Василий Шомов — о значении вина в древности

Василий Шомов – о магии вина, почти забытой сегодня

Василий Шомов

Колумнист SWN

27 ноября 2020

Колумнист SWN Василий Шомов рассуждает о сакральном, ритуальном значении вина в древности.

 «Тот, кто первым отжал сок из виноградин, должен быть причислен к мудрейшим».

Клавдий Гален, древнеримский врач и философ

Нет, безусловно, это очень важно: сорт, миллезим, терруар, выдержка, имя винодела. Как, впрочем, и органолептика, традиции, статус. Но кажется мне, что за технологическими и потребительски винными нюансами из сегодняшнего винопонимания начинает ускользать метафизика, мистика, волшебство вина. Меж тем, вино – предмет, известный человечеству почти столько же, сколько существует само человечество, первоначально являл собой духовно-эзотерическое, магически-космическое и божественно-философское начало, овеянное невероятным количеством трактовок и породившее множество попыток разгадать его суть и уловить высший, глубинный смысл. И видеть в бутылке с этикеткой лишь перебродивший и выдержанный сок винограда, набравший, пусть даже прекрасные, вкус, аромат и градус алкоголя – было бы слишком просто. В бокале – древние миры, загадки, послания, чудеса. Оставшиеся в прошлом, забытые сегодня, но не исчезнувшие.

Виноград – величина, равная по значимости, разве что, зерну. Виноград (вино) и зерно (хлеб) – это те два ключевых сырьевых элемента, на которых зиждется цивилизация. И вино, в свою очередь, благодаря необыкновенным свойствам, всегда было не просто продуктом, оно было символом. Как всякий многозначный символ вино имеет, минимум, две противоположные интерпретации. Оно может быть окрыляющим, возвышающим, дарующим эйфорию, преображение, раскрепощение, полет, радость жизни и состояние, близкое к духовному экстазу, но в то же время может быть страшным, коварным, низводящим, сбивающим с ног, лишающим разума. Уже одно это выделяет его в отдельный феномен, аналогов которому в истории человечества нет.

Сбор урожая. Гробница Небамуна. 1422-1411 до н. э. Фиванский некрополь. Луксор. Египет.

Древние цивилизации занимались изготовлением протовина из забродившего зерна, забродившего меда, соков плодов и винограда. Эти напитки, скорее всего, лишь весьма отдаленно напоминали то вино, которое мы пьем сегодня, но мы сейчас не о форме, а о сути. Вино древности не просто рассеивало грусть и веселило, оно имело сакральное, ритуальное значение.

Во все века люди считали, что в вине, имеющем солнечную божественную природу, скрыта неукротимая природная энергия. Что это мощно заряженная естественная субстанция, в которой, по мнению мистиков прошлого, присутствует магическая сила, способная не только превращать сок виноградных ягод в вино, но и трансформировать человека. Слабого оно делало силачом, грустного – весельчаком, скромного – краснобаем, труса – смельчаком, бесталанного – творцом, брутального – сентиментальным. Можно уподобить вино алхимическому катализатору, но это было бы ошибкой – алхимия, вечно искавшая философский камень, переродила вино, создав иную его инкарнацию – винный спирт, который прост и понятен, а в аспекте сверхъестественного с вином тягаться вряд ли способен.

Урожай. Гобелен. Южные Нидерланды, первая четверть 16-го века. © Музей средневековья , Париж

Вино пили в древних Египте, Сирии, Месопотамии, Вавилоне, Иордании, Палестине, Персии, на берегах Черного, Средиземного, Каспийского морей. Организатором виноделия в Египте за 3 тысячи лет до н.э. называли Осириса. Именно про него говорят, что он «первым начал подпирать лозы, подрезать листья и давить виноград», что, кстати, задокументировано на музейных папирусах, изображающих одного из главных богов древнеегипетского пантеона, сидящего рядом с виноградными лозами. Мало того, темные виноградные ягоды в Древнем Египте называли «глаза Гора». А демонический, одновременно и плохой, и хороший египетский бог крови, масел для бальзамирования, благовоний, а заодно вина и виноградного пресса – Шесму, посредством вина сохранял жизнь и оживлял мертвых. Небезынтересен и тот факт, что на глиняных табличках VI века до н.э. из библиотеки ассирийского и вполне реального царя Ашшурбанапала, есть упоминание сортов винограда.

