SWN
«Галицкий и Галицкий»: дорога в облака
ГлавнаяСтатьиВиноБольшое русское вино«Галицкий и Галицкий»: дорога в облака

«Галицкий и Галицкий»: дорога в облака

Путешествие по винодельням юга России продолжается. После «Сикор» команда SWN оказалась в гостях у хозяйства «Галицкий и Галицкий» и главного винодела Алексея Толстого.

«Галицкий и Галицкий»: дорога в облака

Мне кажется, на эти виноградники нужно было запускать не меня, а Тимофея Баженова. Разнообразие флоры и фауны здесь такое, что впору снимать документалку о природе.

ТОП100

В природном зоологическом заказнике регионального назначения «Красная Горка» можно запросто встретить зайцев, оленей, косуль и кабанов, но нашей целью были только лозы виниферы. Пять километров лесной проселочной дороги от станицы Гостагаевская мы проехали с опасением заблудиться, сломать «жигули» и стать кормом для кабанов.

Виноградники проекта «Галицкий и Галицкий» – одни из самых прохладных в России, хотя вдалеке виднеется море, до него 10-12 километров и 300 метров вниз. Вышеупомянутая проселка медленно поднимается в гору, и каждые сто метров климат теряет градус Цельсия. Под конец лета начинаются любимые всеми виноделами качели: днем +30, а ночью +14. Вечером на виноградниках облаками лежит дымка. Кислотность, свежесть и минеральность вину обеспечены, если лозы в хороших руках, а им в этом смысле повезло – руководит проектом звезда отечественного виноделия Алексей Толстой.

Виноградники проекта G&G

Западный склон Лысой горы Красная Горка:

Склон Васюрин бугор:

  • Рислинг рейнский – 8 га

Склон Скумпийка:

Склон Джавага:

  • Пино нуар – 4,2 га
  • Шардоне – 2,8 га

Игорь Родин

Алексей Толстой © Игорь Родин

Сергей Галицкий и Сергей Галицкий вместе с Толстым начали работать на этих землях в 2016 году, но узнали мы о проекте недавно, потому что здесь нужно было сначала навести порядок.

Прошло три года кропотливой работы по замене шпалеры, изменению системы подрезки лоз с одноплечего кордона на двойной гуйо и двойной кордон, созданию конкуренции между лозами, компенсационной высадке новых лоз, в конце концов, по высадке новых участков и по тестовым винификациям. Сейчас, когда владельцы «пристрелялись» к этой земле, они уже могут похвастаться кристально чистым шардоне, мощным, заряженным красным блендом бордоских сортов с красностопом Cosaque и рислингом, который уже считают одним из двух лучших в России.

Толстой говорит о работе с виноградниками: «Мы неплохо в этом разбираемся и понимаем, что нужно делать». В его пикапе на видном месте лежит нарзанник. Виноградники – на холмах среди леса, двигаться по ним без включенного полного привода получается не всегда. Алексей продолжает: «В красоту мы пока не инвестировали, только в виноградник, как только получим разрешение на строительство, вон на том холме появится наша новая гравитационная винодельня».

«Вот это все, – Толстой раскидывает руки в стороны, – исторические территории. Наш терруар особенный, не похожий на другие, со своими уникальными характеристиками, мы ценим и любим эти места». Роль крю в проекте играют склоны. Виноградники расположены на холмах, носящих свои имена с XIX века, как и общее название места, Красная горка: Скумпийка, Васюрин Бугор, Лысая Гора, Джавага. Это бывшие места поселения казаков, охранявших южные рубежи Российской империи.

На склонах высажены не только зарекомендовавшие себя в прианапье сорта, но и те, которым еще предстоит стать здесь звездами. Свежевысаженные виноградники имеют более высокую плотность, чем унаследованные Галицкими от предыдущих владельцев: 4500 лоз на гектар против 3333. При должном опыте в виноградарстве разную плотность посадки можно обыграть так, что любая ширина междурядья пойдет на пользу.

Техник повысить конкуренцию лоз за влагу и питательные вещества несколько. Как минимум, можно посадить в междурядье траву или увеличить плотность посадки. На начальном этапе авторы проекта считают достаточным наличие задернения междурядий, работу с листовым аппаратом и регулирование нагрузки на лозу.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

История показывает, что, как и в мире сомелье, среди виноделов выигрывает тот, кто умудряется совмещать в себе харизму и подвижность с максимально скрупулезным подходом к теории. Толстой именно такой человек. Обычно в ферментационном цеху на чанах висит лист с перечислением всех техник винификации, примененных к содержимому. Этот лист занимает не больше одной страницы формата A4.

