Бургундская традиция
В 1443 году в разоренной Столетней войной и чумой Бургундии был построен госпиталь и приют для обездоленных, знаменитый «Оспис де Бон». Средневековое здание Отель-Дьё до сих пор украшает центр города Бон. Спонсировал постройку и содержание больницы канцлер Николя Ролен. Часть своих баснословных богатств он щедро отдавал на помощь нуждающимся. Последовали его примеру и другие знатные бургундцы, которые дарили или завещали Hospices de Beaune свои виноградники окрест Бона.
В 1859 году состоялся первый благотворительный аукцион Hospices de Beaune, где продавали вино в бочках. Традиция сохранилась до наших дней. В 2020 был установлен очередной рекорд: бочка престижного Clos de la Roche была продана за €780 тыс. Участники аукциона не скупятся, ведь это не только покупка вина, но и благое дело. Вырученные деньги идут на содержание городской больницы Бона.
Vente des vins des Hospices de Beaune 19 Фото: © Côte-d'Or Tourisme
Рекордные лоты
Февральский аукцион Premiere Napa Valley создан по образу Hospices de Beaune: в нем участвуют только профи (рестораторы, кависты, виноторговцы), которые покупают винные «фьючерсы» (вина молодых урожаев, которые пока находятся на выдержке в бочках) и уже готовые вина из коллекции аукциона.
В 2021-м аукцион с февраля перенесен на июнь, который обычно зарезервирован под другой славный аукцион – Auction Napa Valley, ведущий историю с 1981 года. Он открыт для всех щедрых любителей вина и за 40 лет передал более $200 млн медицинским и образовательным фондам долины Напа для поддержки наиболее экономически незащищенных жителей региона. Цены лотов здесь гораздо выше рыночных. Даже на том первом аукционе 1981 года ящик Opus One, например, ушел за $24 тыс. (хотя в то время ни одно из вин Калифорнии не стоило более $100), а в 2000 году здесь же империал (6 л) Screaming Eagle 1992 купили за полмиллиона. Из-за сегодняшних ограничений на мероприятия в 2021 году Auction Napa Valley проводиться не будет, его обещают вернуть в 2022 году в обновленном формате.
Розовая лента
Крупный мировой бренд Sutter Home, изобретатели «белого» зинфанделя, стал одним из первых в винном мире, кто запустил кампанию в поддержку борьбы с раком груди – Sutter Home for Hope. Случилось это после того, как в 2001 году опухоль была диагностирована у одной из членов семьи владельцев винодельни, Веры Тринкеро Торрес. Вере, к счастью, удалось справиться с болезнью, а компания продолжает помогать исследованиям, образованию и лечению в области рака груди.
В рамках кампании 2020 года Sutter Home жертвовали $3 за каждый репост информации об их акции в социальных сетях и добавляли $1 за каждую пробку или капсулу от бутылки Sutter Home, возвращенную на винодельню. Общий размер пожертвований уже составил около $1,5 млн.
Фото: © Sutter Home Wine
Искусство и культура
Группа LVMH славится благотворительностью в области искусства. В 2014 году в Париже был открыт музей Fondation Louis Vuitton, где молодым художникам безвозмездно предоставляют пространство для выставок. В 2019 году глава группы Бернар Арно передал €200 млн на восстановление парижского Нотр-Дама после пожара, за что, впрочем, подвергся серьезной критике: многие усомнились в бескорыстии миллиардера и увидели в пожертвовании попытку получить налоговые льготы. Эти обвинения позднее были отвергнуты.
Помощь развивающимся странам
Многие крупные компании участвуют в благотворительных проектах в развивающихся странах Азии, Африки и Америки. Итальянская винная компания Cielo, производитель таких хитовых линеек вин, как Casa Defra, Pradio, Freschello, B.I.G., Bio Bio, 3 Passo, строит колодцы в Сьерра-Леоне, обеспечивает питанием и досугом 200 детей в Колумбии, помогает нуждающимся семьям в Мексике.
Испанцы Torres спонсируют строительство школ и детских садов по всему миру, помогают бороться с последствиями природных катастроф, вкладывают деньги в продвижение женского образования в развивающихся странах.
Снежные барсы и соколы
Компания Pernod Ricard совместно со Всемирным фондом дикой природы с 2015 года активно борется за сохранение популяции снежных барсов в России и Казахстане. За это время удалось «перевоспитать» нескольких браконьеров, которые представляли главную опасность для находящегося под угрозой исчезновения вида, и вовлечь их в программы по спасению ирбиса.
С 2009 года Brancott Estate, принадлежащая Pernod Ricard винодельня в Новой Зеландии, занимается спасением редкого местного сокола. Один доллар с продажи каждой бутылки совиньона Brancott Estate Living Land Series отчисляют в фонд защиты пернатого хищника.
Во время пандемии количество благотворительных инициатив возросло в разы.
Врачам и детям
C 2000 года в пьемонтской столице трюфелей, городке Альба, в ноябре проходит благотворительный аукцион белого трюфеля. В 2020 году из-за пандемии мероприятие проходило в онлайн-формате, что не помешало побить рекорд продаж: удалось собрать €482 тыс., которые были переданы медицинским и образовательным учреждениям по всем миру, в том числе Национальному медицинскому исследовательскому центру детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева в Москве.
С 2007 года благотворительный ужин «Белый Трюфель» проводит в Москве президент группы компаний Simple Максим Каширин. Главные лоты аукциона – престижные вина и крепкие напитки от поставщиков компании. За все время существования ужина было собрано более 60 млн рублей. Вырученные от продажи лотов средства с 2009 года передают фонду «Линия жизни», помогающему тяжелобольным детям.
Благотворительный ужин «Белый Трюфель». Фото: © архив SWN
Пандемия
Во время пандемии количество благотворительных инициатив возросло в разы. LVMH удалось быстро наладить на своих парфюмерных фабриках производство антисептиков для рук и снабжать ими французские больницы. Торресы на 3D-принтерах компании изготавливали ободки для защитных масок, передавая их в больницы Каталонии. Гиганты Barefoot перечислили $100 тыс. в фонд помощи детям сотрудников ресторанов, оставшихся без работы. На аукционе 50 Best for Recovery в Лондоне бочка бурбона Michter’s была продана за рекордные $209 тыс. Вырученные средства поступили в фонд поддержки ресторанной индустрии. Это лишь несколько примеров: подобных инициатив, запущенных в пандемию, были сотни.
Винные стипендии
Взволновавшая весь мир кампания Black Lives Matter не оставила в стороне и винную сферу.
В начале 2021 года было объявлено о старте программы The Golden Vines, в рамках которой винные специалисты, представляющие расовые и национальные меньшинства и имеющие необходимые предшествующие степени, смогут получить стипендии для прохождения обучения по программам Master Sommelier или Master of Wine. Успешным кандидатам также предоставят возможность пройти стажировки в топовых винных хозяйствах мира и короткие учебные курсы в ведущих университетах.
Бездомные собаки
Не остается в стороне от благотворительности и пивная индустрия. Наиболее громкими акциями славятся, пожалуй, панки-пивовары из BrewDog. Например, в 2020 году они выпустили в сотрудничестве с британским комиком Рики Джервейсом лимитированную серию своего самого популярного пива Punk IPA с фотографиями бездомных собак на этикетках. Вырученные от продажи Street Dog Limited Edition деньги передали в помощь двум организациям, подыскивающим новых хозяев для уличных животных.
Фото: © BrewDog
Фото на обложке: © архив SWN.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №140.