются нарядные гости, все элегантно, все слушают и счастливы, включая самого винодела. Недавно был у нас Эмилио Фидора от компании Bravo Trade – биодинамист из Венето с довольно интересными просекко, вальполичеллой и амароне. Устраивали сабраж. Он в таком восторге остался от нашей публики, что прислал нам потом в подарок роскошнейшую саблю для сабража, с кисточками.
Фото: © Иван Крылов
– Но все же кто все эти люди, которые пьют вино в Балакове?
– Да вот я поначалу тоже думал, кто будут гости: наверное, какие-то директора заводов? Но, если честно, таких практически нет. 95% наших сегодняшних гостей выросли вместе с нами. Они приезжали, пробовали, шли годы. Повторить такой опыт, может быть, и не получилось бы.
В старые времена, в 2000-е, иные персонажи, которые тогда грабили страну, очень легко расставались с деньгами: они заказывали бордо, брунелло, знали несколько брендов и ими блистали. Но я на этих людей никогда ставку не делал, я знал, что все рано или поздно придет в порядок. Люди должны своим трудом зарабатывать – и понимать, за что платят.
***
Андрей рассказывает нам о паре гостей, которых видим в ресторане, – а он в среду вечером в начале августа заполнен под завязочку.
К слову, на кухне нон-стоп работает команда аж из 11 поваров: большой поток постоянно.
– Вот Федор, молодой парень, он электрик. Открытый, честный, мегапорядочный человек. И он искренне любит вино. Появились какие-то деньги у него – он приходит и спрашивает: «Андрей Владимирович, что есть сегодня интересное попробовать?»
– Федор у нас ни одного винного вечера не пропускает, – говорит другой подошедший поздороваться гость, Геворг, его нам представляют как «главу армянской диаспоры Балакова». – Сегодня, как всегда, у Андрея Владимировича праздник. Волшебный он человек: благодаря ему у нас такой оазис возник, в нашей провинции. В UPelsin уже не просто прийти вина попить: тут общество, место встреч.
Я кавказец, у нас больше крепкие напитки были, вино только в деревнях у стариков. И вот здесь, в UPelsin, я понял, какой же шикарный напиток – вино, невозможно к нему быть равнодушным. Я всех своих подтягиваю. На фестиваль в этом году две семьи родственников приезжали – все в восторге.
Фото: © Иван Крылов
– Вот, – продолжает Андрей, – для этих людей работаем, самая благодарная публика. Ребята из списка Forbes у меня тоже бывают, но то, что работа моя не зазря, я понимаю именно благодаря таким парням, как Федор и Геворг.
– Геворг, а вам какие вина нравятся?
– Мне нравится, по какой дороге нас ведет Андрей Владимирович: не то что я копирую, просто представляю себе, сколько вин он попробовал, – точно больше, чем я. В последне время часто пробуем барбареско, пино нуары из разных стран, бывает, отечественных производителей сравниваем с Бургундией. Вино очень уже въелось в жизнь, и когда путешествуем, стараемся теперь посещать винодельни. В Кисловодске, например, нашли «Батрака» и в «Темпельхоф» не поленились полтора часа туда-обратно съездить.
Тысяча триста этикеток
– Люди меня спрашивают: зачем в ресторане больше 1000 этикеток вина? Одного только бароло у нас больше 50 наименований. Есть где еще такое? Если с позиций бизнеса, то вроде бы нелогично. А я просто радуюсь, когда приезжает ко мне человек, спрашивает – есть у тебя такое-то вино? А оно есть! Зачем мне китайское Ao Yun за 50 тысяч рублей? А вдруг спросит кто лет через пять?
– А Sine Qua Non есть?
– Есть, Калифорния у нас крутая. Уругвай есть, Турция есть, Греции полно, Гваделупы – нет.
– А Швейцария?
