Чем роскошнее и тяжелее бутылка, тем интереснее содержимое, полагают обыватели. Этим же представлением многие руководствуются в покупке косметики – вспомним флаконы духов и баночки для крема со смехотворным объемом продукта. Но такое представление некорректно.
Производители самых престижных кюве – взять те же первые замки Бордо – не разливают их в особо тяжелые бутылки. При этом зачастую винам предстоит пересечь континенты по дороге к конечному потребителю. К слову, бытует миф, согласно которому для сложной транспортировки обязательно нужны бутылки потяжелее. Имел бы он что-то общее с реальностью – вряд ли бы бордосцы рисковали. Бутылки весом 400-600 граммов прекрасно подходят для длительной перевозки. Они же позволяют хранить вина десятилетиями.
Большинство винных производителей тем не менее считают, что потребительский паттерн силен, и продолжают разливать вина в тяжеленные бутылки. В то же время недавнее исследование доктора Армандо Корси из Университета Аделаиды показало, что вес бутылки – один из наименее важных факторов, которым потребитель руководствуется при покупке вина.
Фото: © Simple Group
Почему вообще важно снизить вес стеклотары? Дело в том, что на нее приходится 29% от всего углеродного следа вина, выяснили ученые California Wine Institute. Есть также работы, оценивающие ее вклад в 50%, – все зависит от расстояния транспортировки вина. Внимательные к устойчивому развитию производители прекрасно понимают ситуацию, и с каждым днем все больше брендов примыкают к этой инициативе.
В прошлом году коалиция виноделен, дистрибьюторов и розничных торговцев Sustainable Wine Roundtable даже объявила о коллективном решении снизить средний вес продаваемых бутылок с 550 до 420 г к концу 2026 года. Среди подписантов соглашения – крупные ритейлеры, такие как Whole Foods Market и Waitrose, дистрибьюторы, такие как Naked Wines, The Wine Society и Laithwaites, а также шведский государственный алкогольный регулятор.
«С экологической точки зрения преимущества более легкой бутылки значительны. Предлагаемое снижение ее веса с текущего среднего значения около 550 г до предложенных 420 г приведет к более чем 25%-ному сокращению выбросов углерода», – говорилось в отчете SWR.
Производители будут вынуждены прислушаться, ведь теперь от их решения зависят финансовые показатели. К благоразумию их и дистрибьюторов долгие годы призывают винные критики (например, Дженсис Робинсон и Тим Аткин), которые принципиально отказались оценивать вина в неприлично тяжелых бутылках.
«Я веду кампанию за снижение веса бутылок с 2006 года ради тех, кто таскает ящики с вином, а также ради общего блага нашей планеты. С 2021 года я включаю вес бутылки в свои дегустационные заметки, сделанные дома. По моим наблюдениям, все больше производителей используют более легкие бутылки, и, что интересно, несмотря на мою одержимость этой темой, мне становится все труднее с первого взгляда и на ощупь определить, какая бутылка легче. Возможно, дизайнеры становятся все более искусными в маскировке бутылок весом менее 500 граммов?» – писала Робинсон.
Фото: © Domaine de l'Ile
Кажется, критикам удается достучаться до тех, кто принимает решения. Так, группа Jackson Family Wines, выпускающая ежегодно около 6 млн ящиков вина под 40 брендами, объявила, что активно снижает вес бутылок и тестирует тару весом 397 г на линии, которая отвечает за 90% их производства. Другой американский холдинг, Crimson Wine Group, пообещал уменьшить вес бутылки до 400 г к 2028 году.
Крупнейший аргентинский производитель Catena Zapata также недавно заявил, что снизил вес бутылок из линейки Appellation с 700 до 380 г – пока лишь для поставок в США и Нидерланды. В то же время бутылки, используемые для линейки High Mountain Vines, «похудели» до 480 г на всех экспортных рынках. Это решение позволит сэкономить 1200 тонн стекла за год и сократить общие выбросы углерода на 21% (до учета транспортировки), полагают в Catena Zapata.
Бургундский негоциант Albert Bichot, ежегодно разливающий 6-7 млн бутылок и экспортирующий их в 100 стран, по просьбе некоторых своих клиентов уменьшил вес бутылок с 700-750 г до 450, и – бинго – на бизнес это не оказало никакого негативного влияния. Выпускающая около 2 млн бутылок кавы Sumarroca снизила вес бутылки на 50 г, что позволило на тонну сократить объем ежегодных выбросов CO2.
Фото: © Sumarroca
Команда винодельни Alois Lageder из Альто-Адидже создала идеальную бутылку совместно с швейцарским стеклодувом – такую, где 420 г были равномерно распределены по всей поверхности. «При неравномерной толщине стекло было бы слишком тонким и хрупким, бутылки могли бы легко повредиться при перевозке. В результате перехода в 2021-м на эту форму мы ежегодно сокращаем на 114 тонн, или 22%, количество производимого, транспортируемого и перерабатываемого стекла. Мы намеренно не запатентовали дизайн бутылки, чтобы другие винодельни также могли сделать шаг к более устойчивому развитию», – рассказал изданию Food & Wine глава хозяйства Алоис Клеменс Лагедер.
Это история не только про экологию, но и про экономию. Так, калифорнийский производитель Tablas Creek Vineyard в марте 2023 года заявил, что с момента перехода на более легкие бутылки в 2010-м ему удалось сохранить 2 млн долларов. Половина этой суммы – результат сокращения транспортных расходов.
Снижение веса бутылки – одна из многих устойчивых практик, позволяющих хозяйствам уменьшить объем выбросов CO2. В связи с тем, что изменения климата ежегодно дают производителям все более мощную пощечину (вспомним разрушительные лесные пожары в Австралии, США, Греции, заморозки в Провансе), быть «эко» уже не опция, а необходимость.
Фото: © Douglas Lopez / Unsplash
Не менее важно развивать вторичную переработку бутылок – делать ее доступнее, удобнее. Даже в прогрессивных европейских странах система работает не всегда идеально.
Фото на обложке: © Weingut Nik Weis.