Есть такой кинематографический жанр – фильм-путешествие, герои которого находятся в дороге. Обычно это ряд эпизодов и моментов, проверяющих персонажей на прочность, заставляющих их преодолевать себя и ситуацию. Роуд-муви – это всегда коллизии и препятствия во время пути. Взять хотя бы сценарий античного роуд-муви «Одиссея», написанный Гомером: Сирены, Сцилла с Харибдой, циклопы, лотофаги и т. д.
По счастью, у группы журналистов, двигавшихся винными дорогами Боспорского царства, никаких особенных коллизий не было – поездка получилась познавательно-наблюдательно-аналитической.
Кстати, у меня неспроста всплыла аналогия с гомеровской поэмой. Дело в том, что Боспорское царство («Боспор» по-гречески – «пролив», здесь – Керченский пролив) было создано в северном Причерноморье переселенцами с греческих островов. Да, да, царство на берегах Понта Эвксинского основали те самые древние греки, потомки Одиссея и Ясона. Они обустраивали колонии на побережье от Крыма до Краснодарского края, от Феодосии и Таманского полуострова до Новороссийска и Кубани. В VIII веке до нашей эры началось Великое греческое переселение – здесь возникали города-колонии и полисы.
Сегодня их вручную тесанные камни берегут земля и музейные хранилища, их имена поменялись. Только исторические справочники помнят, что Керчь некогда называлась Пантикапей, Анапа – Горгиппия, поселок Сенной – Фанагория, Тамань – Гермонасса, Новороссийск – Бата, Геленджик – Торик. Здесь кипела жизнь. Здесь строили, торговали, растили хлеб и делали вино. Ныне следы прошлых цивилизаций остались на российском юге лишь в виде античных памятников, археологических объектов, городищ и раскопов.
Иллюстрация: © Алексей Курбатов
«Золотое кольцо Боспорского царства» – это 12 городов и поселков с античным прошлым, расположенных в Краснодарском крае, Крыму, Ростовской области, Севастополе и более 35 объектов культурно-исторического наследия, музейных комплексов и археологических площадок, которые ждут путешественников. И это не застывшее за стеклами музейных витрин время – жизнь не останавливается. И точкой сопряжения греческой античности и современности являются виноделие, винодельни и вино, которые сквозь тысячелетия связывают новые винные дороги.
Люди делятся на два типа: первым больше интересен процесс, вторым – результат. Я могу отнести себя к третьему типу: я пью и радуюсь хорошему вину, но мне по-настоящему интересно, как оно создается. Как зреют виноградные ягоды, на какой земле, под каким солнцем. Как виноград растят, пестуют, убирают. Кто, где и как его превращает в вино. А значит, пора вернуться к путешествию по винным дорогам.
Несмотря на сжатый, концентрированный формат поездки, удалось вдохнуть воздух и ветер юга, почувствовать просторы и пространства, вникнуть в исторический контекст, увидеть небо, море и холмы, древние артефакты, виноградники и винные хозяйства, оценить мощный потенциал российского вина поговорить с теми, кто его делает. И, конечно, лучше понять, проникнуться, прочувствовать аромат, вкус, характер вина, рожденного южной землей, сойдясь накоротке за бокалом с genius loci – гением места, гением терруара, гением лозы и гением человеческих рук.
И был автобус. И были добрые спутники. И были дороги. И калейдоскоп шести виноделен.
Семейное хозяйство «Сикоры» с винодельней, построенной по последнему слову винно-архитектурной, технической и художественной мысли, впечатлило не только современным оснащением и цементными резервуарами особой конструкции, но и перфекционизмом, выверенной геометрией антуража, атмосферой, вобравшей в себя вино и искусство, магией символов и знаков, безупречным качеством и элегантностью вин, здесь производимых. И рислингами.
Хозяйство «Фанагория». Фото: © архив SWN
Винодельня «Шато де Талю», стоящая на Толстом мысе над Геленджиком покорила замком в стиле французского шато цвета благородной сиены на фоне виридоновой зелени склонов Маркоткха, классическим парковым ансамблем с бордюрами, боскетами, фонтаном и балюстрадами. А еще винодельческим «инструментарием», позволяющим создавать вина самого высокого уровня, и профессионализмом главного винодела – француза Фрэнка Дюсенера, не первый год работающего в России. И закатным видом на рейд Новороссийска и геленджикскую бухту.
Одно из крупнейших винодельческих хозяйств юга России «Кубань-Вино» на Таманском полуострове поразило масштабами: мощнейшей, буквально «космической», технической базой, циклопическими винными резервуарами, площадями виноградников (12 300 га), объемами производства (в прошлом году было выпущено 60 млн бутылок) и при этом мастерством, увлеченностью главного винодела хозяйства Ванды Ботнарь, проявляющей внимание к каждой бутылке вина, выходящей под марками «Высокий Берег», Aristov, «Шато Тамань», «Кубань-Вино». И волшебным тихим сладким белым позднего сбора «Цитронный магарача» Шато Тамань 2017 года.
Расположенное между Азовским и Черным морями, ведущее отсчет своей истории с 1963 года, а сегодня активно обновляющееся и расширяющееся, хозяйство «Фанагория» удивило не только крупнейшим винным подвалом, новыми линейками качественных бюджетных вин, вин премиальных, способных конкурировать с лучшими мировыми образцами и коллекцией дистиллятов, но и интереснейшим музеем-заповедником, и историко-археологическим комплексом античного города Фанагория возрастом 2500 лет, где идут изыскательские, научные работы и проводятся экскурсии. Кстати, на дегустации я не упустил возможности познакомиться с мастером по красным винам Романом Ткачуком и пожал ему руку. В том числе за отлично сработанные Cru Lermont Cabernet Franc 2018 и Cru Lermont Krasnostop 2018.
Винодельческий район Долина Лефкадии очаровал просторами до горизонта, пространствами и живописными холмистыми, почти тосканскими, пейзажами с полями лаванды, ландшафтной архитектурой, размеренной жизнью и покоем на «планете Лефкадия» и возможностью, прибыв на эту «планету», этот покой испытать. Как, впрочем, творческой и деловой энергией, планами и замыслами управляющего хозяйством Михаила Николаева-мл. И, конечно, отличными лефкадийскими винами и сырами.
Последним пунктом поездки стал русский винный дом «Абрау-Дюрсо» под Новороссийском – место поистине историческое (посадка первых лоз была произведена здесь в 1874 году). Сегодня «Абрау-Дюрсо» – центр винного туризма. Здесь современный музей, увлекательные экскурсии, невероятные винные подвалы, общая протяженность которых – пять с половиной километров, прекрасные дегустационные залы и интересные вина, не только игристые, но и тихие. Добавьте к этому завораживающие природные виды, панорамы виноградников и зелено-голубое озеро Абрау, умело организованную туристическую инфраструктуру, включающую рестораны с современной черноморской кухней, и вы поймете, почему сюда едут.
Многие фильмы роуд-муви имеют открытый финал, подразумевающий, что дорога бесконечна. Полагаю, что на винные дороги это тоже распространяется. Таковы законы жанра.