Паруйр, расскажите, когда вы уехали из Гюмри и как изменился город за последние годы?
Моя семья уехала из Гюмри – тогда он назывался Ленинаканом – после трагического землетрясения 1988 года, когда мне было 12 лет. Город тогда сильно пострадал, и его практически отстроили заново. В Гюмри бережно относятся к архитектурному наследию: новые высотки на месте старых зданий, как в Ереване, там не возводят, а дома из черного и красного туфа гармонично вписаны в общий ландшафт.

На фото работы Паруйра Давтяна из цикла «Элементарии». Фото: © из личного архива автора
Оказала ли Армения влияние на ваше творчество?
Да, конечно. В Советском Союзе любые модернистские приемы исключались. Был соцреализм, и требовалось точно следовать его канонам, но на периферии свободы было больше. Первый музей современного искусства открылся в 1972 году в СССР именно в Ереване, а биеннале современного искусства в Гюмри появилась раньше московской. Но, конечно, для художника школа и культурный бэкграунд важнее происхождения, поэтому я все-таки считаю себя представителем школы московского концептуализма.
Какие современные армянские художники вам нравятся?
Армян в мире – больше 12 миллионов, и только малая часть живет в Армении. Великий американский художник армянского происхождения Арчиил Горки, который умер в конце 40-х, – один из моих любимых. Есть очень интересный художник Армен Элоян, мы с ним знакомы и общаемся. К сожалению, недавно умер замечательный художник-концептуалист Свен Гундлах – он был наполовину армянином, наполовину скандинавом.

На фото работы Паруйра Давтяна из цикла «Элементарии». Фото: © из личного архива автора
Обычно в Армении пьют крепкий алкоголь, а была ли у вас в семье культура потребления вина?
Так и есть. Моя бабушка прожила 92 года и перед ужином всегда выпивала 25-30 граммов. Но в моей семье пили вино. В Армении его разливали из бочек на улице, как квас, и меня за ним часто посылал отец – трехлитровая банка стоила рубль с копейками. На Кавказе к вину относятся как к средству для улучшения пищеварения. Сейчас я тоже пью вино только с едой и не представляю, как может быть иначе. А в конце ужина или с хашем особенно хорошо выпить 50 граммов армянской водки или чачи – тутовой, кизиловой, персиковой. Вот что я обожаю.
Дегустация
Karas Reserve 2016 Армавир
выбор Паруйра
ассамбляж сортов сира, пти вердо, монтепульчано и анчелотта
«Когда пьешь вино в стране его происхождения, по вкусу и ощущениям оно часто другое. Впервые я попробовал это вино в ресторане Cherkezi Dzor (Гюмри) с шашлыком из свежевыловленного осетра и был в восторге! В Москве оно зазвучало чуть тише, хотя все равно оказалось достойным. Сбалансированный, яркий бленд, те же ягодные и дубовые ноты. Пожалуй, из всех армянских вин сейчас оно мне нравится больше всего».
Z’art 2019 Вайоц-Дзор
ассамбляж арени и сев милага
«Сначала почувствовал спиртовые нотки, но после того как вино немного подышало, они ушли. Сделано без заявки на великое вино, но и без огрехов. Для меня это хороший выбор для ужина в компании: гастрономичное, питкое, и – что очень важно – наутро голова совсем не болит».
Jraghatspanyan 2019 Армавир
ассамбляж кангуна и гаран дмака
«Белые вина я люблю пить в жару, на пляже или в саду, и это вино – легкое, свежее, цветочное – как раз для такого случая. Думаю, оно будет замечательно сочетаться с сыром хорац панир, армянским рокфором и другими пикантными армянскими сырами: получится баланс свежести, перца и соли».

Слева направо: Karas Reserve 2016; Z’art 2019; Jraghatspanyan 2019 Армавир
Фото на обложке: © Из личного архива Паруйра Давтяна.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №148.