My default image
Масленица: история, традиции и обычаи праздника
ГлавнаяРазвлеченияМасленица: история, традиции и обычаи праздника

Масленица: история, традиции и обычаи праздника

«Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.
– Блины несут! Блины несут!»

Даже если вы не читали знаменитого рассказа знаменитой Тэффи, праздник, о котором пойдет речь в этом фельетоне, вы угадаете с первого раза. Невероятная эклектика православия и язычества, неделя русского карнавала и почти официальный гимн обжорству – все это она, щедрая и широкая Масленица. В преддверии возможно самого плотского праздника православного календаря мы поговорим о том, можно ли называть Масленицу Комоедицей, выясним, в какой из дней тещи могут приглашать зятьев в гости, и попытаемся испечь блины по самому простому рецепту.

Масленица или Комоедица

Несмотря на то, что празднование Масленицы для россиян тесно связано с началом Великого поста, традиция отмечать символическое окончание зимы «имеет языческие корни». По крайней мере так утверждает всезнающий Рунет, по сайтам которого (с подачи неоязычников-родноверов) кочует целый табор статей, репортажей и заметок, увязывающих привычную нам масленичную седмицу с древнеславянской Комоедицей. Многочисленные авторы взахлеб рассказывают о том, что Комоедица считалась едва ли не общеславянским праздником, была приурочена к Дню весеннего равноденствия и посвящалась пробуждению медведей из зимней спячки, а нынешние блины – не что иное, как осовремененные «комы», особые лепешки из гороховой или гречневой крупы.

Любопытно, что по поводу собственно комов у доморощенных историков единого мнения нет до сих пор. Одни считают, что комы полагалось есть самим, другие убеждены, что комами древние славяне называли медведей, которых и нужно было задобрить свежеиспеченными лепешками. (В качестве аргумента приверженцы этой версии любят приводить знаменитую поговорку про скомканный блин, утверждая, что она некогда звучала как «первый блин комам», то есть медведям.) В довесок к малопонятным «комам» идут рассказы о том, как на Комоедицу древние славяне штурмовали снежные городки, отмечали праздник особым медвежьим плясом и, конечно же, пекли сотни и сотни ярко-желтых солнышек-блинов.

Борис Кустодиев. «Масленица» 1920 год. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств. © Public Domain

Вы поражены? Удивлены? Наверняка, корите себя за то, что совсем не знаете историю своего народа? Не расстраивайтесь: практически все из вышеперечисленного выше не имеет к истории Масленицы никакого отношения. Более того, о Комоедице, древнеславянских снежных городках и первых блинах рассказывают те же самые люди, которые утверждают, что 7500 лет назад русское войско на летающих тарелках перебило в великой битве всех живых драконов тогдашнего Китая. Ни в одном авторитетном историческом источнике вы не найдете рассказа о Комоедице – кроме одного-единственного упоминания о событии, случившемся в Минской губернии в 1874 году. Медведей в Древней Руси не называли «комами», первые упоминания о снежных городках относятся в самом лучшем случае к XVII веку, да и блины в их современном понимании появились примерно в девятом столетии нашей эры.  

И все же, повторим, нет никакого повода расстраиваться. Чтобы считать свою историю великой, не обязательно исчислять ее в тысячах лет. В конце концов, и сжигание чучела, и хороводы, и «солнечные» блины действительно пришли к нам из языческих времен, но свой окончательный облик русская Масленица приобрела уже в православную эпоху. Если быть точнее – не ранее чем в XVII веке.

Борис Кустодиев. Масленица. 1919 год. © Public Domain

Борис Кустодиев. Масленица. 1919 год. © Public Domain

Масленица и православие

В церковном календаре неделя Масленицы называется сплошной или Сырной седмицей. Поскольку богослужения Сырной седмицы являются подготовкой к Великому посту, в православной церкви ее дни не являются праздничными – в отличие от празднования Масленицы. Более того, в то самое время, когда народные гуляния набирают свои обороты, православные богослужения становятся все печальнее и аскетичнее. Например, в среду и пятницу Сырной седмицы не служится литургия, читается особая, покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения.

Поскольку Масленица – праздник не церковный, а народный, в самом православии к ней относятся неоднозначно. Официальная церковь обоснованно полагает, что «всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин». Именно поэтому для священников, монахов и истинных верующих неделя Масленицы – это не карнавальное обжорство и даже не самый веселый праздник в году (праздником праздников у всех без исключения христиан считается Пасха): крепкие в вере считают Сырную седмицу преддверием Великого поста, временем для покаяния, стяжания добродетелей и тихого размышления.

Впрочем, крохотную ложку дегтя православие всегда готово разбавить щедрой бочкой меда – к масленичным гуляниям оно относится с изрядной долей позитива, призывая лишь соблюдать умеренность и не предаваться слишком уж разгульному пьянству. Лучшей иллюстрацией позиции церкви можно назвать слова протоиерея Артемия Владимирова: «Не будем осуждать и тех, кто ныне, празднуя Масленицу, участвует в шумных дружеских застольях, оценивая по достоинству особенности русской кухни. В конце концов, в наш прагматичный, бездушный век не грешно воздать должное исконным качествам русского народа: хлебосольству, щедрости, гостеприимству».

Борис Кустодиев. «Масленица». 1920 год. © Public Domain

Масленица в 2024 году: традиции, обычаи, обряды

Точных сроков празднования Масленицы нет и быть не может – из-за плавающих дат православного календаря в каждом новом году она сдвигается то на февраль, то на март, а то и вовсе «заезжает» в конец января. В 2024 году Масленица проходит с 11 по 17 марта. Чтобы встретить ее как полагается, от вас потребуется совсем немного: знание семи дней масленичной недели и умение печь блины – пусть и комом.

Хотя официально Масленица начинается в понедельник (он же «встреча»), до настоящего праздника пока еще далеко. В этот день решалось то, что на сухом языке офисных работников называется «организационными вопросами»: в понедельник родственники наносили друг другу визиты, определялись, кто, с кем и когда будет пить, и в общих чертах обрисовывали примерную программу будущих гуляний. Местные власти в это время торопливо обустраивали ярмарочные шатры, сооружали карусели, натягивали гирлянды из шаров и флажков и устанавливали киоски для торговли блинами и сбитнем.

Первые масленичные забавы начинаются лишь во вторник (он же «заигрыши»). Если это название кажется вам немного фривольным, то вам не кажется: в дореволюционную эпоху «заигрыши» были чем-то вроде ни к чему не обязывающих смотрин, когда юноши и девушки ходили друг к другу в гости, объедались блинами и вместе катались на ледяных горках. Масленица считалась отличным временем для сватовства – как правило, свадьбы «масленичных» пар игрались уже на Красную горку, то есть сразу же после Великого поста.

Любопытно, что приглашать семью жениха или невесты в гости напрямую считалось не слишком целомудренно, поэтому роль свах и одновременно гонцов выполняли особые люди, «позыватки». Чаще всего потенциальные родственники были настроены на союз, поэтому позыватков приглашали в дом, кормили блинами и поили вином. Впрочем, иногда гонцов встречали равнодушным: «У нас самих горы состроены и гости прошены», означавшим, что у невесты уже есть партия, а значит, женихам здесь надеяться не на что.

В среду Масленица выходила на свой экватор. Собственно среда (она же «лакомка») знаменовала окончание «узкой Масленицы», заключавшейся в подготовке к основным гуляниям и в неторопливых походах по гостям. На «лакомку» тещи созывали к себе на блины всех своих зятьев. Зятья, естественно, приходили не одни, а со всей родней, а если учесть, что в многодетной семье могло быть и три, и пять, и семь зятьев, становится понятно, что «лакомка» могла стать настоящим разорением. Впрочем, деньги на Масленицу никто не считал – как гласит русская поговорка, «хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи». В этот же день женщины в праздничных платьях устраивали «девичьи съезды» (катались на тройках без мужчин, но с веселыми песнями), а по вечерам семьи разыгрывали костюмированные сценки все про тех же довольных зятьев и заботливую тещу.

Борис Михайлович Кустодиев - Зима. Вариант картины "Масленица", 1916. © Public Domain

Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Вариант картины «Масленица», 1916 год. © Public Domain

«Широкую Масленицу» открывал четверг с говорящим прозвищем «разгул». Именно в четверг начинались те самые лубочные гуляния, которые так любят изображать в своих фильмах голливудские режиссеры и Никита Михалков. Все эти кулачные бои, скоморохи с медведями, пудовые вязанки бубликов, горы черной икры, реки водки, гимназистки румяные и хруст французской булки – все это атрибуты именно масленичного четверга. В этот день блины пекли уже в промышленных масштабах, дети вязали из тряпок и соломы чучело Масленицы, а в трактирах начинали пировать купцы, о чьих завтраках и обедах так вкусно писал Гиляровский:

«Нижний зал трактира "Низок" – с огромной печью. Здесь посетителям, прямо с шестка, подавались блины, которые у всех на виду беспрерывно пеклись с утра до вечера. Толстые, румяные, с разными начинками – "егоровские блины". В этом зале гости сидели в шубах и наскоро ели блины, холодную белужину или осетрину с хреном и красным уксусом. В зале второго этажа для "чистой" публики, с расписными стенами, с бассейном для стерлядей, объедались селянками и разными рыбными блюдами богачи – любители русского стола, – блины в счет не шли».

Впрочем, блинами угощались не только в трактирах. В пятницу («тещины вечерки») и субботу («золовкины посиделки») русские люди начинали ходить по гостям с утроенной энергией, причем у каждого из этих визитов была своя церемония. Например, чтобы все выглядело максимально уважительно и «по правилам», в четверг вечером зять приглашал тещу лично, а в пятницу утром присылал за ней все тех же многострадальных позыватков. На золовкиных посиделках ситуация отзеркаливалась: теперь уже жены приглашали в гости родственниц со стороны мужа, дарили им подарки, а после окончания праздничного обеда развозили их по домам.

Борис Кустодиев. Балаганы. 1917 г. © Publoic Domain

Борис Кустодиев. Балаганы. 1917 год. © Public Domain

Символическим окончанием языческо-православной Масленицы, ее самым известным днем и одновременно квинтэссенцией считается Прощеное воскресенье. Если шесть предыдущих дней являются сугубо народным «изобретением» и не имеют к православию никакого отношения, то название воскресенья пришло прямиком из церковного обихода. В Прощеное воскресенье служится особая служба, в ходе которой настоятель и все священники храма выходят из алтаря и просят прощения у прихожан; после этого прихожане просят прощения у клириков, а затем – друг у друга. То же самое происходит и в домах: люди просят прощения у родных и знакомых, дарят подарки, доедают остатки блинов и завершают праздник знаменитым сожжением чучела.

Масленица и блины

Праздновать самый карнавальный праздник православного календаря без его самого известного блюда – попросту кощунственно. Блины на Масленицу должны быть. Точка. Более того, само собой разумеется, что блины должны быть домашние, свежеприготовленные, приятно жирные и невероятно ароматные. Если вы еще ни разу не пекли блины, не теряйте времени зря: надевайте фартук (или любую футболку, которую не жалко забрызгать кипящим маслом), доставайте из холодильника необходимые ингредиенты, а из кухонного шкафа – чашки, венчики и половники. И не уверяйте себя в том, что у вас обязательно ничего не получится, – по шкале сложности выпечка блинов находится где-то между приготовлением яичницы и завариванием доширака.

Классические русские блины a-la мама автора

Ингредиенты:

  • 4 яйца
  • 2 столовые ложки сахара
  • 1 литр молока
  • ½ чайной ложки соды
  • 10 столовых ложек (с горкой) муки
  • 4 столовые ложки подсолнечного масла

Взбиваем яйца с сахаром в любой удобной емкости. После этого наливаем в получившуюся смесь литр теплого молока. Добавляем гашеную соду (для гашения размешайте половину чайной ложки соды в половине стакана кипятка). Вновь перемешиваем. Добавляем в смесь просеянную муку, слегка взбиваем венчиком до удаления всех комочков. Добавляем подсолнечное масло, снова перемешиваем и отставляем в сторону. Получившееся жидкое тесто должно настояться как минимум полчаса; в идеале – час или два.

Фото: © Max Griss/Unsplash

Фото: © Max Griss/Unsplash

Накаляем сковороду с толстым дном, лучше всего чугунную. Смазываем дно подсолнечным маслом, аккуратно выливаем на него тесто половником. Жарим блин до того момента, когда его края приобретут приятный, румяный, слегка бежевый цвет (примерно минуту), затем аккуратно поддеваем плоской лопаточкой и переворачиваем. Жарим еще примерно минуту, после чего снимаем, кладем на тарелку и смазываем кусочком сливочного масла. Повторяем всю процедуру до тех пор, пока не закончится тесто или пока не надоест. 

После накрываем стол, зовем родных и едим блины руками, закрывая от удовольствия глаза.

Фото на обложке: Борис Кустодиев. «Масленица». 1919 год. © Public Domain.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email