Василий Шомов – про факты и контрафакты
Василий Шомов – про факты и контрафакты

Василий Шомов – про факты и контрафакты

Василий Шомов – про факты и контрафакты

Колумнист SWN Василий Шомов размышляет о подделках в мире искусства, вина и брендов.

Подделывают все или почти все. Достаточно беглого взгляда на ассортимент давно и плодотворно работающей индустрии фальшивок. Подделывают гаджеты, виски, деньги, духи, мед, обувь, билеты, сумки, очки, одежду, шоколад, картины, часы, сигареты, электронику, косметику, автозапчасти, коньяк, смартфоны, документы, лекарства и даже сайты. Да, подделывали всегда, но взлет пандемической онлайн-торговли открыл шлюз, и подделки затопили окружающее пространство. В общем, все это можно пережить, но бывает обидно.

Про одежду

Как ни странно, но тиражирование путем создания подделок, копий, реплик – знак наивысшей оценки и народного признания. О чем бы речь ни шла: об одежде, часах, украшениях, кроссовках или фирменном дизайне. Легендарные марки, вернее, рядящиеся в них новоделы, бодро идут в массы. Все просто – имена и логотипы известнейших производителей качественных, модных, редких и дорогостоящих товаров и предметов стали маркерами принадлежности их обладателей к некоему гламурному клану. Взять хотя бы товары модных домов и затейливо-модные фальшивки, якобы от мэтров моды, которые тачают цеха на Востоке и которые подкупают доступной ценой.

Если в одном случае приобретение фальшивки можно объяснить наивностью персонажа, то в другом мне это скорее напоминает мимикрию насекомого, искусно подражающего и притворяющегося тем, кем по сути оно не является. Так устроен человек: ему во что бы то ни стало нужно принадлежать к элите, к высшему свету, пусть не по сути, но по форме, так сказать, по «спецодежде».

Фото: © Laura Chouette/Unsplash

Здесь уместна аллюзия на шотландскую клетку – тартан, по сочетанию цветов и полосок которого в былые времена один хайлендер мог с вершины своего холма безошибочно распознать другого хайлендера на вершине другого холма и оценить его родовую принадлежность.

Но качество и ауру подлинной вещи нельзя не заметить. Взгляните на человека, который ее носит, – безупречный стиль и хороший вкус имитировать невозможно. Разумеется, магия бренда, имени – вещь притягательная, сильная, ослепляющая. Но есть и вещи no name, ничуть не менее интересные, но которые не станут подделывать.

Про картины

Некогда я, в силу своей неосведомленности, полагал, что эра художественных и живописных подделок подходит к концу. Что всех, кого можно и нельзя, уже подделали. Казалось, вот-вот доработают Джексона Поллока, побрызгают-побрызгают красочкой спонтанно – и все, больше подделывать будет некого. Не семью же Кабаковых… Не мастеров же мусорного арте повера, каракули Баскии, объекты Капура, мертвую корову Хёрста подделывать. Не видеоинсталляции с мигающими новогодними огоньками и помехами на экране телевизора. Подделывать просто нечего! Иллюзия «непризнанных шедевров» исчезла: все настоящие художники и их вещи уже известны, признаны, каталогизированы – копиисты остались без работы. «Шампанское выдохлось. Такие дела», – как сказал бы Курт Воннегут.

Но не тут-то было! Подделывают! Ну может не Дюрера и Рембрандта с ван Дейком, а помельче, но подделывают. Уже добрались до русского авангарда и советской живописи 30-х…

Как-то от одного из крупных экспертов живописи я слышал, что число подделок произведений изобразительного искусства, вращающихся на арт-салонах, арт-ярмарках и художественных аукционах, доходит, если не ошибаюсь, до 60%.

Фото: © Jon Tyson/Unsplash

Про вино

Если подделывают художественные полотна, то совсем неудивительно, что находятся те, кто берется подделывать виные шедевры – это ведь очень близко по смыслу! Недавно услышал и запомнил душераздирающую в своей бездарной наглости историю про винные подделки. Оказывается, рынок дорогого вина полон фейков.

Господин Х получил в подарок впечатляющий сет из трех бутылок легендарного вина Pétrus винтажей 1979, 1982, 1983 годов – винодельческого хозяйства, входящего в список лучших производителей Бордо. Будучи человеком вполне компетентным, хорошо разбирающимся в вине и почувствовав неладное, господин Х отдал вина на экспертизу.

Мнение экспертов было таковым: этикетка похожа на настоящую печатью, графикой, цветом; защищающие пробку капсулы были слишком новыми для таких возрастных бутылок и выглядели одинаковыми на бутылках разных винтажей, но главное, они оказались неподвижны, хотя этого не должно быть. Фольга капсулы была низкого качества. Но самое большое удивление специалистов вызвал тот факт, что при трудоемком снятии капсулы под ней был обнаружен слой клея, которого здесь не бывает! Капсулу не клеят! 

При дальнейшем обследовании выяснилось, что пробка мягкая, короткая, плохого качества, дешевая. При органолептической оценке вина оказалось, что в бутылке не мерло и даже не бордоский ассамбляж, а нечто напоминающее санджовезе – старое, перегретое, «умершее».

Резюме: подделка. Но не просто подделка, а подделка, которую неправильно хранили и транспортировали. По сути – просто тара с этикеткой Pétrus и невразумительной начинкой. Фальшивка, рассчитанная на совершенно несведущего потребителя.

Фото: © Ice Tea/Unsplash

Обдумывая этот, похоже, не единичный случай, я пришел к выводу, что даже уровень обмана неуклонно падает. Сфальшивить уважительно, убедительно и со вкусом, чтобы не расстроить человека, не могут, а может, не хотят. Где мастера, где умельцы, где знающие, ориентирующиеся в теме люди? Все это, кстати, корреспондируется с невысоким уровнем знаний и требований потребителя. Люди разучились отличать правду от лжи, хорошее от плохого, подлинник от фальшивки…

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!», – писал поэт. Так дайте уровень! Дайте «хорошую» копию, «надежную» подделку, «убедительный» фейк, чтобы они, как минимум, не были вредными, токсичными, аллергичными. Чтобы они не ломались, а может быть, даже радовали тех, кто не слишком искушен.

Побороть контрафакт, по-видимому, не получится, это целая, хорошо отлаженная отрасль международного хозяйства. Понимаю, что создавать подделки и реплики – тоже чья-то работа и занимаются ей не от хорошей жизни. Но любую работу надо делать хорошо и уважать тех, для кого она делается. Надо постараться не огорчать и не расстраивать друг друга. Это самое важное.

P.S. Бороться с подделками, бороться не покладая рук нужно на рынке фармацевтических препаратов, косметики, продуктов питания, напитков. Это уже совсем не из области эстетики, стиля, моды и искусства. Это не про статус, роскошь и красоту, а про человека, здоровье и жизнь.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Фото на обложке: © Shelby Cohron/Unsplash.

Статьи по теме:
  • Василий Шомов

    Колумнист SWN

  • 12 февраля 2022

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также