Семья Росси-Казоланетти живет по своим правилам: Марко отвечает за порядок и логику, Элеонора – за страсть и чувства. В их доме уживаются классические скульптуры, сельские гарнитуры и стилизованные работы друзей-художников под названием Van Dog. Поначалу интерьер кажется слишком пестрым, от обилия цветов рябит в глазах, но потом понимаешь задумку хозяев: каждый цвет настраивает на определенный лад. Марко пускает в ход цвет и на винодельне, и в жизни, поэтому мы решили проследить историю возникновения Kurni через семь главных цветоэнергетических центров человека – чакр.
Красный – инстинкт, страсть, близость к земле
Элеонора и Марко познакомились в 1991 году и думают, что их встреча была подстроена судьбой. Элеонора – девушка с взрывным характером, любительница театра и кулинарии. Марко – успешный инженер, технарь до мозга костей. Элеонора вслед за Марко перебралась в Болонью, где преподавала актерское искусство в детском кружке, но насладиться городской жизнью вдоволь не удалось. Однажды вечером Марко вышел с предложением вернуться на ферму семьи Росси в Купру и заняться производством вина.
«Я всегда страстно любил вино, но решение пришло спонтанно. Даже 21 год спустя я не могу сам себе его логически объяснить», – признается Марко.
Элеонора не слишком сопротивлялась: «Не знаю, что на него нашло, думаю, это я притянула его сюда. Жизнь – это чувства, страсть к тому, что вы делаете. Плюс в паре должны быть не только эмоциональная и интимная связь, но и профессиональная, что в Болонье было невозможно, в этих чертежах я ни капли не понимала».
Марко
Оранжевый – эмоции, творчество, созидание
Найти Kurni непросто даже с помощью навигатора. Узкая проселочная дорога идет от моря вглубь долины, по обеим сторонам окруженной лесами. Через пару километров начинается Купра Маритима, но представить, где в такой глуши можно разместить винодельню, сложно. За несколько метров до того, как асфальт переходит в щебенку, вырастают ворота, за ними – маленький виноградник, больше похожий на приусадебное хозяйство. Добро пожаловать в Oasi degli Angeli!
По участку бегают два упитанных лабрадора, пара собак помельче и целое кошачье семейство, повсюду цветы и цитрусовые деревья. Винодельни не видно, единственное подозрение падает на встроенную в холм гаражную дверь, откуда выходит Марко с парой ящиков вина. Пыльные тренировочные штаны, футболка с выцветшим изображением рок-группы, модная борода – типичный фермер, и только очки с высокими диоптриями выдают горожанина, проведшего юность в библиотеках и лабораториях.
У новоявленных виноделов не было четкого плана, поэтому Марко засел за учебники, а Элеонора отправилась с родителем в поля. Семья Росси сохранила старейший виноградник в окрестностях и предпочитала продавать виноград кооперативу. Также поступали с оливками и пшеницей. Родители обрадовались новой рабочей силе, но идеи Марко восприняли с настороженностью. Поначалу он колесил по окрестностям и пытался расспрашивать местных фермеров.
Оказалось, что кроме основ виноградарства почерпнуть было нечего, винодельческие практики катастрофически отставали, зато у Марко сложилась репутация ladrone (ит. – «воришка»), так что пришлось положиться на свои силы и советы друзей.
«У меня не было ни опыта, ни специального образования. Я начал с чистого листа с абсолютно открытым видением, что позволило взглянуть на вино по-новому. Как инженер, я отдельно рассматривал каждый процесс, пытался понять логику вещей и достичь лучшего результата», – вспоминает Марко.
Впрочем, в одном местные крестьяне сошлись с мнением авторитетных книг. Главная особенность виноделия в зоне кроется в особой системе формирования лоз альберелло коноккиа – лозы высаживаются крайне плотно и оформляются деревцем. Урожайность каждого из растений значительно снижается, что приводит к повышению концентрации. А это один из главных секретов успеха Kurni.
Желтый – уверенность, контроль, удовлетворение
Эксперименты продолжались шесть лет. За это время были опробованы всевозможные породы дуба, различные размеры бочек, время сбора урожая и продолжительность мацерации. За виноградники отвечал отец Элеоноры, привыкший продавать виноград поэтому снижение урожайности давалось с боем.
«Для местных было странно слышать, что новые виноградники нужно высаживать с еще больше плотностью, тесть постоянно со мной ругался» – вспоминает Марко. Напряжение росло, годы шли, а результат все не устраивал, и лишь к 1997 году хозяйство подошло с оформленной концепцией производства вина: максимальная зрелость винограда, натуральные дрожжи и никакой фильтрации, длительная мацерация и выдержка минимум два года в 200% нового дуба. В теории выглядит довольно спорно, но когда впервые вино вышло на рынок, то стало настоящим открытием.
Элеонора вспоминает: «Я не ожидала такого оглушительного успеха: Tre Bicchieri от Gambero Rosso, победа на конкурсе вин юга Европы, звонки от журналистов и потенциальных покупателей. Момент был правильный, ведь родители уже начинали терять веру в наш проект, да и наши сбережения почти все ушли на эксперименты».
Для Италии вино было в новинку, никто не ожидал такого мощного, концентрированного и роскошного вина из монтепульчано из Марке, его сравнивали с лучшими образцами амароне.
Впрочем, финансового успеха первый урожай не принес: большую часть из произведенных нескольких тысяч бутылок купил один итальянский дистрибьютор, у которого вскоре случились серьезные финансовые трудности. Он объявил о банкротстве, так что оплаты в Oasi degli Angeli так и не дождались.
Новый урожай уже почти созрел, на баррики не было денег и все предприятие оказалось на грани краха. На помощь пришли родители Элеоноры, пожертвовавшие все свои накопления. Их ставка оправдалась. С тех пор Марко и Элеонора придерживаются главного принципа – настоящий труд должен правильно вознаграждаться, без этого он становится банальной эксплуатацией.
«Цена на Kurni не меняется в зависимости от винтажа. И в жаркий, и в дождливый год мы одинаково много работаем, родители Элеоноры вообще не слышали, что такое выходные. Так почему же мы должны просить больше, когда мы лично не сделали ничего особенного для этого? Бордосцы отлично придумали с ан-примёрами и великими винтажами, но для меня в этом нет смысла, а только хитрый коммерческий расчет», – говорит Марко.