«Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, – не верь глазам своим».
Козьма Прутков
Иногда встречаешь какую-то очень простую естественную мысль или теорию и думаешь, как же раньше это не приходило в голову – ведь они объясняют многое. Подобная парадоксальная ситуация сложилась у меня, когда я прочитал слово «умвельт» и его определение.
Жил сто лет назад исследователь, биолог, зоопсихолог и философ Якоб фон Икскюль. Родившийся в Эстляндии, имевший среди предков полковника русской императорской армии, казанского губернатора, действительного члена санкт-петербургской академии художеств, Якоб Икскюль закончил Дерптский (ныне Тартусский) университет, а после революции, получив звание профессора, работал в университетах Гейдельберга и Гамбурга.
Ученый исследовал физиологию животных, интересную, наверное, исключительно академическим специалистам. Но не только. Он изучал невероятно интересную тему отношений животных с окружающей средой, тему, совершенно выходящую за рамки зоологии. Именно ему принадлежит фундаментальная концепция умвельта (от нем. Umwelt – «окружающий мир») – коммуникации живых существ с миром, в котором они обитают.
Если попробовать описать теорию умвельта простыми словами, то она гласит о том, что каждое животное каждого вида живет в собственном срезе этого мира и воспринимает окружающее по-своему и по-своему реагирует на внешние сигналы. Хотя мир для всех живых существ един, в нем столько миров, сколько существ его населяют. Это важно заметить.

Фото: © Bruce Warrington/Unsplash
Но, кажется, нужно еще более упростить суть умвельта. Для этого приведу зоологические примеры, известные науке. Умвельт иксодовых клещей включает восприятие запаха и инфракрасного излучения (тепла тела жертвы) – эти паразиты не имеют зрения и слуха. Бабочки и многие крылатые насекомые живут в мире «непахнущих запахов» – феромонов, улавливаемых на расстоянии десятка километров, а также света, цвета и движущихся изображений, не слишком детально улавливаемых фасетчатым глазом.
Летучие мыши существуют в мире запахов и ультразвуковых волн. У китов свое восприятие мира, в котором главенствуют направления морских течений, миграционные пути, магнитные линии земли, ультразвуковая эхолокация, инфразвук. Собака, да, да, та самая, которая живет рядом с человеком пятьдесят тысяч лет, живет в своем мире – мире запахов и звуков.
Живые существа, каждый биологический вид и каждая особь, в соответствии с возможностями своих органов чувств и улавливаемых ими сигналов, создают свой собственный уникальный окружающий мир – умвельт, выстраивая его из великого многообразия цветов, красок, звуков, вкусов, ощущений, невидимых волн и полей, понятных и непонятных ученым чувств.
И человек не исключение. Согласно концепции Икскюля, человек, подобно другим живым существам, имеет собственный умвельт.

Фото: © Dimitar Belchev/Unsplash
Да, реальность окружающего мира одна, но восприятие ее различно. И человеческий умвельт, опирающийся на зрение, обоняние, слух, вкус, осязание и интуицию, в качестве шестого чувства, хотя и не примитивен, но весьма скромен по сравнению с умвельтами животных. Но так устроен человек, что считает – его органы чувств дают самую объективную, самую полную картину мира. Мы трактуем мир антропоморфно, по-человечески – с теплым солнышком, голубым небом, запахом сена, пением жаворонка, бокалом хрустящего свежего шенен блана на закате. Больше ни одно живое существо на планете, включая человека, не может вникнуть и прочувствовать наш умвельт. Кроме любимых, с которыми, совпав, слившись, соединившись, становишься единым человеком.
Хотя у человека не добавляется органов чувств, не прибавляется новых необычных рецепторов (скорее даже убавляется), есть ощущение, что развить восприятие все-таки возможно. Главное – слушать себя, доверять своим ощущениям, иметь смелость быть самим собой.
Есть же люди сенситивные, сверхчувствительные от природы – экстрасенсы, менталисты и прочие. Есть писатели, поэты, художники, музыканты, творцы, чувствующие по-иному и демонстрирующие свое видение, свои восприятие, свое понимание окружающего мира – свой умвельт. Разумеется, сторонние умвельты интересны человеку, как сторонние опыт, находки и открытия, но они не должны быть приняты за собственные!

Фото: © Mathilde Langevin/Unsplash
Дело в том, что человеческий умвельт сегодня активно конструируют. Нет, вернее, им манипулируют, а людей инструктируют, объясняя, что, когда, и как они должны чувствовать, видеть, слышать и ловить во вкусе.
Навязывание постороннего, усредненного, коммерчески зависимого восприятия – это внедрение. Внедрение во внутренний мир человека. В результате внушения мы перестаем ощущать окружающий мир по-своему, индивидуально, мы одинаково хором реагируем на настойчивые, придуманные, искусственно созданные стимулы. И это драматично.
Происходит подмена самостоятельного взаимодействия с миром, человек лишается персональных ощущений, чувств и эмоций. Я не сгущаю краски – наш мозг настроен на восприятие лишь поразительно малой части окружающей реальности и нельзя пропустить очень личные, пусть тонкие и не похожие на другие чувства, которые он рождает. А если информацию внедряют, то огромное количество информации, которое мы могли бы вобрать и осмыслить, проходит мимо незамеченным, восприятие мира меняется и меняется человек. Чужие умвельты могут быть интересны, но они не должны быть приняты за свои собственные!

Фото: © Davidson Luna/Unsplash
Чтобы не возникло ощущение, что вы читаете колонку зоопсихолога, возвращаюсь к винной теме и говорю: не читайте контрэтикетки. Информация, которая в них содержится, разрушит ваше личное восприятие вина, ваш собственный умвельт.
И если, открыв бутылку и сделав глоток, вы могли почувствовать его особенный вкус, ощутить нечто необыкновенное – неизвестный доселе цвет, исходящие флюиды, которые не описать, магические ароматы, не имеющие аналогов, уловить вибрации корней лозы, энергию дуба, в бочке из которого это вино выдерживали, услышать древние ритмы Земли и музыку Вселенной, увидеть тепло и добро, исходящее из рук винодела, его улыбку, то прочитав сочиненный креативными маркетологами штамп, будете чувствовать лишь «красивый цвет, приятный вкус, шелковистые танины, изысканное послевкусие». И все.
Фото на обложке: © Bruce Warrington/Unsplash.