1. Вы будете таскать, поднимать, опускать, волочь, тянуть и крутить
Виноделие – это романтика. Когда сидишь у экрана или потягиваешь любимое крю. На самом деле, это сельское хозяйство и промышленное производство в чистом виде.
Начнем с виноградников. Когда снобы и сомелье крутят носы на словах «машинный сбор», хочется эти самые носы засунуть куда подальше. Собирать виноград тяжело. Во-первых, это нудно. Сбор идет не час и не два, к концу заканчиваются силы, темы для разговоров и всякое желание жить. Во-вторых, есть откровенно мерзкие для сборщика сорта. Неббиоло прекрасен: крупные красивые кисти, все видно. А вот мать его, фрейза, – та еще зараза. Грозди мелкие и редкие, запрятаны где-то внутри, приходится вытаскивать буквально по виноградинке.
Но это еще не страшно, в Пьемонте все на шпалере, не нужно так низко падать, можно спокойно присесть на ящик и резать себе виноград. Другое дело – формовка гобле, она же en vaso в Испании, а по-нашему просто – кустом. Старые лозы в горячих странах высаживали именно так. Пример, любимая гарнача из Гредоса (это в 100 км на запад от Мадрида, Испания). Каждая лоза – отдельное испытание. Нагибаемся до земли и ищем ценные грозди, которые на старых виноградниках размером с подмосковную черную смородину! Участочек в полгектара вдвоем вы соберете часов за 5 в лучшем случае.
Ну и последнее по виноградникам: собираете вы пластиковые ящики по 15-25 кг. Их нужно тащить за собой, а потом доставить в тень, чтобы к концу сбора поместить на трактор. Три перемещения на первом этапе, и к закостеневшей спине добавляются отваливающиеся руки. А это только начало.
Самый лучший фитнес начинается на винодельне. Теперь каждый ящик нужно минимум пару раз поднять и переместить, чтобы вызволить урожай на сортировочную линию: сначала на вибрационный стол, где убирают камни и другие ненужные части, дальше – линия ручной сортировки, потом гребнеотделитель и наконец – в чан. Вибрационный стол размещается где-то на уровне груди. Высыпать виноград из ящиков нужно именно туда, причем постепенно, чтобы зомби, пардон, работники на линии успели вырезать гниль, жуков, сухостой и пр. Где-то на 20 ящике начинает отваливаться спина, на 40-м – ноги и руки, на 60-м трясется все тело. А они не кончаются. Добавьте к этому вибрации, шум, ор, сладкие руки, грязную одежду и скользкий пол.
Хуже только стоять на сортировке. Генри Форд придумал конвейер, вошел в историю как человек, перевернувший мир. Это с официальной точки зрения. Любой работник завода его ненавидит, ведь нет ничего ужаснее, чем рутинное выполнение одного процесса. Роботы, спасибо! На некоторых продвинутых богатых винодельнях есть автоматизированные сортировочные линии, которые буквально выдувают некрасивые и неподходящие ягоды, но большинство делают все руками, глазами и спинами тружеников. И это непросто. Через полчаса все грозди выглядят как одно зеленое или красное полотно, найти гниль все сложнее, клопы разбегаются в разные стороны, а мысль о том, что твой пропущенный жук может испортить весь чан на пару тонн, давит еще сильнее. Уж лучше пойти покидать ящики.