Долина Лефкадия появилась на карте мира в 2005 году, когда земли при Молдаванском начал осваивать предприниматель Михаил Иванович Николаев. В античные времена на этих землях жили понтийские греки, и – что самое важное – тоже делали вино. Этому есть куча ископаемых доказательств в музее виноделия.
Название «Лефкадия» – просто понравившееся Михаилу Ивановичу греческое слово. Только спустя два-три года после начала работы стало известно, что на одном из греческих наречий переводится как «долина белого вина». Мало кто знает, что населенный пункт с таким же именем есть в северной части Греции, на территории аппелласьона Наусса, и уже совсем неудивительно, что вино делают и там. Это как Санкт-Петербург в России и Saint-Petersburg во Флориде.
Наша российская «Лефкадия» появилась 15 лет назад, можно сказать, вместе со всем премиальным отечественным виноделием. Началом нового русского вина, кстати, принято считать 2003 год, когда под Крымском появилась винодельня Château le Grand Vostock.
Уникальность «Лефкадии» в том, что все эти 15 лет семья Николаевых не жалея инвестировала в виноградники, исследуя каждый камень терруара, выбирая нужные саженцы и проводя тестовые винификации. Такого долгого и системного развития в нашей стране пока не знает ни одно другое хозяйство. Тот самый терруарный подход, которого в первую очередь требует новый российский Федеральный закон № 468, здесь раскрыт на 101%.
Михаил Иванович и Михаил Михайлович Николаев © Андрей Ковалев
За 15 лет Долина Лефкадия прошла все стадии становления настоящего аппелласьона. На территории 3000 га, почти как у Бароло, расположено 220 га виноградников, 15 га партнерских и клиентских винодельческих проектов, а за ними бесконечные леса, поля и охотничьи угодья. В 2018 году все это богатство официально получило ЗНМП, и к этому времени уже не нуждалось в рекламе – о «Лефкадии» без моей помощи знали даже мои родители.
Многие думают, что это такая винодельня, но это не так. Вот что говорит сын основателя «Долины Лефкадия» Михаил Михайлович Николаев: «Нет такого хозяйства "Лефкадия". Здесь винодельческий регион, который называется Долина Лефкадия, он находится между селами Молдаванским, Новокрымским, Саук-Дере и хутором Виноградным. У нас две коммунальных площадки, чтобы создавать вино на этих территориях: винодельни в Молдаванском и в Саук-Дере. У земель и у брендов разные собственники. У моего отца КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) "Николаев Михаил Иванович", и в его рамках делаются определенные бренды. Я занимаюсь своими брендами в рамках своего КФХ. Кроме того, есть наши соседи, например, "Мантра", и они, хоть и винифицируют в нашем цеху, выпускают вино под своим юридическим лицом». Круто, да? Я тоже запутался еще сильнее.
Давайте попробуем иначе. В аппелласьоне Долина Лефкадия есть вина Николаевых и вина тех, кто купил там виноградники: Мантра, LeGato, Once и другие. У Николаевых есть бренд вин, который носит общее с аппелласьоном имя. Другие известные бренды – «Амфитрион», «Саук-Дере», «Ликурия», «Темелион», «Магнатум», «Коллекция холостяка», «Холодный душ». Итог: имеются разные хозяева, разные стили, разные терруарные особенности. Единственное, что отличает их от нормального человеческого аппелласьона, – наличие собственной винодельни у каждого владельца виноградников. Бывают, конечно, подобные коммунальные хозяйства, например, Colterenzio в Альто-Адидже, но суть там в том, что на один бренд работают разные виноградари. Здесь же из общего только винодельня и знания Николаевых, которые эту землю изучили и помогают новым соседям творить.