– Да вот только что пришла Швейцария от маленького импортера «Вериго» – я как чувствовал, что ты спросишь. Кстати, вот еще история. Как-то у нас был винный ужин с Луиджи Массетти из знаменитого хозяйства Masciarelli. Это тот дом в Абруццо, который делает Villa Gemma и Marina Cvetić. У них была особая линейка La Botte di Gianni, которая в Россию никогда не поставлялась. Однажды я говорил с менеджером компании-импортера, DP-Trade, а он обронил, что им по ошибке прислали четыре бутылки La Botte di Gianni, треббьяно и монтепульчано. Каждого было сделано всего около 700 бутылок – по одной бочке. Сам Джанни Машарелли незадолго до своей внезапной смерти купил в подарок соседу и другу, главе не мене культового хозяйства Valentini, две очень необычные бочки. Но когда они доехали до Эдуардо Валентини, Джанни умер, и тот вернул эти бочки Марине Цветич, вдове Джанни. И в них сделали La Botte di Gianni. В общем, я все четыре бутылки у DP-Trade купил: в таких случаях цена и целесообразность неважны, потому что это уникальная вещь. Так вот, приезжает к нам Луиджи из Masciarelli и в том числе рассказывает гостям историю про La Botte di Gianni, говорит, что, мол, в Россию это вино не поставлялось, хотя однажды четыре бутылки уехали случайно. А я ему: так вот же они, все у меня! В общем, подружились мы с Луиджи очень. Он нас потом к себе в замок приглашал, очень красивые дегустации и экскурсии по своему региону нам устраивал.
Фото: © Иван Крылов
Все это я говорю к тому, что хочется дать мотивацию людям, которые когда-нибудь будут заниматься винными проектами: если работать вдолгую и честно, то со временем все к тебе вернется, и ты будешь ездить в гости к этим прекрасным винным людям в самые необыкновенные места на свете, куда просто так попасть невозможно. Ты будешь жить в замках, тебя будут угощать редкими винами. Это просто вопрос времени. Тут не так, что открылся – и через полгода ты на Мальдивах.
Вкладывать нужно постоянно. Ты всегда встаешь перед выбором: можно поехать отдыхать, а можно построить что-то или изменить в ресторане.
Пара слов о коллекции
Вместить огромную, динамично обновляющуюся коллекцию в формат печатной винной карты нереально. Да и гостям нравится рассматривать витрины, и у персонала винные сокровища постоянно на виду: больше быстрых идей, что предложить. Беглым взглядом по витринам определяем, что блещут они не вертикалями бордоских шато, а всем самым свежим, что есть на нашем винном рынке, а также множеством вин, которых уже нигде больше нет.
– Если попадается какой-то эксклюзив, где есть и история, и отличное соотношение «цена – качество», я выкупаю сразу все, что есть у импортера, даже по предоплате. Какие-то вина партией в 200-300 бутылок расходятся за пару недель, а какие-то лежат долго. Цены на вино на нашем рынке растут сумасшедшим образом, а мы можем предложить гостям за очень хорошие деньги выдержанные вина, которых они больше нигде не найдут, – делится Андрей.
Действительно, у него можно найти, например, шпет J. B. Becker 1996, Emidio Pepe Montepulciano d’Abruzzo 2003, Ceretto Barolo Prapó 1999, Michele Chiarlo Barolo Cannubi 1997, а где-то припрятаны и бароло 1970-1980-х годов, и бургундия 1990-х.
Бродим между витрин.
Фото: © Иван Крылов
– Вот Satyricon от La Vierge – прекрасный санджовезе из ЮАР, мы его весь у импортера забрали. Poggio Antico – роскошное брунелло, я давным-давно был в этом хозяйстве, помню, вернулся настолько пропитанный энергетикой, и мы тогда о-о-очень много их бутылок продавали, особенно на Lemartine гости специально приходили. Вот появились у нас шикарные шардоне и сира из Сербии от теннисиста Новака Джоковича. Вот Gattaia – тосканский пино нуар, по вкусу похоже на Romanée-Conti (это Андрей шутит). Пожалуйста, по Этне – Graci, Terre Nere целая линейка. «То самое» Soffocone затейника Биби Граеца. Nervi гаттинара – обязательно. От Nino Negri у нас сохранился сфурсат 5 Stelle, его нигде нет давно, еще из Вальтеллины вот Ar.Pe.Pe. Inferno 2009-го. Vigna Flavia – тоже друг мой, безумный художник – он собрал у себя на винограднике 28 клонов санджовезе. Так и живем.
