Путешествие в Дрезден – вино, природа, впечатления от поездки
Василий Шомов – про оживший город, зеленый бриллиант и гольдрислинг

Василий Шомов – про оживший город, зеленый бриллиант и гольдрислинг

Василий Шомов – про оживший город, зеленый бриллиант и гольдрислинг

Если когда-нибудь откроют границы для свободных, ничем и никем не осложняемых путешествий, я бы еще раз приехал в Дрезден. Приехал, а потом вернулся, уехал и вернулся бы снова. Возвращался бы еще и еще. Этой моей неуемной тяге есть несколько причин.

Цвета

Зелень улиц, бульваров, парков города, садов, лесов и полей пригородов делают Дрезден похожим на драгоценность – уникальный зеленый бриллиант, который хранится в одном из его музеев-сокровищниц. Этот зеленый цвет, заполняющий все пространство – первое, самое жизнеутверждающее и яркое ощущение, которое испытывает путешественник, приехав в Дрезден летом. За этой краской придут бурые и серо-черные оттенки песчаника – главного материала исторической архитектуры города. Чуть позже к ним присоединятся голубой цвет Эльбы, в которой отражается небо, золотой – цвет рам шедевров в коллекции старых мастеров, белый – цвет мейсенского фарфора, красный – цвет крыш в соседних городках и соломенно-желтый – цвет местных белых вин.

Фото: © Paul G/Unsplash

Фото: © Paul G/Unsplash

Город

Дрезден, ныне административный центр Саксонии, жил полной событий жизнью с XII до XX века. А в 1945-м жизнь города остановилась. Бомбардировки союзной авиации в буквальном смысле сравняли его исторический центр с землей. После окончания войны город начал возрождаться. Его восстанавливали по крупицам, по кирпичикам, по уцелевшим фрагментам, по старым чертежам, фотографиям и пожелтевшим живописным полотнам с изображениями архитектуры и городских пейзажей. И сегодня, когда спустя многие десятилетия реставрационные и восстановительные работы еще продолжаются (!), воссозданный исторический ансамбль центра города – Альтштадт с Дворцом-резиденцией, Оперным театром, Цвингером (архитектурным и музейным комплексом), Фрауэнкирхе (церковью Св. Марии), с площадями, набережными, парками – предстает во всем своем великолепии.

Оказавшись здесь, не сразу осознаешь, что больше поражает воображение – дрезденская барочная и неоренессансная архитектура заново и в точности отстроенных зданий или смелость, упорство и скрупулезная работа людей, решивших вернуть город из небытия.

Историческая часть Дрездена – лишь его прекрасный фрагмент, и если отправиться гулять по городу, взору откроются широкие проспекты, советская архитектура и то, что сегодня именуют паблик-артом, – мозаики времен ГДР. А если перейти через разделяющую город Эльбу – окажешься в другой его половине – Нойштадте – районе современной клубной и молодежной жизни с множеством магазинчиков, ресторанов, кафе, фонтанов и зеленых бульваров, перемежающихся с кварталами барокко, старых особняков и замков.

Фото: © Denis Jung/Unsplash

Фото: © Anna Schroeder/Unsplash

Сокровища

В столице Саксонии более 50 музеев, которые славятся не только мировыми художественными шедеврами, но и выставочным концепциям и особыми историческим местами, где размещены эти собрания.

Прежде всего стоит упомянуть легендарную картинную галерею «Старые мастера» в Цвингере. Да-да, ту самую, на стене которой еще видны слова, написанные мелом в мае 1945-го и позже увековеченные бронзовой табличкой «Музей проверен, Мин нет. Проверял Ханутин». В галерее хранится мощнейшая и неохватная коллекция полотен, состоящая из творений человеческого гения. Тут и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, и «Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского» Франсиско де Сурбарана, и «Спящая Венера» Джорджоне, и «Динарий Кесаря» Тициана. А еще полотна Рубенса, Корреджо, Каналетто, Рембрандта, Вермеера, Кранаха, Гольбейна, Дюрера, Боттичелли. Список имен и картин старых мастеров бесконечен, но все это лучше увидеть своими глазами.

Картинная галерея «Старые мастера» в Цвингере. Фото: © Василий Шомов

Картинная галерея «Старые мастера» в Цвингере. Фото: © Василий Шомов

И, кстати, о Вермеере – закончена реставрация картины «Девушка, читающая письмо у открытого окна», написанная около 1657–1659 гг. Дивный свет на картине, заструившийся теперь из окна, позволяет девушке прочитать письмо, а зрителю лучше рассмотреть и девушку, и комнату, и ткани, и мастерство молодого Яна Вермеера и, конечно, увидеть еще недавно скрытые детали на картине, появившиеся благодаря работе экспертов и реставраторов.

Картинная галерея «Новые мастера» в Альбертинуме, здании эпохи Ренессанса, предлагает погрузиться в искусство от эпохи романтизма до современности. И это собрание потребует времени и внимания, ибо вобрало в себя художественные работы от XIX до XXI века. Здесь представлены произведения Каспара Давида Фридриха, Огюста Родена, Лудвига Рихтера, Клода Моне, Макса Либермана, Отто Дикса, а также известных современных художников Георга Базелица и Герхарда Рихтера.

