My default image
«Сикоры»: порядок превыше всего
ГлавнаяВиноБольшое русское вино«Сикоры»: порядок превыше всего

«Сикоры»: порядок превыше всего

От центра Анапы, где началось наше путешествие по русскому винному югу этим необычным летом, до хутора Семигорский полчаса дороги на машине. На «жигулях» – час. Прямо с трассы Е-97 Новороссийск-Керчь виднеются огромные буквы – Sikory. Под ними – самый стильный, чистый и ухоженный виноградник нашей страны. Нет, это не шутка, даже соседи так считают.

Позже Алексей Толстой подтвердит, что эти виноградники – самые эстетичные в русском виноделии. Два с половиной года назад, когда команда SWN была здесь в последний раз, среди лоз стоял огромный бетонный фундамент, гравитационную винодельню только закладывали. Сейчас все уже готово и функционирует.

Охранник сверил номера нашей машины, открыл ворота, и мы въехали в действительность, которую сложно идентифицировать как российскую. Каждый камешек здесь на своем месте, каждая лоза – по стойке «смирно», а достроенная винодельня, совместное творение французских и российских архитекторов, дизайнеров и строителей, – так и вовсе космический корабль.

Вся терморегуляция автоматизирована, управлять ею можно через собственные защищенные серверы из любой точки мира с помощью приложения в смартфоне. Емкости – термосы на автопилоте контролируют температуру с погрешностью в десятую градуса. Прессы Pera Pellenc стоят на минус первом этаже, а принимают виноград этажом выше – работает гравитация. Единственное, чего здесь нет из современных наворотов, – автоматического ремонтажа, от него отказались сознательно, потому что ручная работа намного качественнее. Зато есть автоматический «пижажор», который выглядит как лазерное оружие, и самое главное – уже ставшие знаменитыми серые матовые бетонные шары-чаны. Порядок на виноградниках и в цеху – германский.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

Александр Павлович Сикорский, владелец и идейный вдохновитель хозяйства, встречал нас в медицинской маске. Кто-то из команды винодельни почувствовал симптомы ОРВИ, и в этот же день все отправились по домам до выяснения обстоятельств. Позже оказалось, что тревога ложная, но момент очень нервный: случись такое во время урожая, будет полный завал, потому что рабочие силы в этот период нужны, что называется, здесь и сейчас.

Александр Павлович приобрел участок в 2011 году, с уже посаженными рислингом и каберне совиньоном. Спустя три года здесь появились новые виноградники на основе саженцев из питомника «Братьев Мерсье» – шардоне, пино нуар, совиньон блан, рислинг и красностоп. Последний – на уникальных террасах с каменными стенами, которые, как и огромная надпись Sikory, стали фирменной фишкой хозяйства.

Сегодня винодельня располагает 47 гектарами посадок: бордоский бленд, бургундские сорта, рислинг и красностоп. Вашему покорному слуге больше всего по душе красностоп, но Sikory знают в России в первую очередь за их рислинги.

Марк Сквайрс (Mark Squires) из Wine Advocate оценил рислинг «Сикоры Семейный Резерв 2016» в 90 баллов, и это он еще был произведен на старой винодельне. Какие оценки будут у вин, сделанных в новом «космическом корабле», – пока интрига. Сикорский планирует классифицировать свои виноградники по системе, аналогичной немецкой VDP (союз немецких производителей качественных вин. – Прим. ред.), потому что концепции ЗНМП для более точного разбиения на крю недостаточно. Германское влияние стало еще более очевидным, когда мы увидели белую баварскую машину нашего героя. Нам же выдали квадроцикл.

Александр Павлович Сикорский © Игорь Родин

Александр Павлович Сикорский © Игорь Родин

Знак на приборной панели гласил: «Ни в коем случае не ездить втроем». Мы с фотографом и агрономом хозяйства тем не менее поместились на нем довольно компактно. Наша «Лада» точно не забралась бы на самую высокую точку виноградников, где сейчас возводят модерновую часовню. Если потеснить рабочих и подняться на ее крышу, откроется вид на равнину, уходящую в сторону Гай-Кодзора и Сукко и первые кавказские предгорья. Красота необыкновенная.

Здесь все еще ощущается морское влияние: воздух идет по равнине от самой Анапы, но жара этой лагуны в засушливый сезон играет сольную партию. Перемена климата Семигорья в сторону жары с годами становится более ощутимой: сбор урожая 2018 и 2019 годов перенесли на месяц раньше, чем обычно, а 2020-й оказался настолько жарким, что за 7 месяцев осадков выпало всего на 140 мм при годовой норме в 800–900. На участках стоят рефрижараторы, в которых охлаждают виноград после сбора.

Александр Павлович сетует: «Четыре года назад осенью дули холодные норд-осты, а сейчас местные жители забыли, что это такое». Есть ли будущее у тонких рислингов и пино в таких условиях – ответ, как пел Боб Дилан, знает только ветер.

Над виноградниками «Сикор» стоит крытая беседка с видом на винодельню. Внутри между столиками установлен гриль. Если приезжаешь сюда в гости, нужно быть полным дураком, чтобы не напроситься на вечер в этой беседке. Я не напросился. Ехать нам предстояло полтора часа до станицы Гостагаевская, так что со слезами на глазах пришлось заводить отечественный автомобиль и отправляться в дорогу.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

Александр Сикорский:

В ЗНМП «Семигорье» входили мы и «Вилла Виктория». «Вилла Виктория» приказала долго жить, теперь на этих землях хозяйство «Новотерра». У них посажено 14 сортов, а у нас 8, что тоже немало. При этом мы всегда выступали как локомотив этого аппелласьона, и никто не хотел нам помогать его продвигать. Мы поняли, что не получится у нас разрабатывать совместные правила на два хозяйства, и решили разойтись и сделать все земли Семигорья в рамках ЗГУ, а себя зарегистрировать как отдельное ЗНМП «Сикоры». Теперь есть ЗГУ «Семигорье», 2000 га виноградопригодной земли по обе стороны от федеральной трассы, ЗНМП «Сикоры» – 47 га и ЗНМП «Тристория» (у «Новотерры»).

В нашу организацию СРО «Честно» входят винодельни «Бюрнье», «Гай-Кодзор», «Шато Пино», «Шумринка», «Галицкий и Галицкий» «Шато Ле Гранд Восток», «Гунько Вайнери», «Мезыбь», «Новотерра», «Усадьба Маркотх», Nesterov Winery, «Раевское».

Мы хотим сделать (помимо ЗНМП) и классификацию отдельных виноградников, по типу VDP, четырех-ступенчатую. У нас на Сикорах уже есть виноградники, претендующие на такую систему оценки, например, участок рислинга 3,5 га 2007 года посадки, вино с которого получило 90 баллов от паркеровского Гида. Мы не спорим, что есть всероссийская классификация, но там ведь черт ногу сломит – есть один закон, другой… Мы просто добавим в систему несколько супер-пупер виноградников, о которых мы действительно много знаем.

Изначально у нас в проекте были бетонные емкости вместо стальных. И все же мы остановились на стали – ее легче мыть и она более предсказуема. Но когда мы уже заканчивали винодельню, к нам в гости приехала Татьяна Пахмутова-Манн и спросила: «А где бетонные чаны? Как вы будете делать великое вино без них?». И она зародила во мне сомнение.

Я изучил тему и остановился на емкостях Galileo без внутренней обработки. Бетон обеспечивает постоянную медленную микрооксидацию вина, а за счет сферической формы вино внутри постоянно движется, само собой перемешивается с осадком и получается и более фруктовое, и более минеральное.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

Факты говорят за то, что глобальное потепление – не шутки. Становится намного жарче, мы в последние годы намного раньше проводим сбор. Никто не говорил, что искусственную ирригацию установить нельзя, но есть сомнения, потому что «крюшные» виноградники должны расти сами. С другой стороны, наши австралийские консультанты хорошо знакомы с таким климатом и делают серьезные вина в еще более суровых условиях.

В России не хватает агрономов и виноделов. Для нас это огромнейшая проблема, людей надо учить, а учиться им негде. Кое-что в плане образования мы делаем сами. При нашей ассоциации есть винный клуб, который я частично финансирую. Там мы проводим дегустации, покупаем приличные вина и пробуем их, потому что работники должны знать, на что мы ориентируемся.

На недавней дегустации шампанских, которую проводил Жорж Блан (Georges Blanc), в конце было Cristal. Он спросил, кто из присутствующих пробовал до этого Cristal: руки подняли только трое. Теперь о его органолептике знают гораздо больше.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

К сожалению, техника у нас вся импортная. Наши работники ходят по виноградникам в резиновых сапогах производства Дании, представляете? Вилы для мезги и лопаты французские. То же самое с тракторами: у нас есть один «Беларус», и он в принципе может работать в нашем междурядье 2,40 м, но тяжеловат. Гораздо экономичнее и легче «нью-холланды». Даже промежуточные столбы на виноградниках, проволоку и грипплы мы покупаем иностранные, и все фирменное, а цены-то в евро!

Есть и позитивные моменты. Бутылки мы постепенно начинаем заказывать отечественные. Кроме того, краснодарское предприятие «Металлстроймаш» специализируется на нержавейке, включая производство емкостей для молочной промышленности. Под руководством наших инженеров их ребята варили нам терморегуляцию, помогали вместе с французами монтировать емкости и технологический пол. Они большие молодцы, снимаю шляпу.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

Фото на обложке: © Игорь Родин.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №133.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:
  • Глеб Короленко

    Автор

    Игорь Родин

    Фотографии

    06 октября 2020

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email