«Петрюсы» мы продавали, конечно, но это не массовое у нас явление. И DRC всего несколько раз открывали. Шампанского у нас очень много, для него выделили отдельную витрину. По мне, шампань, конечно, вершина виноделия. Но для Балакова шампанское пока дороговато. Пьют у нас креманы и бланкеты, кавы очень много разной, юаровские кап-классики любимые – достаточно в мире игристых и на балаковский бюджет.
– Андрей, скажите все же, но ведь «обычные балаковцы» вряд ли пьют дорогие вина, в общем-то, и 5 тысяч – приличные деньги, и не каждый же день?
– Уровень винной культуры растет, и это главное. Не каждый день, не за 20 тысяч, но каждый что-то покупает время от времени, и этих людей реально много.
Экскурсию по этикеткам можно было бы продолжать до бесконечности. Стоит еще отметить, что и в подборке крепких напитков есть чему подивиться, есть и хьюмидор. А в интерьере привлекает внимание коллекция штопоров. «В зале выставлена примерно десятая ее часть. Вот из Лондона объект начала XIX века, а эти, с корягами, – бургундские модели. Я их повсюду ищу, знаю все блошиные рынки в Лионе, Маконе, Салониках, Авиньоне и так дале. Думаю, по сегодняшним ценам миллиона на полтора эта коллекция тянет».
Фото: © Иван Крылов
Принципы
– Как-то после дегустации с винами Gaja, где мы начали с «базового» Barolo Gaja и дошли до Sorì San Lorenzo 1990-х годов, мне один из гостей сказал: «Знаешь, чем мне была полезна эта дегустация? Я попробовал вина, которые стоят больше 100 тысяч рублей, и теперь я легко покупаю сам бутылку за 5000, за 7000. Раньше я выбирал, что взять: за 2200 или за 2300, а теперь 5000 – легко». Так люди понимают, в чем смысл и ценность вина. Если человек полюбил вино, ему не будет жаль на него денег.
У нас у всей команды очень четкая установка просить гостей честно, не стесняясь, говорить, какой у них бюджет на вино. Если человек говорит, что у него есть 3000 рублей на вино, никогда мы не станем его разводить в духе «Могу вам предложить нечто совершенно замечательное за 3800». Мы скоре дешевле озвученного бюджета подберем лучше. Допустим, приходит ко мне парень молодой, я его не знаю, говорит: «Жена родила, сказала, что хочет хорошего красного вина. Есть у вас?» Спрашиваю про бюджет. Говорит, 5 тысяч. «А что так много-то? Разбираетесь?» – «Да нет, но повод-то какой». Да не буду я ему за пять продавать, потому что для молодой семьи это большие деньги, а разницы от дополнительной мягкости танинов он не поймет, просто разочаруется. Вручил ему за 2300 то, что точно на него произведет впечатление. Парень счастлив, и это главное.
Если ты своего гостя не обманул, у него просыпается вера в людей, а это важнее продаж. Жизнь проходит очень быстро. Если заточен только на деньги, в итоге обманешься.
Большое Русское Вино
– С российскими винами у меня долго не клеились отношения, как-то меня они не убеждали. Но понял, что отстал от трендов, и все-таки решил сделать отдельное предложение по России. Помог мне Андрей Ушаков. (Андрей Ушаков много лет был лидером компании L-Wine, премиального проекта в структуре компании Luding. Как оказалось, он тоже родом из Балакова, и потому с Андрем они большие друзья. Собственно, и первый UPfest придумали и провели вместе с Андрем и L-Wine. – Прим. ред.) Андрей мне сказал, что по России отличная выборка у Simple: тут уже все проверенное и с гарантией от людей, которым я доверяю, так зачем мне самому еще раз этот путь проходить. В общем, из всего ассортимента проекта «Большое Русское Вино» он выбрал для нас 12 позиций. Они у нас находятся в отдельном винном шкафу, который мы представили гостям UPelsin этим летом. Да, раньше России у меня не было. Думаю, теперь буду расширять потихонечку.
