Структура обучения в IMW
Программа Института мастеров вина делится на три уровня. Успешно прошедших вступительное испытание кандидатов зачисляют на первую ступень. После года подготовки студенты сдают однодневный экзамен, состоящий из дегустации 12 вин и написания двух эссе. Этот уровень я преодолела в прошлом году с первой попытки.
Вторая ступень – самая сложная, на ней многие зависают на годы. Ее апогей – четырехдневный экзамен, в рамках которого кандидатам нужно продегустировать 36 вин (3 флайта – белые, красные и микс разных стилей, в том числе игристые, розовые и крепленые) и ответить на вопросы об их происхождении, качестве, методе производства, рыночном позиционировании и др., а также написать 13 эссе по пяти блокам: виноградарство, виноделие, подготовка вина и розлив, бизнес и современные тренды (contemporary issues). На сайте института в открытом доступе опубликованы вина и вопросы предыдущих экзаменов. Не поленитесь взглянуть и оценить сложность.
Именно экзамен второй ступени я сдавала в июне 2024 года. Статистически лишь около 10% студентов преодолевают этот уровень ежегодно. Точной информации о статистике этого года еще нет: отчет экзаменаторов выйдет лишь в ноябре, однако ходят слухи, что в этом году доля успешных кандидатов составила лишь 3%. К теории я готовилась мало, но тем не менее сдала два блока из пяти – бизнес и тренды. Это хоть и приятно, но ничего не значит – в следующий раз теорию мне нужно будет пересдавать полностью.
Третья ступень программы – исследовательская работа. О ней чуть позже.
Идентификация вин
Я сдала практическую часть экзамена с первого раза, и это огромное достижение для меня и большое облегчение для моего бюджета. Я целенаправленно в этом году готовилась прежде всего к дегустации, так как поездки на буткемпы и закупка образцов составляют колоссальную часть расходов. Да и сам практический экзамен стоит дороже.
Идентифицировала ли я все вина правильно? Нет. Не думаю, что хоть кто-то из более 150 студентов, присутствовавших на экзамене, «выбил» греческий мосхофилеро. Однако я угадала, например, канадский айсвайн из видаля. Главное, мне кажется, что я показала очень ровные дегустационные способности в течение всех трех дней.
В экзамене MW критично правильно идентифицировать качество (в том числе ценовую категорию) вин и четко узнавать классику. Приведу несколько примеров. В белом флайте в этом году было Yellow Tail Chardonnay. Совершенно обязательно было понять уровень этого вина. Те студенты, кто написал «шардоне из Австралии», но указал, например, Маргарет-Ривер или Аделаида-Хиллз, то есть премиальные регионы, скорее всего, почти не набрали баллов за вопрос, несмотря на, казалось бы, корректную идентификацию сорта и страны.
В дегустации красных был вопрос о четырех винах из классических европейских регионов. Ими оказались бароло, брунелло, сент-эмильон и риоха. В данном случае, думаю, цена ошибки была очень велика, ведь мастер вина просто обязан узнавать эти вина вслепую.
Фото: © из личного архива Валерии Тенисон
Семинары, тренировочные дни и буткемпы
Каждый студент программы в течение года должен посетить недельный подготовительный семинар, где все пять дней начинаются со слепой дегустации в экзаменационных условиях. Помимо этого, институт организует так называемые тренировочные дни (course days), участие в которых факультативно, но очень полезно. Это по сути те же дегустации в формате экзамена с последующим разбором вин и комментариями от одного из действующих мастеров вина. Такие тренировки включены в стоимость обучения. Кроме того, многие MW организуют частные буткемпы под эгидой института, стоимость которых может варьироваться от скромной компенсации за купленные вина до 500-600 евро за три флайта, соответствующие трем экзаменационным работам. Транспорт до места и проживание студенты, естественно, оплачивают дополнительно.
За полгода, предшествующих экзамену, я посетила семинар в Пфальце, три тренировочных дня в Лондоне и восемь буткемпов в разных частях Европы. Уф, это было горячо, но, очевидно, сработало. У каждого MW свой подход, и от каждого ты берешь что-то для себя. Самым полезным мне показался буткемп в Малаге от двух молодых мастеров вина – Фернандо Моры и Йонаса Тофтерупа. Оба сдали дегустацию недавно, и оба с первой попытки, так что их опыт и подборка вин оказались наиболее актуальными.
Самостоятельная подготовка и дегустационные группы
Поиск партнеров для совместных дегустаций оказывается для многих студентов MW сложной задачей. Проще всего тем, кто живет в Лондоне: там этих групп множество, да и проблем с покупкой вин со всего света тоже не возникает. Хороший дегустационный клуб сложился в Риохе, где живут несколько виноделов – студентов MW. Работают они на Muga, Ramon Bilbao и Bideona и, естественно, дегустируют вместе.
