My default image
Будущее больших: перемены в категориях виски и рома
ГлавнаяКрепкое и не толькоБудущее больших: перемены в категориях виски и рома

Будущее больших: перемены в категориях виски и рома

Глобальные категории, которые недавно доминировали на рынке, переживают сложные времена. О переменах в жизни виски и рома мы спросили тех, кто в курсе. 

Виски

Самая большая категория импортного алкоголя, монументальная и надежная, за какой-то год зримо изменилась – не усохла, но продолжает развиваться по нескольким неожиданным векторам. 

Ситуацию на рынке обрисовывает Гриша Шаламов из компании LADOGA: «Когда в прошлом году глобальные компании начали замораживать поставки, а некоторые ушли сразу, на рынке возникла черная дыра, которая начала засасывать все, что было. Удивительным образом открылись возможности для брендов, которые уже присутствовали на рынке, но не могли бороться с большими из-за отсутствия ресурса или маленького производства. Сейчас параллельный импорт снова начинает вытеснять их с полок, но они уже заняли место в сердцах потребителей. Их продажи существенно выросли в сравнении с прошлым годом. Например, Wolfburn в 2022 году показал рост продаж в четыре раза в сравнении с 2021-м, а в 2023-м – уже больше, чем в 2022-м».

Рынок виски расслоился на сегменты: 1) глобальные бренды по параллельному импорту; 2) малоизвестные бренды; а также такой редкий зверь, как 3) российские виски.

Спикеры:

  1. Гриша Шаламов, эксперт компании LADOGA
  2. Эркин Тузмухамедов, независимый эксперт
  3. Алексей Пятницких, whisky blogger & influencer
  4. Кенан Ассаб, амбассадор виски компании Simple
  5. Олег Чижиков, генеральный директор клуба-ресторана Whisky Rooms
  6. Дэнис Вальдес, Pernod Ricard (сотрудник Pernod Ricard на момент написания материала – лето 2023 года, в данный момент – амбассадор ромового портфеля компании Simple. – Прим. ред.)
  7. Дмитрий Соколов, владелец ром-бара Black Нat Bar


Виски российский. Технические условия 

ГОСТ Р 70225–2022 вступил в силу 1 января 2023 года. Регулирует производство из отечественного сырья и обеспечивает преимущества российской продукции. Согласно ему, виски российский – спиртной напиток крепостью не менее 40% об., произведенный на территории РФ из зернового сырья, произрастающего на территории РФ. Изготовлен из дистиллятов висковых российских солодовых, зерновых и/или их купажа, с объемной долей этилового спирта не более 94,8% и с последующей выдержкой в дубовой таре вместимостью не более 700 дм3 не менее трех лет или в контакте с древесиной дуба не менее трех лет.

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Прощай и здравствуй

Ушедшие глобальные бренды, хоть и против своей воли, вернулись по параллельному импорту, который с началом года активно представлен такими наименованиями, как Jim Beam, Glenfiddich и Johnnie Walker. Причем некоторые позиции брендодержатели никогда бы сами не привезли в Россию – как Aberlour 10 YO, предназначенный для французского рынка. Алексей Пятницких констатирует: «Параллельный импорт заработал на полную, можно встретить множество популярных брендов. Возят массовые. Johnnie Walker есть Red и Black, Dewar’s хорошо представлен. Есть интересные солодовые виски. Но это все массовые продукты в бюджетном сегменте. А вот премиум-уровень сейчас пока слабо доступен».

Вместе с тем эксперты видят и опасности таких поставок. «Это бездна темных возможностей. Уже сталкивался, что бренд завозится сомнительным импортером и как произведенный компанией, никакого отношения к производству не имеющей. Чем дальше, тем меньше уверенности в аутентичности такого товара», – говорит Гриша Шаламов.

Эркин Тузмухамедов тоже с осторожностью относится к «параллельности»: «Она на пользу, с одной стороны. Компании не тратятся на большие зарплаты и продвижение. Цены стали намного приятнее. “Винлаб” продает Johnny Walker по цене, сопоставимой с дьюти-фри. Ценовая политика Diageo сломана. С другой стороны – откуда этот импорт? Партиями из соседних стран, например. Вот была поставка сделанного под Бельгию шотландского виски, который там не пошел, – партию целиком привезли к нам. Но это разовые поставки, потребитель не успевает привыкнуть к марке. Перспективы – вилами по воде. А шотландцы смотрят: почему вдруг в Греции или Бельгии скупают крупные партии? Они будут стараться останавливать попытки серого импорта».