Фото: © Иван Крылов
Мальдивы на Волге
Все закупки вина – на Андрее. Сомелье в ресторане нет, но весь персонал в той или иной степени в винной теме. Постоянным гостям всегда знают что предложить из новинок, а к новым подсылают самых разбирающихся из официантов, и сам Андрей всегда в зале.
Рестораном занимается вся семья: у Андрея дочь Карина и трое сыновей, Илья, Иван и Кирилл. Старший сын Илья – управляющий, работает с отцом с самого старта проекта, на нем персонал, кухня, все новации. «Я фантазирую, – говорит Андрей, – а Илья воплощает фантазии в жизнь с божьей помощью».
Двадцатилетний Иван привлечен к вопросам дизайна, соцсетей – это он так замечательно сфотографировал отца для нашего материала. С ними мы провели два прекрасных дня, в основном – на пляже на Пустынном, где Карина с мужем уже вторую неделю живут в большой палатке. Пустынный – огромный остров напротив Балакова: Андрей возит туда-сюда гостей и провиант на катере. Редкое на Волге явление, когда весь остров – из белоснежного песка, красота почти как на Мальдивах. Река чистая, рыба ловится, о таком отдыхе можно только мечтать: бургундские бокалы в палатке у Карины имеются, а кава и креман не заканчиваются.
– Есть у меня мысль, но никак руки не дойдут: снять небольшой ролик про наш замечательный город. Конечно, мы заботимся о регионе. Хотим, чтобы приезжали к нам люди в гости из разных городов, чтобы увидели, как красиво у нас.
Фото: © Иван Крылов
Еще несколько цитат Андрея о пути к успеху
«Мне не нужны какие-то дополнительные продажи, у нас и без того битком каждый вечер. Наша общая с вами задача – сделать, чтобы такие проекты были возможны в каждом российском городке. И со всеми, кому интересно, я с радостью поделюсь опытом. Опыт, наш уже пройденный путь, – он не для того, чтобы его прятать. Если где-то появится новый огонек – в том и миссия».
«Я сейчас помогаю выбрать винный ассортимент и наладить контакты с импортерами моим друзьям в Москве в ресторане “Гастродача Вселуг”, на станции метро “Тульская”. Запустили там винные вечера. Приходите обязательно: ресторан замечательный. Недавно прилетели из Парижа, и на контрасте я все думал: господи, какой Париж? Это круче Парижа во много раз: сервис, посуда, кухня, бокалы. В Париже пришли мы в один популярный ресторан, заранее столик бронировали, заказали тонкую Бургундию, а нам приносят бокалы – знаете эти их маленькие шарики? И других у них нет».
«Хотелось бы организовать содружество ресторанов, которые заботятся о вине. Но, как всегда, упираемся в то, что владельцы – не в бизнесе, а у наемных работников долгосрочного интереса особо нет».
«Я считаю, основной момент – это то, что ты должен сам этим заниматься. Не работают проекты, где собственник в стороне. Люди открывают рестораны, нанимают крутого шефа, сомелье, управляющего и ждут, что вот сейчас деньги пойдут. А ничего не идет и не будет, потому что вино – это искусство, и наемный сомелье, которого компании-импортеры по-разному стимулируют, правильную атмосферу для гостей не создаст».
«Вино сейчас продается хорошо. Но мы над этим долго работали. Никакого кризиса в индустрии нет, это я вам как представитель райцентра говорю, не знаю уж, как у вас в столице. Был недавно момент, когда более дорогие позиции немножко стали проседать, но теперь все снова набирает ход».
Фото: © Иван Крылов
Фото на обложке: © Иван Крылов.