В восстановленном дворце-резиденции курфюрста Августа Сильного расположились залы музея «Исторические зеленые своды» – Historisches Grünes Gewölbe. Это знаменитая коллекция драгоценностей, одна и самых богатых в Европе. 2500 невообразимых, ослепительных шедевров ювелирного и декоративно-прикладного искусства: украшения с драгоценными камнями, статуэтки, посуда, оружие, золото, янтарь, слоновая кость, бриллианты, бронза, фарфор от ренессанса до классицизма. Здесь же действует экспозиция «Новые зеленые своды» – 1000 уникальных и удивительных редкостей и артефактов.

И конечно, в «Зеленых сводах» хранится единственный в мире зеленый бриллиант – грушевидный алмаз (41 карат), удивительной яблочно-зеленой окраски. Он вместе с двумя крупными белыми и 411 мелкими бриллиантами помещен в брошь для шляпного гарнитура курфюрста. По счастью, во время сколь дерзкой, столь же мерзкой кражи из музея двенадцати ювелирных украшений в 2019 году, зеленый алмаз уцелел – он находился в это время на выставке за океаном.

Говоря о зеленом бриллианте и его истории, стоит заметить, что в конце 1950-х эта драгоценность вместе с другими ценностями и полотнами Дрезденской картинной галереи была возвращена ГДР Советским Союзом. И об этом в конечном итоге благородном порыве и широте русской души здесь помнят, но, увы, кажется, помнят лишь музейные работники.

В контексте давних связей Саксонии и России нужно сказать и о паре необработанных сапфиров, хранящихся здесь же. Они были подарены царем Петром I польскому королю курфюрсту саксонскому Августу II Сильному. Подарены как приятелю. Это был удивительный и вполне дружеский союз монархов – полководцев, реформаторов, строителей, ценителей искусств и хорошего застолья, харизматичных, увлеченных людей. Как известно, «сходные вещи сближать привыкли великие боги», поэтому не стоит удивляться тому, что конные статуи Августа Сильного на площади Нойштедтер Маркт и Петра Великого на Сенатской невероятно схожи.

Фото: © Василий Шомов

Фото: © Василий Шомов

Пригороды и вино

Если музеи и променады города не отберут все силы, имеет смысл, выбрав погожий день, отправиться в пригороды Дрездена.

Лучший вариант для того, чтобы обозреть здешние природные панорамы, – направиться в горные окрестности города, точнее в саксонскую Швейцарию, точнее в старинную крепость Кенигштайн. Отсюда, с высоты 240 метров, отрываются завораживающие виды – пространства, холмы и изгибы Эльбы. Здесь интересны крепостные сооружения, а старинный колодец глубиной 152 метра – эффектный аттракцион.

Еще вариант – съездить в 1000-летний Мейсен. Тут при желании, а оно обязательно возникнет, стоит зайти в музей мейсенской фарфоровой мануфактуры и подивиться чудесам мастерства homo faber – вида человека, умеющего создавать красоту руками и, увы, ныне исчезающего. Разумеется, притягательность фигурок, чашек, блюдец, сервизов и вазонов с маркировкой на донышке в виде двух синих скрещенных сабель высока, но еще выше расположившаяся над городом крепость XIV века Альбрехтсбург. Сюда хорошо подняться по нескольким соображениям: осмотреть интерьеры замка, а побыв в прохладе двуглавого безупречно готического собора, удобно с бокалом холодного вина, например гольдрислинга, расположиться в одном из винных ресторанчиков и увидеть город сверху – его красные черепичные крыши и старые камни.

Кстати, если знать, что на протяжении 50 километров вдоль Эльбы, включая Дрезден, простираются виноградники, можно с удовольствием скорректировать загородную вылазку и заехать в одно из многочисленных винных хозяйств, чтобы продегустировать местные белые из сортов мюллер-тургау, рислинг, вайсбургундер, граубургундер. Упомянуть стоит винодельню Schloss Wackerbarth в Радебойле с элегантным парком, рестораном и винным магазином или самое старое в Саксонии винодельческое хозяйство Schloss Proschwitz, где гордятся древними сортами белого винограда, известными здесь со времен Римской империи. Небольшие частные винодельни тоже заслуживают визита. Пример – винное хозяйство Клауса Циммерлинга, где посетителей ждет не только вино, но и искусство – удивительные скульптурные работы его супруги Малгожаты Ходаковской, вписанные в пространства, окружающие винодельню, и в ее интерьеры.

Фото: © Василий Шомов

Фото: © Василий Шомов

Путешествуя по пригородам Дрездена, никак нельзя упустить из вида Пильниц – летнюю резиденцию королей Саксонии – дивный дворец, построенный в китайском стиле и окруженный грандиозным парком. Нагулявшись, отсюда хорошо отправиться в город на старом колесном пароходе, курсирующем по Эльбе. Это отдельное удовольствие: дать себя час покоя и бокал легкого освежающего вина (а то и не один), чтобы просто наблюдать проплывающие мимо замки, особняки, виноградники, зелень садов и парков.

Осталось только дождаться, что когда-нибудь откроют границы для свободных, ничем и никем не осложняемых путешествий.

Пильниц. Фото: © Василий Шомов

Пильниц. Фото: © Василий Шомов

Фото на обложке: © Paul G/Unsplash.


Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также