My default image
Василий Шомов – про вайн роуд-муви, Боспорское царство и 6 виноделен
ГлавнаяВиноБольшое русское виноВасилий Шомов – про вайн роуд-муви, Боспорское царство и 6 виноделен

Василий Шомов – про вайн роуд-муви, Боспорское царство и 6 виноделен

Трехдневная поездка, в которой я принял участие, называлась «Винные дороги Боспорского царства». А раз есть винная дорога, wine road, значит, должно быть wine road movie (даже странно, что такое кино еще не сняли).

Есть такой кинематографический жанр – фильм-путешествие, герои которого находятся в дороге. Обычно это ряд эпизодов и моментов, проверяющих персонажей на прочность, заставляющих их преодолевать себя и ситуацию. Роуд-муви – это всегда коллизии и препятствия во время пути. Взять хотя бы сценарий античного роуд-муви «Одиссея», написанный Гомером: Сирены, Сцилла с Харибдой, циклопы, лотофаги и т. д.

По счастью, у группы журналистов, двигавшихся винными дорогами Боспорского царства, никаких особенных коллизий не было – поездка получилась познавательно-наблюдательно-аналитической.

Кстати, у меня неспроста всплыла аналогия с гомеровской поэмой. Дело в том, что Боспорское царство («Боспор» по-гречески – «пролив», здесь – Керченский пролив) было создано в северном Причерноморье переселенцами с греческих островов. Да, да, царство на берегах Понта Эвксинского основали те самые древние греки, потомки Одиссея и Ясона. Они обустраивали колонии на побережье от Крыма до Краснодарского края, от Феодосии и Таманского полуострова до Новороссийска и Кубани. В VIII веке до нашей эры началось Великое греческое переселение – здесь возникали города-колонии и полисы.

Сегодня их вручную тесанные камни берегут земля и музейные хранилища, их имена поменялись. Только исторические справочники помнят, что Керчь некогда называлась Пантикапей, Анапа – Горгиппия, поселок Сенной – Фанагория, Тамань – Гермонасса, Новороссийск – Бата, Геленджик – Торик. Здесь кипела жизнь. Здесь строили, торговали, растили хлеб и делали вино. Ныне следы прошлых цивилизаций остались на российском юге лишь в виде античных памятников, археологических объектов, городищ и раскопов.

Иллюстрация: © Алексей Курбатов

Иллюстрация: © Алексей Курбатов

Но человеческая память умеет возвращать то, что казалось утраченным навсегда. И разработанный в 2018 году межрегиональный туристический проект «Золотое кольцо Боспорского царства», призванный сохранить и показать историю и культуру прошлого, просветить и наполнить смыслом внутренний туризм и южный отдых, – яркое тому доказательство. Позволю себе ремарку – новые смыслы придумать нельзя, но можно вспомнить, найти и принять те, которые вечны и неизбывны.

«Золотое кольцо Боспорского царства» – это 12 городов и поселков с античным прошлым, расположенных в Краснодарском крае, Крыму, Ростовской области, Севастополе и более 35 объектов культурно-исторического наследия, музейных комплексов и археологических площадок, которые ждут путешественников. И это не застывшее за стеклами музейных витрин время – жизнь не останавливается. И точкой сопряжения греческой античности и современности являются виноделие, винодельни и вино, которые сквозь тысячелетия связывают новые винные дороги.

Люди делятся на два типа: первым больше интересен процесс, вторым – результат. Я могу отнести себя к третьему типу: я пью и радуюсь хорошему вину, но мне по-настоящему интересно, как оно создается. Как зреют виноградные ягоды, на какой земле, под каким солнцем. Как виноград растят, пестуют, убирают. Кто, где и как его превращает в вино. А значит, пора вернуться к путешествию по винным дорогам.

Несмотря на сжатый, концентрированный формат поездки, удалось вдохнуть воздух и ветер юга, почувствовать просторы и пространства, вникнуть в исторический контекст, увидеть небо, море и холмы, древние артефакты, виноградники и винные хозяйства, оценить мощный потенциал российского вина поговорить с теми, кто его делает. И, конечно, лучше понять, проникнуться, прочувствовать аромат, вкус, характер вина, рожденного южной землей, сойдясь накоротке за бокалом с genius loci – гением места, гением терруара, гением лозы и гением человеческих рук.

Шато де Талю. Фото: © Василий Шомов
1/3

И был автобус. И были добрые спутники. И были дороги. И калейдоскоп шести виноделен.

