Сергей Галицкий и Сергей Галицкий вместе с Толстым начали работать на этих землях в 2016 году, но узнали мы о проекте недавно, потому что здесь нужно было сначала навести порядок.
Прошло три года кропотливой работы по замене шпалеры, изменению системы подрезки лоз с одноплечего кордона на двойной гуйо и двойной кордон, созданию конкуренции между лозами, компенсационной высадке новых лоз, в конце концов, по высадке новых участков и по тестовым винификациям. Сейчас, когда владельцы «пристрелялись» к этой земле, они уже могут похвастаться кристально чистым шардоне, мощным, заряженным красным блендом бордоских сортов с красностопом Cosaque и рислингом, который уже считают одним из двух лучших в России.
Толстой говорит о работе с виноградниками: «Мы неплохо в этом разбираемся и понимаем, что нужно делать». В его пикапе на видном месте лежит нарзанник. Виноградники – на холмах среди леса, двигаться по ним без включенного полного привода получается не всегда. Алексей продолжает: «В красоту мы пока не инвестировали, только в виноградник, как только получим разрешение на строительство, вон на том холме появится наша новая гравитационная винодельня».
«Вот это все, – Толстой раскидывает руки в стороны, – исторические территории. Наш терруар особенный, не похожий на другие, со своими уникальными характеристиками, мы ценим и любим эти места». Роль крю в проекте играют склоны. Виноградники расположены на холмах, носящих свои имена с XIX века, как и общее название места, Красная горка: Скумпийка, Васюрин Бугор, Лысая Гора, Джавага. Это бывшие места поселения казаков, охранявших южные рубежи Российской империи.
На склонах высажены не только зарекомендовавшие себя в прианапье сорта, но и те, которым еще предстоит стать здесь звездами. Свежевысаженные виноградники имеют более высокую плотность, чем унаследованные Галицкими от предыдущих владельцев: 4500 лоз на гектар против 3333. При должном опыте в виноградарстве разную плотность посадки можно обыграть так, что любая ширина междурядья пойдет на пользу.
Техник повысить конкуренцию лоз за влагу и питательные вещества несколько. Как минимум, можно посадить в междурядье траву или увеличить плотность посадки. На начальном этапе авторы проекта считают достаточным наличие задернения междурядий, работу с листовым аппаратом и регулирование нагрузки на лозу.
История показывает, что, как и в мире сомелье, среди виноделов выигрывает тот, кто умудряется совмещать в себе харизму и подвижность с максимально скрупулезным подходом к теории. Толстой именно такой человек. Обычно в ферментационном цеху на чанах висит лист с перечислением всех техник винификации, примененных к содержимому. Этот лист занимает не больше одной страницы формата A4.
У Алексея на чанах висят исписанные вдоль и поперек бумаги, где убористым почерком описано буквально все, что случилось с вином. Температурный режим – посуточно, количество всех составляющих – в граммах, дегустационные характеристики в разные периоды времени, что-то еще.
Когда мы бродили по виноградникам, Толстой вспомнил каждый клон пино и шардоне, что там посажены: шардоне – 76, 96, 131, 95, пино нуар – 777, 667, 115. Он выдавал цифры из какой-то нечеловеческой оперативной памяти. Короче, с проектом Галицких произошло то самое уникальное сочетание терруара и винодела, так что успех предсказуем.
В России много красивых виноградников, но здесь, если закрыть глаза, отвлечься, а потом опять их открыть, как-то совсем не по-русски красиво. Долины и холмы, идущие вниз к Черному морю, переплетаются с вечерней неббией, лежащей в низинах. Кругом лес и идеальная тишина. Толстой говорит, что сюда нужно ездить, чтобы слушать тишину.
Желтое яблоко солнца медленно опускалось в море, а мы вели неспешную беседу. Сегодня уже никуда не надо было ехать, можно было расслабиться. «Здесь родились мой дед и прадед. Эти земли – мое место силы. Мне предлагали переехать в очень разные места, но я остаюсь», – говорит он.
Небо поменяло цвет с тепло-желтого на пурпурно-розовое. Облака, лежащие на холмах, оперились. Влияет ли эстетика виноградника на вино или это наши человеческие домыслы? Вряд ли мы способны найти ответ, но однозначно – вино из красивых мест пить намного приятнее.