Долина Лефкадия — виноградники России
«Лефкадия»: новые грани аппелласьона

«Лефкадия»: новые грани аппелласьона

Игорь Родин

Фотографии

Глеб Короленко

Автор

12 октября 2020

Следующая остановка в путешествии SWN по винодельням юга – Долина Лефкадия. Глеб Короленко разобрался в многочисленных винных брендах семьи Николаевых и выяснил, как продвигаются дела в становлении Долины в статусе аппелласьона.

Многим кажется, что Долина Лефкадия в селе Молдаванское – такое же градообразующее предприятие, как Banfi в Монтальчино, но это не так. Не сравнивал их только ленивый: тосканская аллея тополей, исследованный вдоль и поперек терруар, наконец, особые отношения с местными жителями...

Простые люди здесь, как и деревенские тосканцы, не понимают, что такое девелопмент и инвестиции, и почему у них по селу взад-вперед ездят «порше» и «мерседесы». Наши «жигули», к счастью, косых взглядов не получили. Молдаванское – в двух часах езды от Анапы, по хуторам и станицам, полям и виноградникам. Отсутствие кондиционера позволяло насладиться терруарными запахами юга.

В пути я размышлял о судьбе европейской концепции аппелласьона в нашей стране. ЗНМП – как отклик на AOC – уже есть, но в наших реалиях их параметры несовместимы. Аппелласьон под одну винодельню – не самая популярная история даже в Европе, согласитесь, зато у нас сплошь и рядом. В «Долине Лефкадия» на территории одного ЗНМП виноделен много, что уже ближе к европейскому аналогу подобной истории.

© Игорь Родин

Долина Лефкадия появилась на карте мира в 2005 году, когда земли при Молдаванском начал осваивать предприниматель Михаил Иванович Николаев. В античные времена на этих землях жили понтийские греки, и – что самое важное – тоже делали вино. Этому есть куча ископаемых доказательств в музее виноделия.

Название «Лефкадия» – просто понравившееся Михаилу Ивановичу греческое слово. Только спустя два-три года после начала работы стало известно, что на одном из греческих наречий переводится как «долина белого вина». Мало кто знает, что населенный пункт с таким же именем есть в северной части Греции, на территории аппелласьона Наусса, и уже совсем неудивительно, что вино делают и там. Это как Санкт-Петербург в России и Saint-Petersburg во Флориде.

Наша российская «Лефкадия» появилась 15 лет назад, можно сказать, вместе со всем премиальным о­течественным виноделием. Началом нового русского вина, кстати, принято считать 2003 год, когда под Крымском появилась винодельня Château le Grand Vostock.

Уникальность «Лефкадии» в том, что все эти 15 лет семья Николаевых не жалея инвестировала в виноградники, исследуя каждый камень т­ерруара, выбирая нужные саженцы и проводя тестовые винификации. Такого долгого и системного развития в нашей стране пока не знает ни одно другое хозяйство. Тот самый терруарный подход, которого в первую очередь требует новый российский Федеральный закон № 468, здесь раскрыт на 101%.

Михаил Иванович и Михаил Михайлович Николаев © Андрей Ковалев

За 15 лет Долина Лефкадия прошла все стадии становления настоящего аппелласьона. На территории 3000 га, почти как у Бароло, расположено 220 га виноградников, 15 га партнерских и клиентских винодельческих проектов, а за ними бесконечные леса, поля и охотничьи угодья. В 2018 году все это богатство официально получило ЗНМП, и к этому времени уже не нуждалось в рекламе – о «Лефкадии» без моей помощи знали даже мои родители.

Многие думают, что это такая винодельня, но это не так. Вот что говорит сын основателя «Долины Лефкадия» Михаил Михайлович Николаев: «Нет такого хозяйства "Лефкадия". Здесь винодельческий регион, который называется Долина Лефкадия, он находится между селами Молдаванским, Новокрымским, Саук-Дере и хутором Виноградным. У нас две коммунальных площадки, чтобы создавать вино на этих территориях: винодельни в Молдаванском и в Саук-Дере. У земель и у брендов разные собственники. У моего отца КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) "Николаев Михаил Иванович", и в его рамках делаются определенные бренды. Я занимаюсь своими брендами в рамках своего КФХ. Кроме того, есть наши соседи, например, "Мантра", и они, хоть и винифицируют в нашем цеху, выпускают вино под своим юридическим лицом». Круто, да? Я тоже запутался еще сильнее.