Семейное хозяйство «Сикоры» с винодельней, построенной по последнему слову винно-архитектурной, технической и художественной мысли, впечатлило не только современным оснащением и цементными резервуарами особой конструкции, но и перфекционизмом, выверенной геометрией антуража, атмосферой, вобравшей в себя вино и искусство, магией символов и знаков, безупречным качеством и элегантностью вин, здесь производимых. И рислингами.

Хозяйство «Фанагория». Фото: © архив SWN

Хозяйство «Фанагория». Фото: © архив SWN

Винодельня «Шато де Талю», стоящая на Толстом мысе над Геленджиком покорила замком в стиле французского шато цвета благородной сиены на фоне виридоновой зелени склонов Маркоткха, классическим парковым ансамблем с бордюрами, боскетами, фонтаном и балюстрадами. А еще винодельческим «инструментарием», позволяющим создавать вина самого высокого уровня, и профессионализмом главного винодела – француза Фрэнка Дюсенера, не первый год работающего в России. И закатным видом на рейд Новороссийска и геленджикскую бухту.

«Имение Сикоры». Фото: © Игорь Родин
1/3

Одно из крупнейших винодельческих хозяйств юга России «Кубань-Вино» на Таманском полуострове поразило масштабами: мощнейшей, буквально «космической», технической базой, циклопическими винными резервуарами, площадями виноградников (12 300 га), объемами производства (в прошлом году было выпущено 60 млн бутылок) и при этом мастерством, увлеченностью главного винодела хозяйства Ванды Ботнарь, проявляющей внимание к каждой бутылке вина, выходящей под марками «Высокий Берег», Aristov, «Шато Тамань», «Кубань-Вино». И волшебным тихим сладким белым позднего сбора «Цитронный магарача» Шато Тамань 2017 года.

Расположенное между Азовским и Черным морями, ведущее отсчет своей истории с 1963 года, а сегодня активно обновляющееся и расширяющееся, хозяйство «Фанагория» удивило не только крупнейшим винным подвалом, новыми линейками качественных бюджетных вин, вин премиальных, способных конкурировать с лучшими мировыми образцами и коллекцией дистиллятов, но и интереснейшим музеем-заповедником, и историко-археологическим комплексом античного города Фанагория возрастом 2500 лет, где идут изыскательские, научные работы и проводятся экскурсии. Кстати, на дегустации я не упустил возможности познакомиться с мастером по красным винам Романом Ткачуком и пожал ему руку. В том числе за отлично сработанные Cru Lermont Cabernet Franc 2018 и Cru Lermont Krasnostop 2018.

Винодельческий район Долина Лефкадии очаровал просторами до горизонта, пространствами и живописными холмистыми, почти тосканскими, пейзажами с полями лаванды, ландшафтной архитектурой, размеренной жизнью и покоем на «планете Лефкадия» и возможностью, прибыв на эту «планету», этот покой испытать. Как, впрочем, творческой и деловой энергией, планами и замыслами управляющего хозяйством Михаила Николаева-мл. И, конечно, отличными лефкадийскими винами и сырами.

Последним пунктом поездки стал русский винный дом «Абрау-Дюрсо» под Новороссийском – место поистине историческое (посадка первых лоз была произведена здесь в 1874 году). Сегодня «Абрау-Дюрсо» – центр винного туризма. Здесь современный музей, увлекательные экскурсии, невероятные винные подвалы, общая протяженность которых – пять с половиной километров, прекрасные дегустационные залы и интересные вина, не только игристые, но и тихие. Добавьте к этому завораживающие природные виды, панорамы виноградников и зелено-голубое озеро Абрау, умело организованную туристическую инфраструктуру, включающую рестораны с современной черноморской кухней, и вы поймете, почему сюда едут.

Многие фильмы роуд-муви имеют открытый финал, подразумевающий, что дорога бесконечна. Полагаю, что на винные дороги это тоже распространяется. Таковы законы жанра.

«Долина Лефкадии». Фото: © Игорь Родин

Русский винный дом «Абрау-Дюрсо». Фото: © архив SWN

P.S. Два слова о винном туризме. Он в развитии. И можно долго спорить о том, какой он все-таки нужен – массовый или индивидуальный. Первый требует неравнодушия, перекройки и пересмотра наших традиционных южных подходов к отельному делу, сервису, транспорту, но не только. Он нуждается и в заинтересованности виноделов, и в воспитании и окультуривании туристов, ибо это чуть сложнее, чем дегустация крепленых вин «Солнце в бокале» для отдыхающих. Со вторым проще. Он удобнее, динамичнее и осмысленнее. Но нужны оба. Потому что на виноградниках красиво. А красота, как известно, всегда передается и винограду, и вину, и человеку.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Фото на обложке: © Игорь Родин.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email