Техника
Вероятно, в это время в Каоре стала распространяться практика изготовления более концентрированных вин за счет длительного нагревания мезги перед брожением. Это позволяло повысить стабильность и яркость вина, которое благодаря англичанам стало называться Black Wine («Черное вино»). Хотя большая часть вин Каора сегодня изготавливается современными методами, в линейках многих производителей есть «исторические» кюве, отсылающие к временам «черных вин».
Другая техника, которая применялась в Каоре – крепление. Учитывая, что зона производства арманьяка находится прямо по соседству – ничего удивительного. Филипп Лежён, хозяин Chateau Chambert, утверждает, что рецепту напитка Rogomme, по которому воссоздано одноименное современное крепленое вино, не менее 300 лет.
Слева направо: Clos Triguedina The New Black Wine Cahors AOC; Rigal Le Vin Noir Cahors
Приход в Россию
300 лет назад – это как раз конец XVII – начало XVIII веков, время царствования Петра I. Есть разные версии: что императору рекомендовали каор как лекарственное средство, а он уже настоятельно предложил его церкви; что клирики сами познакомились с ним в рамках международного церковного обмена делегациями; что завезли его в Россию матросы из Англии или самого Бордо. Скорее всего, произошла цепочка событий, в результате которых стандартом для церковной службы стало использование крепленого вина из черного винограда, произведенное с использованием нагрева мезги перед брожением.
Компания AdVini (марка Rigal) планирует воссоздать морской путь, по которому каор три века назад попал из Франции в Россию. Для этого паллет Vin Noir должны погрузить на учебное судно, которое пройдет вокруг Европы, доставив груз в порт Санкт-Петербурга.
Распространение
С расширением границ Российской Империи увеличилось количество регионов, в которых стало возможно производство вин по подобной технологии: ведь нужен был только сильно окрашенный сорт, способный набирать сахар, и климат, который это обеспечит. В советское время кагор перестал играть религиозную роль, превратившись в популярное крепленое вино. Для его производства использовались разнообразные сорта: французские каберне совиньон, морастель (негрет), армянский кахет, азербайджанская матраса, грузинские саперави и тавквери, а названия лучших марок говорят сами за себя: «Чумай» (Молдавия), «Шемаха» (Азербайджан), «Узбекистан», «Таджикистан».
Однако, самую высокую репутацию и отдельную главу в «Энциклопедии виноделия» 1986 года издания заработал кагор «Аю-Даг», впоследствии переименованный в «Кагор Южнобережный». В нем наиболее высокая концентрация сахара, которая балансируется максимально созревшей в теплом климате Южного берега Крыма ягодностью сорта винограда саперави. Выпуски 30-х годов, еще под названием «Аю-Даг», имеют коллекционную ценность.
Массандра Кагор Южнобережный
Что на полках
Сегодня в магазинах можно встретить кагоры из Армении, Черногории, Болгарии, Абхазии, Греции и даже Испании. Во вступившем в действие в 2020 году Законе о виноградарстве и виноделии кагор определен как «крепленое вино из красных сортов винограда, при производстве которого брожению мезги предшествует ее тепловая обработка с последующим спиртованием», то есть контроль сортового состава и территории происхождения не подразумевается.
Ориентиром при покупке могут стать результаты различных конкурсов и специализированных рейтингов. Например, вот свежий рейтинг «Роскачества».
Вариации на тему
Утверждение, что только кагор авторизован быть церковным вином, довольно спорно, поскольку в основном руководстве по отправлению православных служб («Известие учительное») указано лишь на обязательное использование вина из винограда (не испорченного и не смешанного с чем-то другим). Последнее положение можно трактовать двояко – ведь крепление и есть смешивание вина с другим веществом. Для пуристов та же «Фанагория» выпустила особый продукт, где сладкое красное вино сделано также с помощью нагрева мезги, но без крепления. В этом случае «кагор» является не термином этикетки, а частью названия некрепленого сладкого вина.
NR 1957 Кагор канонический
Фото на обложке: © Annie Theby/Unsplash.