Новые имена и страны

Бренды, сидевшие в тени и не ушедшие с рынка, как Glengarry, Loch Lomond за адекватные деньги, теперь оказались на коне. Может, ранее в силу снобизма мы на них и внимания не обратили бы, а сейчас – новые вкусы, новые возможности. На рынок просочились бренды таких стран, как Мексика, Индия, Израиль, Франция. Эркин Тузмухамедов в целом относится к этой теме позитивно: «Недавно купил в “Красном и Белом” Dimple по разумной цене, как в дьюти-фри»

Алексей Пятницких считает, «возить премиальный виски пока не все решаются. Плюс не забываем про квоты на разные страны, которые быстро не увеличить. Зато хорошо сейчас чувствуют себя производители ирландского виски, в Ирландии более 40 производств и более 100 брендов – они и представляют продукцию из разных ценовых сегментов». Потребитель уже познакомился с новичками и понял – это вкусно и хорошо. Не все «экзоты» закрепятся, но появится много нового, так что виски меньше не станет. «Предпочтения потребителей меняются, мы это видим», – фиксирует Гриша Шаламов. Удивительным образом в этом деле выиграла Франция (характерно, что даже Pernod Ricard до последнего держались). Во Франции более 50 дистиллерий – производителей виски, но это маленькие компании, которые до 2022 года едва ли какой-то российский импортер стал бы рассматривать как перспективные. Но вот они начали появляться в России. Кенан Ассаб напоминает, что у нас на рынке представлено порядка пяти брендов французского виски, а о бренде Bellevoye из портфеля Simple Spirits говорит: «Bellevoye позиционирует себя очень активно и стал весьма заметен. Это 100%-ный французский купажированный молт, по шотландской классификации – pure malt или vatted malt, то есть смесь односолодовых виски с нескольких дистиллерий из разных регионов Франции. Французы – одни из самых активных потребителей виски в мире, “национальный” виски с особым характером и интересным бэкграундом – прекрасная, в чем-то сентиментальная история для продвижения».

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Гриша Шаламов в то же время рассказывает об Индии, крупнейшем объемном производителе виски: «Первые четыре бренда в списке самых продаваемых виски мира – индийские*, но реализуются они в основном на внутреннем рынке. Нюанс в том, что по индийским законам “виски” – крепкий алкогольный напиток из зерна или другого пищевого сырья, например сахарного тростника. В лучшем случае это зерновой спирт, выгнанный в колонне, без выдержки, смешанный с шотландским молтом, в худшем – сделанный из мелассы, подкрашенный и ароматизированный. В России уже много “индийцев”, недорогих и понятных в связи с предрасположенностью к нейтральным спиртам.

В Индии есть прекрасные производители солодовых виски по шотландским канонам, но с местной спецификой ввиду климата и сладко-острой кухни: они концентрированные и скорее тяготеют к рому. Это яркий, красивый и оригинальный стиль. Недавно вот появился Indri, один из четырех аутентичных производителей односолодовых. Китай, где тоже много производителей, пока не удовлетворил внутренний спрос, но пару купажей уже можно встретить в РФ».

* Согласно рейтингу Millionaires’ Club 2023 журнала Drinks International, первая пятерка крупнейших брендов виски в мире выглядит так: McDowell’s, Royal Stag, Officer’s Choice, Imperial Blue – все индийские, и лишь на пятой строчке Johnnie Walker.

В целом ситуацию в барной индустрии поясняет Кенан Ассаб: «Очень много предлагают ирландцев и большое количество неизвестных мне шотландских брендов, которые нашли выход на наш рынок. Почти все корпоративные бренды по параллельному импорту активно присутствуют с начала 2023 года. Российские производители на этом фоне стараются встать по такой цене, чтобы быть конкурентными и выгодными. Так что рынок виски никакого дефицита не испытывает, а цены приятно скорректировались»

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Ирландские виски остаются на рынке РФ той «белой» классикой, представляющей полный спектр категории от массовых до редких релизов с небанальной выдержкой, а также коллекционные экземпляры, как The Irishman Cask Strength Vintage Release, выпущенный ограниченной партией в 2000 бутылок и снискавший уважение у самых искушённых знатоков.

