Выставка «Образы еды в русском искусстве» в филиале Государственной Третьяковской галереи
Самара, Ново-Садовая, 149
Единственный филиал Государственной Третьяковской галереи открылся в этом году в Самаре. Разместился он в уникальном конструктивистском здании Фабрики-кухни, построенном в 1932 году по проекту архитектора Екатерины Максимовой. При взгляде сверху оно представляло собой «серп и молот», в «серпе» располагались залы на 9000 обедов в день и магазины, а в «молоте» – помещения кухни. С середины 1990-х здесь находился торговый центр, а к концу 2000-х эксплуатация здания прекратилась, и под влиянием погодных условий Фабрика-кухня начала разрушаться. На защиту этого уникального объекта в 2010-х годах встали общественники и архитекторы и обратили внимание жителей на этот шедевр самарского конструктивизма. В 2019 году здание было передано Третьяковской галерее.
Сейчас здесь работает «Музей Фабрики-кухни», где представлена интерактивная экспозиция, рассказывающая об истории здания и его архитекторе Екатерине Максимовой. Также большое внимание уделено истории развития общепита в мире и в СССР. Инсталляция «Советская кухня» показывает контраст между миром общественного и частного: как бы государство ни пыталось организовать коллективный быт, люди всегда стремились к семейным посиделкам, задушевным разговорам и домашним праздникам.
Музей Фабрики-кухни. Фото: © пресс-служба филиала Третьяковской галереи в Самаре
До 3 ноября в филиале идет первая большая выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве», в которую вошли 92 произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи и частных собраний. Как гласит пословица: «Хлеб – всему голова», так первым и главным героем выставки становится хлеб как синоним пищи как таковой. Так, например, на картине «Хлебы на зеленом» Петра Кончаловского 1913 года батоны и баранки расположены таким образом, что можно увидеть отсылки к гербу, в котором хлеб занимает место и короны, и обрамления. Еда представлена на выставке не только как константа человеческого существования – ее образы показывают как сакральные, так и «низовые» смыслы, раскрывая человеческие пороки, обличая социальное неравенство и чрезмерное потребление.
Среди знаковых работ: «Морковка» Ильи Кабакова, «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, «Утро» Татьяны Яблонской и другие. Один из последних экспонатов выставки – плакат 1997 года «Жизнь удалась» Андрея Логвина: на нем этот жизнеутверждающий девиз написан черной икрой по фону из красной икры.
Билет на выставку «На вкус и цвет» и в «Музей Фабрики-кухни» обойдется в 600 ₽ для взрослого.
Экспозиция выставки «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Фото: © пресс-служба филиала Третьяковской галереи в Самаре
Кухня Средиземноморья в новом ресторане Lunasole
Самара, Ново-Садовая, 160м
«Грусть и еда – несовместимы» – один из эпилогов выставки направляет нас в следующую точку маршрута. Ресторан Lunasole от «Ресторанной компании Поляна» открылся весной и призван перенести гостей в гастрономическое путешествие по Средиземноморью. В меню – неаполитанская и сицилийская пиццы, дары моря, специалитеты греческой, итальянской и турецкой кухни. Название Lunasole (Luna + Sole) происходит от двух главных светил – Луны и Солнца. Бренд-шефа, кстати, тут тоже два – Евгений Гурин и Андрей Рогачев.
Из закусок обязательно нужно пробовать: аранчини с вяленой уткой или креветкой (по 490 ₽), капонату из баклажанов (370 ₽), дзадзики (250 ₽), намазку с острой фетой, вяленым тунцом и каперсами (280 ₽) и тарамасалату из осьминога с красной икрой (990 ₽). Берем, конечно, неаполитанскую (от 530 ₽) и сицилийскую пиццы (от 790 ₽). На десерт – сицилийские канноли с ванильной, фисташковой или шоколадной начинкой (по 190 ₽).
В винной карте больше 50 наименований вин из разных стран, а также классические и авторские коктейли. В качестве сопровождения средиземноморской кухне выбираем, например, Gavi Il Valentino от хозяйства La Scolca, которое в этом году отмечает свое 105-летие.