Фото: © из личного архива Валерии Тенисон
Помимо таких масштабных мероприятий, было, конечно, и множество маленьких, тематических дегустаций. В последний месяц перед экзаменом я закупила около 30 бутылок основных, часто встречающихся стилей вин. Каждый день муж готовил для меня небольшую слепую. С помощью этой методики я поняла, что часто путаю брунелло и шатонёф-дю-пап (как оказалось, я не одна такая: об этой ошибке пишет и Нил Бёртон в своем гиде по слепой дегустации). Брунелло, кстати, было на экзамене, и я, зная о своей проблеме, для подстраховки упомянула в ответе оба варианта. То же самое я сделала для тосканского вин санто и мадеры, которые часто путаю. Но дегустировала я далеко не только fine wines. Однажды, выложив в социальные сети фото образцов, я получила удивленные комментарии: «Неужели студенты MW дегустируют дешевое итальянское пино гриджо, Vinho Verde и (о боги!) вина Yellow Tail?» Да, именно так, и это очень полезно, особенно когда в профессиональной жизни ты в основном сталкиваешься с винами высокого уровня. Шардоне от Yellow Tail было на экзамене, и я его идентифицировала безошибочно – entry-level, mass market, 7€ Chardonnay, South-Eastern Australia. Этот вкус, кажется, я не забуду никогда!
Бокалы
На экзамен нужно приходить со своим стеклом. Сделано это для того, чтобы исключить жалобы студентов на плохо помытые или пахнущие моющим средством бокалы. Есть те, кто привозят с собой бережно упакованные в специальный чемодан Zalto. Я намного менее разборчива. Во время подготовки я не дегустировала разве что из пластиковых стаканов. Самые дешевые, неубиваемые икеевские Svalka (отличное название!) сопровождали меня на многих дегустациях. Мне не кажется, что в экзаменационных условиях, когда на дегустацию одного вина у вас есть не более двух с половиной минут, бокалы играют решающее значение. Единственный вариант, который я считают неприемлемым для себя, – это бокалы ISO, но это, наверное, травма, оставленная Университетом Бордо. Там дегустировали только из этих «коротышек».
На экзамен я приехала с элегантными «тюльпанами» Sublym 25 cl от Chef&Sommelier. Кажется, их мне дарила когда-то Маша Васильева за победу на Женском конкурсе сомелье в далеком 2018 году. Они дожили до 2024 года и доехали до Лондона. На экзамен требуется 12 бокалов, но обычно студенты приносят 2-3 дополнительных. Институт в случае разбитых по неосторожности или из-за волнения бокалов не будет предоставлять замену, и придется выкручиваться самому. Бокалы нужны каждое утро в течение трех дней экзамена, поэтому стоит позаботиться заранее и о ручниках для их полировки.
Фото: © из личного архива Валерии Тенисон
Стресс и усталость
Многие спрашивают, что я делала, чтобы справиться со стрессом во время экзамена. Мой ответ их часто шокирует: я не стрессовала. Возможно, это закалка конкурсов сомелье или детство в 90-е, но экзамен MW, когда перед тобой бокалы, лист бумаги для заметок и бланк для ответов, мне не кажется очень волнительным. При этом я не железная леди, и у меня трясутся руки при декантации на конкурсе. Для меня экзамен MW – это скорее про усталость. Четыре дня напряженной работы выматывают. Мои дни строились примерно так: подъем в 7:00, завтрак, повторение базовых описаний классических вин, в первые три дня – калибровка рецепторов (первый день: белый флайт – шабли; второй день: красный флайт – бургундский пино нуар премье крю; третий день: микс – английское игристое), в 10:00 начало экзамена, 2 часа 15 минут на дегустацию и ответы на вопросы, потом обед, во время которого снова повторяешь примеры для теории, затем трехчасовой теоретический экзамен, после него сразу в отель, быстрый ужин и снова подготовка к следующему дню где-то до 12 ночи. Такой ритм выматывает прежде всего мозг. К концу недели чувствуешь себя опустошенным. И чуть-чуть ненавидишь вино.
Планы на будущее
Тем, кто дочитал до конца, расскажу немного о личном. Оказалось, что уже во время экзамена я была беременна, хотя еще и не знала об этом. Первые симптомы, вроде тошноты по утрам, появились как раз в Лондоне. Повлияло ли это негативно на экзамен? Сложно сказать. Так, например, я совершенно не узнала гевюрцтраминер, хотя обычно этот сорт «выбиваю» без проблем. Вино мне совсем не показалось ароматичным, хотя остаточный сахар я, конечно, почувствовала. Спустя недели три после экзамена я пробовала гевюрц и четко его идентифицировала. Была ли это временная аносмия или просто вино оказалось не совсем типичным (это был эльзасский Domaine Weinbach) – загадка. Дженсис Робинсон, говорят, тоже сдала экзамен беременной. Признаюсь, такая параллель с этой великой женщиной немного греет душу.
Я, безусловно, буду продолжать программу и не хотела бы пропускать год, однако согласно правилам института, чтобы быть допущенным к экзамену, студент должен посетить семинар, что я, к сожалению, сделать не успею из-за срока беременности. Пока не уверена, пойдет ли IMW мне на встречу. Несколько мастеров вина, с которыми я поговорила, посоветовали в случае отказа начать работу над Research Paper, исследовательской работой, которая составляет третью и заключительную ступень программы. Честно говоря, над темой я даже еще не думала, потому что предпочитаю решать проблемы по мере их возникновения, а Stage 3 мне еще недавно казалась очень далеким будущим. Главное условие института – тема работы должна быть актуальной для винного мира. Если у кого-то из моих читателей есть интересные идеи, а в идеале еще и возможности финансирования, свяжитесь со мной в социальных сетях. До этого момента все свое обучение я оплачивала сама, а, как вы уже поняли, занятие это недешевое, даже если, как экономная я, летаешь Ryanair и живешь в хостелах и самых дешевых отелях.
Фото: © из личного архива Валерии Тенисон
Фото на обложке: © Julie Sd / Unsplash.