У Алексея на чанах висят исписанные вдоль и поперек бумаги, где убористым почерком описано буквально все, что случилось с вином. Температурный режим – посуточно, количество всех составляющих – в граммах, дегустационные характеристики в разные периоды времени, что-то еще.

Когда мы бродили по виноградникам, Толстой вспомнил каждый клон пино и шардоне, что там посажены: шардоне – 76, 96, 131, 95, пино нуар – 777, 667, 115. Он выдавал цифры из какой-то нечеловеческой оперативной памяти. Короче, с проектом Галицких произошло то самое уникальное сочетание терруара и винодела, так что успех предсказуем.

В России много красивых виноградников, но здесь, если закрыть глаза, отвлечься, а потом опять их открыть, как-то совсем не по-русски красиво. Долины и холмы, идущие вниз к Черному морю, переплетаются с вечерней неббией, лежащей в низинах. Кругом лес и идеальная тишина. Толстой говорит, что сюда нужно ездить, чтобы слушать тишину.

Желтое яблоко солнца медленно опускалось в море, а мы вели неспешную беседу. Сегодня уже никуда не надо было ехать, можно было расслабиться. «Здесь родились мой дед и прадед. Эти земли – мое место силы. Мне предлагали переехать в очень разные места, но я остаюсь», – говорит он.

Небо поменяло цвет с тепло-желтого на пурпурно-розовое. Облака, лежащие на холмах, оперились. Влияет ли эстетика виноградника на вино или это наши человеческие домыслы? Вряд ли мы способны найти ответ, но однозначно – вино из красивых мест пить намного приятнее.

© Игорь Родин

Алексей Толстой:

Наши виноградники существенно выше, чем все окрестные терруары, наши склоны одни из самых прохладных в России. Здесь можно делать очень серьезные минеральные белые и тонкие красные вина. У нас в общей сложности 200 га, виноградник высажен на 68,5 га. Планируем увеличивать посадки максимум до 100 га.

Виноградники на 60% переведены на органическую систему управления, мы верим, что виноград, который обрабатывается щадящим образом, дает более вкусные ягоды, а они в свою очередь дают хорошее вино, поэтому мы очень бережно относимся к природе. Вам может показаться, что вся эта трава и цветы – хаос, но для нас это очень важно.

Слепо перенимать рецепты Бургундии или Рейна – не совсем правильно. К каждому терруару и даже к каждому отдельному участку нужен свой подход.

Все виноделы мира и мы тоже сегодня сталкиваемся с большой проблемой: фенольная зрелость отстает от сахаронакопления и вино получается слишком алкогольным. Мы изучаем и применяем мировой опыт, все лучше понимаем, что с этим делать. Например, можно удалить на определенной стадии зрелости листья, которые отвечают за накопление сахара. Также можно задувать лист специальной пудрой, меняя фотосинтетическую активность растения. Техник у нас несколько, и мы стараемся их применять в нужный момент.

© Игорь Родин

© Игорь Родин

Если подняться вон на тот холм, там можно найти так называемую гребневую дорогу. С нее хорошо видны города, которые находятся в нескольких десятках километров от этого места, Крымск и Новороссийск. Если ехать отсюда в сторону «Шато Ле Гран Восток» на машине, придется проехать километров сорок вокруг, а напрямую через лес на квадроцикле всего семь километров.

Сорта из Греции и Испании генетически лучше противостоят жаре, у них больше кислоты. Скоро всем придется пересматривать сортовую палитру, лет за 20 все поменяется. Я не исключаю, что российские вина будут делать в черте Воронежа .

На наших виноградниках из российских шпалерных материалов – только деревянные столбы и приштамбовый колышек из арматуры. Все остальное – проволока, скобы, крепления, замки, пружины – иностранное. Часть шпалерных столбов у нас вообще самые надежные из существующих и, как следствие, самые дорогие, итальянские, изготовленные из специального материала сorten. Это только кажется, что они ржавые, на самом деле они покрыты оксидной пленкой, который защищает лучше, чем нержавейка. Такие шпалеры простоят вечно.

Фото на обложке: © Игорь Родин.

Статьи по теме:
  • Глеб Короленко

    Автор

    Игорь Родин

    Фотографии

    10 октября 2020

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email