Александр Сикорский:
В ЗНМП «Семигорье» входили мы и «Вилла Виктория». «Вилла Виктория» приказала долго жить, теперь на этих землях хозяйство «Новотерра». У них посажено 14 сортов, а у нас 8, что тоже немало. При этом мы всегда выступали как локомотив этого аппелласьона, и никто не хотел нам помогать его продвигать. Мы поняли, что не получится у нас разрабатывать совместные правила на два хозяйства, и решили разойтись и сделать все земли Семигорья в рамках ЗГУ, а себя зарегистрировать как отдельное ЗНМП «Сикоры». Теперь есть ЗГУ «Семигорье», 2000 га виноградопригодной земли по обе стороны от федеральной трассы, ЗНМП «Сикоры» – 47 га и ЗНМП «Тристория» (у «Новотерры»).
В нашу организацию СРО «Честно» входят винодельни «Бюрнье», «Гай-Кодзор», «Шато Пино», «Шумринка», «Галицкий и Галицкий» «Шато Ле Гранд Восток», «Гунько Вайнери», «Мезыбь», «Новотерра», «Усадьба Маркотх», Nesterov Winery, «Раевское».
Мы хотим сделать (помимо ЗНМП) и классификацию отдельных виноградников, по типу VDP, четырех-ступенчатую. У нас на Сикорах уже есть виноградники, претендующие на такую систему оценки, например, участок рислинга 3,5 га 2007 года посадки, вино с которого получило 90 баллов от паркеровского Гида. Мы не спорим, что есть всероссийская классификация, но там ведь черт ногу сломит – есть один закон, другой… Мы просто добавим в систему несколько супер-пупер виноградников, о которых мы действительно много знаем.
Изначально у нас в проекте были бетонные емкости вместо стальных. И все же мы остановились на стали – ее легче мыть и она более предсказуема. Но когда мы уже заканчивали винодельню, к нам в гости приехала Татьяна Пахмутова-Манн и спросила: «А где бетонные чаны? Как вы будете делать великое вино без них?». И она зародила во мне сомнение.
Я изучил тему и остановился на емкостях Galileo без внутренней обработки. Бетон обеспечивает постоянную медленную микрооксидацию вина, а за счет сферической формы вино внутри постоянно движется, само собой перемешивается с осадком и получается и более фруктовое, и более минеральное.
Факты говорят за то, что глобальное потепление – не шутки. Становится намного жарче, мы в последние годы намного раньше проводим сбор. Никто не говорил, что искусственную ирригацию установить нельзя, но есть сомнения, потому что «крюшные» виноградники должны расти сами. С другой стороны, наши австралийские консультанты хорошо знакомы с таким климатом и делают серьезные вина в еще более суровых условиях.
В России не хватает агрономов и виноделов. Для нас это огромнейшая проблема, людей надо учить, а учиться им негде. Кое-что в плане образования мы делаем сами. При нашей ассоциации есть винный клуб, который я частично финансирую. Там мы проводим дегустации, покупаем приличные вина и пробуем их, потому что работники должны знать, на что мы ориентируемся.
На недавней дегустации шампанских, которую проводил Жорж Блан (Georges Blanc), в конце было Cristal. Он спросил, кто из присутствующих пробовал до этого Cristal: руки подняли только трое. Теперь о его органолептике знают гораздо больше.