У эллинов изображение виноградной лозы украшало монеты. Вино играло первостепенную роль – роль небесного блага, божественного дара и было связано с экстатическим культом бога вина Диониса (Вакха). Того самого вина, которое может сообщить его вкушающему, состояние божественного опьянения, погрузить в сверхчеловеческое бытие, исцелить от печали, дать забвение от тревог, смягчить душу, а значит, присутствие в нем божественного для греков было неоспоримо. При этом именно греки утвердили амбивалентность вина, в котором сочетаются благодать и опасность, культура и дикость, яд (если вино не смешивать с водой в верных пропорциях) и снадобье. Напомню, греки не пили чистое (несмешанное вино), считая это варварским обычаем.

Влияние вина на человечество, его историю и культуру настолько широко и многослойно, что не стоит удивляться числу его имен и эпитетов. Вино называли кровью земли, соком земли, напитком богов, нектаром богов, напитком мудрости, напитком жизни, благотворным фармаконом, напитком, дарующим бессмертие, средством познания, мистическим путем продвижения к богу, откровением, жизненной силой. И истиной – in vino veritas (эти слова приписывают греческому поэту Алкею). Считалось, что вино способно разрушить любое колдовство, разоблачить ложь и помочь распознать чужой нрав. У разных народов виноградный куст, лоза означали древо жизни, реже – древо познания, а гроздь винограда – атрибут божеств плодородия, символ бессмертия и молодости.

Диего Веласкес. Триумф Вакха. 1628—1629. © Музей Прадо, Мадрид.

Согласно Ветхому завету, виноград, посаженый рукой Ноя на горе Арарат стал первым культурным растением, укорененным человеком после потопа. Как мессианское растение, в средние века виноградная лоза олицетворяла собой Христа, а его ветви – апостолов, а также церковь и верующих. «Я есмь истинная виноградная лоза», – этими словами Иисуса начинается глава пятнадцатая Евангелия от Иоанна.

Красное вино и кровь в качестве мифологических знаков взаимозаменяемы почти во всех религиях. Но в Библии вино обретает истинно символический смысл и особую значимость. Здесь оно важнейший жертвенный символ и неотъемлемый элемент таинства причастия с употреблением вина из потира – духовной крови Христа.

Тесная символическая связь вина, духа и тела также не оставалась без внимания. Почитаемая католиками и англиканами святой, немецкая монахиня, аббатиса, автор мистических книг Хильдегарда Бингенская, жившая в раннем средневековье, отмечала, что вино имеет большое значение, как лечебное средство и источник здоровья: зерно и вино растут за счет таинственной силы зародыша – viriditas, которую не может видеть человек. Эта сила духовного и физического здоровья имеет божественную природу. Кстати, есть легенда, которая гласит, что слово vitis – название растения виноград (vitis vinifera – виноград культурный) произошло от латинского vita, что означает «жизнь» именно потому, что в вине содержится квинтэссенция жизненной силы.

Тициан. Ужин в Эммаусе. 1530. © Лувр. Париж

Убежден, эта жизненная сила и винное волшебство работают и в ХХI веке. Просто они ушли в тень высоких технологий, да и современный человек, став материалистом до мозга костей, почти разучившись тонко чувствовать и удивляться, перестал их замечать, начав смотреть на мир более поверхностно, чем он того заслуживает. Кстати, санджовезе – происходит от латинского «sanguis Jovis» – «кровь Юпитера», как ни крути.

P.S. Исследователь психоактивных субстанций, ученый-визионер, философ, этноботаник Теренс Маккенна в книге «Пища богов» пишет: «Алкоголизм был редок до открытия дистилляции и не являлся социальной и общинной проблемой… Дистиллированный алкоголь обратил священное искусство пивовара и винодела в грубую экономическую машину утраты человеческих надежд». В ответ на это хочется сказать: «Не все так грустно, Теренс!» Да, время не остановить и, конечно, дистиляция – синтез spiritus vini – чистого алкоголя, стала значимым прорывным достижением, повлиявшим на человечество. Но, что касается виноградного вина, прогресс, изменив его по форме, не изменил главного – его сути. Оно, как и прежде – чудо и волшебство, плод земли и солнца, винограда и человеческих рук. Оно живо, оно радует, оно дает мгновения счастья и вдохновения.

Фото на обложке: Якоб Дук. «Ценители вина». 1642 г. © Рейксмюсеум, Амстердам.

  • Василий Шомов

    Колумнист SWN

  • 27 ноября 2020

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari