Система формовки лозы Alberello, изобретенная Banfi в 2002 году, позволяет оптимизировать расходы удобрений, воды и химикатов, дает гроздям лучшее проветривание и минимизирует количество заболеваний лозы. Кроме того, она отлично сочетается с традиционным для Монтальчино кордоном и может быть использована вместе с ним на одном и том же винограднике.
Достаточно взглянуть на ширину междурядий виноградников неподалеку от гостиничного комплекса Collupino, чтобы понять: Banfi проводят машинный сбор. Они используют самые современные щадящие машины Braud и собирают ягоды в самые ранние часы, при пониженных температурах. За один урожай на виноградниках Banfi в Монтальчино работают 25 сборщиков и 7-8 таких машин.
Делиться надо!
Семья Мариани празднует не только 40-летие марки Banfi, но и свое 100-летие в винном бизнесе (на 2018 год. – Прим. ред.). За этот век они сделали почти невозможное: научили Америку пить хорошее вино. Их компания Banfi Vintners начинала импорт в США в те времена, когда стране было, выражаясь фигурально, не до гран крю. «В 1950-е годы в Америке было примерно такое же отношение к вину, как в России в 1980-е. Пришлось сделать очень многое, чтобы заставить этот рынок работать, и вы в Simple, наверное, прекрасно это понимаете», – сказала мне Кристина во время одного из недавних визитов в Москву.
В 1970-х Джон Мариани уже работал с брунелло, но ему не хватало объемов. «Мой отец знал о Монтальчино уже тогда, потому что он работал с хозяйством Poggio Alle Mura. Сейчас это одна из наших марок. В 70-е он пришел к Франко Бьонди-Санти и предложил экспортировать его вина в США. Бьонди-Санти в ответ развёл руками, мол, у него просто-напросто не хватит на это вина».
У Джона Мариани был большой опыт в винном менеджменте и он знал наверняка, что нужно сделать, чтобы открыть Америке брунелло. Он хотел купить существующую винодельню и направить большую часть её вин на экспорт, но не тут-то было: итальянцы отказывались сотрудничать.
«Ни одна винодельня не соглашалась менять консервативный стиль своих вин, они говорили, вот вы американцы, да еще и молодые, что вы понимаете в брунелло! Тогда мой отец и мой дядя нашли прекрасного энолога Эцио Ривелла и стали делать свое вино», – продолжает свой рассказ Кристина.
Создав свою винодельню, Мариани сделали очень важный шаг не только в истории своего бизнеса, но и в истории всего Монтальчино. В 70-е там было около десятка виноделов, а сейчас их уже 220. В ответ на вопрос, бесплатно ли другие виноделы используют их грандиозные результаты клоновой селекции, Кристина уточнила: «Не только их. Мы делимся всем. Наши двери всегда открыты. Чтобы территорию заметили в глобальном масштабе, нужно комьюнити. В одиночку невозможно вытянуть свой край света на мировую карту. Мы поделились всеми своими исследованиями с сообществом и все вокруг научились делать хорошее брунелло. Преуспеваем мы – значит, преуспевают все остальные».
Черный монолит, или Бизнес по-американски
Мы заходим в мясную лавку неподалеку от винодельни Banfi. Продавщица в белом фартуке приветливо улыбается: «Откуда вы, ребята, из Германии?» – «Нет, из России». – «А что вы здесь делаете?» – «Приехали в Castello Banfi». По лицу женщины было видно, что она многое хотела бы сказать, но, кивнув на прилавок, ограничилась простым приглашением: «Попробуйте наше домашнее вино».
Не у всех местных складываются отношения с «американскими глобалистами». Италия – страна консервативная. Мариани это прекрасно понимают и ведут максимально открытую политику.
«Мы американцы. Хоть я в душе и итальянка, но живу в Нью-Йорке, этого не скроешь, слышно по моему акценту. Когда мы пришли в Монтальчино, мы были чужаками и очень старались наладить отношения с местными жителями. Мы многое сделали и еще сделаем для Монтальчино, чтобы показать свою открытость всем, кто нами интересуется. Недаром мы много раз подряд становились лучшей винодельней в Италии, по версии Международного энологического конкурса при Vinitaly, и недаром мой отец – кавалер рыцарского ордена за заслуги перед Италией», – говорит Кристина.
На фоне хлебосольных местных бабушек, наливающих санджовезе деревянным черпаком, большой американский бизнес выглядит как холодная стальная машина. В тосканской глубинке этот черный монолит из «Космической одиссеи» до сих пор вызывает у многих когнитивный диссонанс. Между тем «глобалисты» ничего не скрывают: это всего лишь хозяйство, которое максимально выверенно, четко и в согласии с мировыми стандартами производит высококачественные продукты.
В открытом доступе обитает их Sustainability Report. На его страницах каждый год они делятся информацией, которую другая фирма сочла бы коммерческой тайной. Мариани не скрывают, каков у них оборот в евро, сколько киловатт энергии в 2017-м они истратили на отопление гостиничного комплекса, сколько бутылок продали в каждую из стран экспорта, каков средний возраст их сотрудников и сколько воды ушло на полив каждого сада.
Более того, они, как истинные современные американцы, бравируют своей толерантностью: за прошлый год они увеличили количество наемных работников возрастом старше 40 лет, из которых все больше отдают предпочтение женщинам. Здесь все ориентированно на прекрасный пол, начиная с Теодолинды Банфи, итальянской тетушки Джона Мариани, в честь которой названа компания, заканчивая девушками-триажистками, которые не подпускают мужчин к селекционному столу.
В погоне за совершенством
Такого бескрайнего поля высоченных, ухоженных и стройных лоз я не видел нигде на Апеннинах. Из замка Банфи в Монтальчино полчаса езды на машине, а мы никак не достигнем границы владений Мариани. Стволы лоз смотрят четко вверх, а дальше они загнуты и подвязаны, все под одним углом. У Banfi есть запатентованная система подвязки альберелло, но это явно классический кордон.
Мне вспоминаются слова Виктора Бычкова из «Особенностей национальной рыбалки»: «Надо идти на дальний кордон». Это поле одинаковых, будто напечатанных на трехмерном принтере растений, похоже не на виноградник, а на гигантскую микросхему. Никакого попустительства, никаких покосившихся шпалер, все четко. Лозы обихаживают настолько тщательно, что они, как огромные насосы, буквально по часам качают из почвы строго отведенное количество минералов.
Габриэле Пацалья © Ваня Березкин
Винодельня Banfi – сложный и интересный с технической точки зрения механизм, способный с максимальной точностью и скоростью делать миллионы бутылок вина при постоянстве качества. Винодел Габриэле Пацалья, проработавший здесь вместе с Руди Буррати 15 лет, продолжает заниматься ферментацией и выдержкой красных по сей день. Когда он показывал мне линию приемки, после триажного стола и гребнеотделителя я увидел ту же самую машину для оптической селекции, что за неделю до этого наблюдал в Château Angélus: Pellenc Selectiv Process. Эта штука с силой выталкивает ягоды вперед, и, по нескольким параметрам сортируя их, пневматическими импульсами отделяет нужное от ненужного.
«Мы уделяем очень большое внимание селекции. Это один из краеугольных этапов нашего виноделия», – рассказывает Габриэле, пока мы осматриваем винодельню. Цех Horizon, в котором ферментируют брунелло – отдельное произведение искусства: чаны с деревянным сердечником, через которые вино дышит во время работы дрожжей, по схеме песочных часов соединены с нижними емкостями, в которые, посредством гравитации, сливают добродивший сок. Я пытаюсь подловить Габриэле: «А как же вы держите нужную температуру ферментации, если чаны сверху закрыты, а "рубашки" с хладогентом нет?». – «Хороший вопрос, – отвечает он. – Охлаждающий элемент установлен на дне, а чтобы температура во всем чане была одинаковой, мы проводим автоматический закрытый ремонтаж».
Идем далее по цеху, где бродят остальные вина Banfi. И тут я вижу, что все чаны соединены железными трубами, а шлангов как таковых нет. «То есть профессия шлангбоя здесь уже не нужна, вкалывают роботы?», – спрашиваю я. «Да, большинство емкостей объединены в систему и все виды перекачки делают большие насосы», – Габриэле подходит к пульту. В этот момент я был почти уверен, что нашел слабое звено: «А как же вы тогда все это моете?»
Габриэле скорчил страдальческую мину: «Мы открываем трубу, запихиваем туда губку и под давлением прогоняем ее через всю систему».
Руди Буррати, проработавший в хозяйстве почти 35 лет, кажется, поставил на поток абсолютно все процессы, и его команда продолжает работать на кухне, которую запустил шеф. Винодельня не стоит на месте и ведет эксперименты на всех фронтах. Одна из многообещающих новинок – сложная сортировочная машина Amos Tribaie, которая отделяет ягоды по весу и плотности. Дело Руди живет, а его скрупулезность и внимание к деталям остались здесь навсегда.
Когда я выразил Кристине свое сочувствие в связи с трагическим уходом главного винодела Руди Буррати, она горестно кивнула: «Есть виноделы, которые ведут дела, как менеджеры, управленцы. К счастью, Руди был не таким. Он всегда был командным игроком и всегда делился знаниями. Слава богу, вся его команда осталась с нами, и мы продолжаем его дело. Все мы кошмарно по нему скучаем».