Российское производство

Его можно разделить на четыре неравных сегмента: из импортных дистиллятов (William Lawson’s, Glen Rivers), зерновой (James Barly Original, Eagle’s Rock), целиком российский (Ibex, Kemlya) и «крафтовый». Первая группа преобладает. Последняя встречается редко и официально не разрешена к продаже.

Эркин Тузмухамедов: «В основном у нас не импортозамещение, а брендозамещение. Разливают здесь купленные в Шотландии, допустим, спирты. Треть проданного в прошлом году виски – из таких балковых спиртов. Хорошо, если шотландских. Могут быть индийские».

По сути, балковые розливы были у нас и раньше – White Horse, Bell’s. У Шотландии и Ирландии нет запрета на работу с Россией, но существуют негласные ограничения. Так что балк часто едет не напрямую, разливается здесь под разными брендами. Гриша Шаламов подчеркивает: «Понятно, что потребитель мигрирует в более низкий ценовой сегмент, и импортеры тоже в ответ срезают себестоимость. Заводы будут давать все больше новых марок в районе 1000 рублей, как Black Beast, не надо этого бояться».

Опасения высказывает Эркин Тузмухамедов: «Российские бренды – у них низкие цены, да. Но и качество не совсем соответствует представлениям о приличном виски. Недавно была дегустация 35 образцов. Участвовали 18 экспертов. Самые высокие оценки получили шотландские виски и розлитые здесь из шотландских спиртов. Все остальные были оценены низко. Массовый вкус искажается из-за розлитых в России индийских виски. Между тем водочные предприятия расширяют ассортимент, льют новые продукты. Если уж так, стоит искать определенные бренды местных розливов».

Из хорошего – в Минводах наконец построен и запущен завод, строили его шотландцы. Но первый виски созреет через три года. Еще несколько заводов начали производство односолодовых виски – в Кизляре, в Дагестане, но на рынке их пока нет.

Говоря, что у нас начнут выпускать хорошие виски, надо понимать, что это в перспективе десятилетней отдаленности. Но они будут качественными, для капризных потребителей. Пока же рынок заполнен виски из балковых спиртов той или иной степени качества.

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Судьбоносное решение было принято года полтора назад, когда исторический Саранский ЛВЗ (1899) пригласил специалиста по виски Геннадия Селиванова, сооснователя «Брюс Бара», который знает, как пахнет виски и каким он должен быть на вкус, имея собственный опыт дистилляции, купажирования, работы с бочками, и дал ему карт-бланш на работу на промышленной дистиллерии с нормальными ресурсами над виски «Кемля».

С гордостью об этом рассказывает Олег Чижиков, Whisky Rooms: «Одна из первых бутылок российского виски “Кемля”, одна из первых ласточек российского ренессанса, открывалась в нашем клубе, и дегустацию проводил сам Геннадий Селиванов, который работает мастер-блендером на этом производстве. Спирты были заложены в 2016 году, как только был принят первый ГОСТ по российскому виски, и сейчас у них шестилетний односолодовый виски категории cask strength. Розлито в 2022-м пять образцов по 300 бутылок, выдержанных в разных бочках. Сырье – курский ячменный солод. Дуб – адыгейский, русский, мореный, бочка из-под порто и хересная. Ценообразование – 14 000–19 000 рублей за бутылку, релиз предназначен в первую очередь для коллекционеров и гиков. Стоял вопрос: сделать больший релиз 40-градусных виски или оставить меньший бочковой крепости, и мы гордимся, что наш Геннадий, понимающий, как устроен мир коллекционирования, настоял на более ценном розливе. Это знаменательное событие поддержано скорым открытием Visitor Centre, и можно увидеть оборудование (его закупили в Китае) и оценить профессиональный подход. Говорить о массовом влиянии этого виски бессмысленно, но это важнейшее событие в непростые времена. Знаковое явление, требующее развития и вложений, и этим сейчас серьезно занимаются. Кстати, адыгейский дуб помните, когда впервые использовался для выдержки? У Glenfiddich была серия Cask of Dreams с разными местными дубами, Russian Cask – с довыдержкой в этом дубе, 4000 бутылок. А другая история – лимитированный фестивальный релиз Ardbeg Kelpiе с финишем в бочке адыгейского дуба с надписью “Бочка из региона Черного моря”».

Ром

Ромов российского производства пока немного, но такие, как Devil’s Island и Cristoforo из доминиканских спиртов в категориях Añejo и Blanco, вполне достойны своей цены.

Территория рома начинается от Филиппин и заканчивается странами Карибского бассейна. Категория огромная, с бесконечным разнообразием стилей и нерегулируемостью. В апреле-2023 в Москве прошел фестиваль ромов, где 12 компаний экспонировали более 150 позиций рома, которые пьют в чистом виде. Эта категория не связана с санкционными процессами, она активно растет. Одним из главных преимуществ ее обозначают широкий спектр возрастных напитков, а также факт, что вкусоароматический профиль ромов может поспорить с богатством односолодовых виски – от взрыва на лакокраске до сладкого десерта в креманке.

Фото: © Александр Платонов

Фото: © Александр Платонов

Согласимся, это довольно сложная для потребителей категория в силу ее масштабности и широкого охвата. Дэнис Вальдес, амбассадор Havana Club, считает, что интерес к рому у нас поддерживали большие бренды, неся эту культуру, вкладывая и силу, и время, и деньги, и весь свой энтузиазм. «Сейчас, поскольку большие игроки не занимаются продвижением рома, по ощущениям, авторитет напитка немного провисает, если сравнивать его с виски или коньяком. Но по сути это космополитичный напиток, у которого нет никаких границ, поэтому дистрибьюторам легко его привезти и представить на рынке. И мы получили такую ситуацию: роста популярности категории нет, но развить ее гораздо больше возможностей, никаких ограничений по ввозу. В барах стали появляться совершенно новые, нестандартные образцы, которые раньше не пускали большие бренды».

Дмитрий Соколов, владелец ром-бара Black Нat Bar, утверждает: «Ромов на рынке полно. Для ценителей большие бренды никогда не были приоритетны. Выбор сейчас громадный, и ромов становится все больше. Куба, Доминикана, Гайана, Ямайка, Ява, Фиджи, Барбадос, Франция, Индонезия, Мексика – на любой карман и вкус».

Самое интересное – поклонников ромов не пугает обилие малоизвестных марок, поскольку ромов высокого уровня стало больше. «Категория рома будет расти, потому что есть ромы 15–20-летние, которые дадут фору любому виски и коньяку по ароматике, вкусу, послевкусию, а также по цене, и поклонники выдержанных напитков это оценят. Есть blanco, которые хороши в миксологии, а есть и те, которые прекрасны соло со льдом, под сигару. Очень много брендов по-настоящему премиальных, выдержанных, как гайанский El Dorado или никарагуанский Flor de Caña. Мы ставим в Black Нat Bar наиболее интересные позиции из тех, что на рынке, выдержанные, эксклюзивные, и в карте их уже 220 наименований. Есть даже дымчатый ром, который похож на односолодовый Laphroaig».

Некоторые эксперты прогнозируют: единственное, что может покачнуть потребление ромов, – это увлечение джинами, которые массово стали производить в России. У нас уже более 75 наименований, и многие хорошего качества. Российских ромов же пока три. Devil’s Island выпускает компания «Белуга», Cristoforo – «Ротор Хаус БМК». Они из доминиканских спиртов, но категории añejo и blanco: вполне достойны своей цены. «Ладога» льет из других спиртов ром Armator.

Эркин Тузмухамедов никаких проблем у рома не видит: «Продажи ромов в четыре раза меньше, чем виски, но они прекрасно себя чувствуют в своей нише. Bacardí занимал 30% рынка, но и он не ушел весь – Bacardí Spiced Spirit Drink льют на заводе “Белуги”. Потенциально может расти кашаса: у нас хорошие отношения с Бразилией, которая является членом БРИКС».

Возможно, пока единственная зримая проблема рома – в его многообразии: уже 300+ наименований, и количество их будет расти. Законодательство индивидуально для каждой страны, нет географических ограничений по покупке спиртов, которые можно брать на Карибах и выдерживать в Европе.

Фото: © Matusalem

Фото: © Matusalem

Из «большой шестерки» это самый нерегламентируемый напиток. Картина настолько пестрая, что бедный потребитель боится получить кота в мешке. Дэнис Вальдес рекомендует фокусироваться на островах и их напитках, которые были проверены временем: Куба, Ямайка, Доминикана, Тринидад, Тобаго и другие представители Карибских островов. «Я за преемственность традиций, надежность и стабильность, где есть культура и переживания за качество напитка, а не исключительно борьба за количество».

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №159.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email