Давайте попробуем иначе. В аппелласьоне Долина Лефкадия есть вина Николаевых и вина тех, кто купил там виноградники: Мантра, LeGato, Once и другие. У Николаевых есть бренд вин, который носит общее с аппелласьоном имя. Другие известные бренды – «Амфитрион», «Саук-Дере», «Ликурия», «Темелион», «Магнатум», «Коллекция холостяка», «Холодный душ». Итог: имеются разные хозяева, разные стили, разные терруарные особенности. Единственное, что отличает их от нормального человеческого аппелласьона, – наличие собственной винодельни у каждого владельца виноградников. Бывают, конечно, подобные коммунальные хозяйства, например, Colterenzio в Альто-Адидже, но суть там в том, что на один бренд работают разные виноградари. Здесь же из общего только винодельня и знания Николаевых, которые эту землю изучили и помогают новым соседям творить.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

Одна из главных фишек «Лефкадии» – партнерство со звездами винного мира. В самый разгар домашней изоляции в одном из Zoom-интервью знаменитый прованский винодел Саша Лишин сказал SWN: «Я пробовал ваши русские розе от Патрика, они действительно хороши, и это понятно, ведь они сделаны по моим технологиям».

Дело в том, что ныне покойный гениальный энолог Патрик Леон консультировал как его Château d’Esclans, так и «Лефкадию». Для наших он сделал очень многое, и его профессиональная въедливость ощущается здесь до сих пор.

С момента основания аппелласьона Долина Лефкадия и по сей день их консультирует энолог Жиль Рей (Gilles Rey), в свое время работавший в Château Mouton Rothschild. Н­еудивительно, что флагманский бренд вин Николаевых «Лефкадия Резерв» делается в бордоском стиле. Т­оповый игристый бренд «Темелион» запускал Рудольф Петерс, известный рекольтан из Шампани. Его след тоже заметен: 36, 48 и 60 месяцев выдержки на осадке – путешествие по глубинам топовой «классики», и в два-три раза дешевле шампанского. Николаев отмечает, что «Темелион» больше похож на франчакорту, чем на Шампань – климат иной.

За время изоляции Николаевы решились на ресет своих линеек. «Мы решили, что многие наши бренды должны быть значительно у́же. Раньше в Саук-Дере было 18 этикеток, теперь будет 3-4: сухой рислинг, рислинг-айсвайн, красный авторский бленд, с­овиньон блан и, возможно, петнат. Сейчас на рынке слишком много одинаковых вин, сделанных по одной и той же технологии. Мы постараемся сделать ударение на особенности аппелласьона».

Браво, фантастико! Первые хозяйства в нашей стране завершают поиск своей сортовой идентичности и начинают работать с тем, что получается у них лучше всего. Напоследок скажу: если вам доведется посетить «Лефкадию», обязательно отыщите там пиццерию и попробуйте местную пиццу под пиво, которое готовит Михаил-младший. И то и другое – на уровне, за которым стоит погоняться многим московским рестораторам.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

Михаил Николаев:

У «Лефкадии» самый холодный терруар на северо-востоке винодельческой России. Контрасты температур ощущаются даже летом, разница дневных и ночных температур – 13-15 градусов. Эта прохлада – наша свежесть, ароматы, кислотность. Виноград с участков для «Темелиона» мы собираем на три недели позже, чем все остальные зоны страны. Этот длинный период вызревания позволяет нам делать вина-долгожители. 

У нас самое большое количество красной глины среди всех виноградников России. Это тяжелые почвы, они дают более танинные, концентрированные, пышные, округлые вина. Кроме глины, у нас можно найти известняк, мергель и даже песок.

Поймите, мы – аппелласьон. Самая большая проблема в том, что потребитель считает, что мы – хозяйство. А мы – аппелласьон, размером в 3000 га, как Бароло. На сегодняшний день здесь работает шесть разных марок, и это еще не сложно. Сложно будет, когда их станет сто. 

Нам уже сейчас требуется дополнительное деление. То, что у нас сейчас п­роисходит, похоже на Шампань. Там есть основной аппелласьон, а есть в его рамках другие стили: Rosé des Riceys и Coteaux Champenois. Единственное, у нас другие стилистики: один блок – условно бордоский, другой – кавказский, третий – игристый. 

У нас появляется все больше соседей. Наша территория делится на разные хозяйства, и у каждого своя стилистика. Кто-то работает более консервативно, кто-то придерживается классической лефкадийской истории. Вина LeGato, например, ближе к историческому стилю бренда «Лефкадия» – фруктовые, новосветские, экстрактивные. Вина «Мантры» – наоборот, скорее старосветский стиль, для длительной выдержки.

© Игорь Родин

Фото на обложке: © Игорь Родин.

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari