My default image
Илья Вартанян: «В Армении нужно давать возможность выстреливать всему авангардному»
ГлавнаяЛюдиИнтервьюИлья Вартанян: «В Армении нужно давать возможность выстреливать всему авангардному»

Илья Вартанян: «В Армении нужно давать возможность выстреливать всему авангардному»

Известного фэшн-фотографа Илью Вартаняна сейчас не так просто встретить в Москве – он много времени проводит в родном Ереване. Узнав о его коротком визите в столицу, мы тут же пригласили Илью в ресторан Grand Cru, чтобы поговорить о городе его детства и продегустировать армянские вина из коллекции «Вина Высокогорья», нового проекта компании Simple, которыми его родина, как и своими сынами, может по праву гордиться.

Интервью состоялось в апреле 2022 года.

Илья Вартанян

Фэшн-фотограф, автор проекта «Сны об Армении»

Илья Вартанян приехал в Москву из Еревана еще в начале 90-х и за это время стал своим человеком в российском глянце. Harper’s Bazaar, Grazia, InStyle, Vogue, Tatler, Elle… Кажется, он сотрудничал со всеми модными изданиями. Ему доверяли обложки и проекты со знаменитостями, сложные рекламные кампании и самые трудные фэшн-съемки. Работало правило: если снимает Вартанян – главный редактор может спать спокойно. 

В 2018 году Илья показал другую сторону своего творчества, представив в МАММ большой фотопроект «Сны об Армении». О том, что он готовил его, знали разве что близкие люди и те самые журналы, потому что ради творческих экспедиций он то и дело отказывался от коммерческих съемок. Фотограф пять лет ездил по стране, снимая ее удивительных людей и богатую на контрасты природу, спускался в ущелья и забирался на скалы, наряжал армянских девушек в роскошные национальные костюмы и кутал шеи дворовых мальчишек в ягодные бусы, знакомился со стариками и потомственными уличными канатоходцами, а еще пил вино в той самой деревне Арени. В результате на фото без геометок ожили похожие на воспоминания истории – сны.

A 00+.jpg

Фото: © Илья Вартанян для фотопроекта «Сны об Армении»

«Когда я только начинал работу над проектом, думал: вот сейчас приеду и как начну снимать, ведь свой профессионализм я годами нарабатывал в съемках для глянца. А потом понял, что страна сама диктует мне, как надо ее фотографировать. Если приедет в Армению, скажем, японский фотограф, он прочувствует ее на своем уровне и выдаст пронзительную картинку, но она неизбежно будет японской. А мне моя страна будто сказала: “Ты же армянин, вот и снимай как армянин!” – и я отбросил методы фэшн-фотографии. В итоге получился автопортрет», – рассказывает он.

О возвращении в Ереван

Я уезжал из Еревана в 19 лет с юношеской позой «все, не вернусь никогда». И действительно не появлялся там 13 лет. А потом прилетел на съемки для журнала Grazia и совершенно иначе посмотрел на город. Он изменился, но и я изменился тоже. Ароматы, солнце, стрекот цикад из моего детства – все это осталось, но английский язык стал звучать всюду.

Ереван стал более европейским, с ним случилось все то, о чем мы мечтали в 90-е. Однако вместе с тем у меня было чувство, что волной перемен – безусловно, позитивных и прогрессивных – унесло что-то родное и дорогое сердцу, уникальное в культурном плане. Притирка с новым обликом города у меня была как раз в тот момент, когда я впервые там оказался после долгого перерыва, а потом уже перестал обращать внимание на какие-то новые вещи. Сейчас я много времени провожу в Ереване, и мне трудно сказать, где мой дом – там или в Москве. Думаю, я кочевник: где моя семья, там и дом.

Фото: © Илья Вартанян из фотопроекта «Сны об Армении»

О вкусной и здоровой пище

Одна моя бабушка родом из Ленинграда, поэтому с русской кухней я был знаком с детства. Мама – грузинка, хоть и выросла в Ереване, так что и грузинской кухни в доме тоже было очень много. Но если заставить меня выбрать только одну кухню, без которой я буквально не смогу жить, то выберу армянскую. Сейчас в Армении начался мой самый любимый сезон – сезон дикорастущих трав. Авелук, сибех, мандак – их огромное количество, как и блюд, которые с ними можно приготовить. Вообще большое заблуждение полагать, что в Армении тяжело вегетарианцам (хоть я не вегетарианец, но моя жена – да). У нас есть кисломолочный суп спас, который моя бабушка называла «абур» – слово «апур», или просто «суп», она произносила на русский манер. Недавно я попробовал хапаму (фаршированная рисом, сухофруктами и орехами тыква. – Прим. ред.). Когда мы снимали проект «Сны об Армении» и много ездили по стране, в одном месте мне приготовили грибы со вкусом бараньего курдюка, они даже так и называются – «дмак», то есть «курдюк». Это было простое и в то же время оригинальное блюдо.

Фото: © Илья Вартанян из фотопроекта «Сны об Армении»

О винных традициях

В советское время были ниши: в Грузии – вино, в Армении – коньяк. Во время застолий в армянских семьях водку предлагали мужчинам, а коньяк – женщинам. А вино иногда только привозили в подарок, скажем, из Карабаха. Может быть, его пили те, кто его изготавливал, но я сомневаюсь, что в то время у армян были такие бокалы (Илья крутит в руке Zalto. – Прим. ред.). Мода на вино началась совсем недавно, когда люди путешествовали, посмотрели, как это происходит в других странах, со знанием дела занялись виноделием. Мне ужасно интересно наблюдать за тем, как сейчас в стране возникает совершенно новая винная культура. Улица Сарьяна, где я раньше жил в Ереване, сейчас усеяна винными барами. Больше всего мне нравится бывать в In Vino (Мартироса Сарьяна, 6), самом первом из открывшихся на ней. Здесь всегда много молодой публики, все очень любят вино и по-настоящему интересуются им.

О городе с новой историей

Ереван – модернистский проект. В 20-х годах в город просто позвали молодых архитекторов и художников, прогрессивную армянскую творческую интеллигенцию, и сказали: «Ребята, а давайте-ка сделайте крутой город!» И они стали его делать. Так выросли здания из розового туфа, появился свой кинематограф, современная литература. Это был потрясающий пик творческого подъема. Поэтому, когда о Ереване рассказывают как о старинном городе, я спорю – вся эта история с древностями к нему не имеет никакого отношения. И сегодня в Армении, на мой взгляд, нужно давать возможность выстреливать всему авангардному, актуальному и смелому.

Фото: © Илья Вартанян из фотопроекта «Сны об Армении»

О джазе

Считается, что все армяне любят джаз. Вот вино – новая история, а про армян и джаз все уже сказано. Еще в 60-х мы как-то «застолбили» его за собой, и так остается до сих пор. Но вот в чем дело: у людей джаз часто ассоциируется только с классикой. Как-то раз я с друзьями гулял по Москве, с нами в компании еще был мой друг Араик Акопян, арт-директор «Клуба Алексея Козлова» (в 2019 году «Клуб Алексея Козлова» в Москве был признан порталом AllAboutJazz лучшим джаз-клубом мира. – Прим. ред.). И вот к нам присоединился вдохновленный общей атмосферой вечера незнакомый парень. Мы поехали продолжать ко мне домой, а у меня вся стена – в дисках. Тот парень долго на эту стену смотрел, а потом вдруг по-армянски говорит: «Джаз ты, значит, не очень любишь?» Мы с Араиком переглянулись, потому что все, что он видел, было джазом. После этого, чтобы ни у кого не было сомнений, я купил диски Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга и добавил их в коллекцию.

Об иммигрантах

Сейчас мы наблюдаем очередную волну иммиграции в Ереване. Приезжают армяне из разных стран, и не только армяне. Некоторые мои друзья говорят: «Эти креативные молодые люди нас задвинут». А я так не считаю. У Армении есть потрясающий потенциал во всем – в искусстве, виноделии, гастрономии, но в последние годы люди как будто не видели смысла все это развивать. Теперь же в Ереване много потребителей из разных стран, и местных это куражит, они начинают что-то делать, придумывать, открывают рестораны, магазины, клубы. Они стараются удивить и порадовать знающую публику, которая принимает их гостеприимство с благодарностью. У Армении сегодня есть шанс для культурного прорыва, причем не стимулированного извне, а уже давно назревшего внутри.

Фото: © Илья Вартанян из фотопроекта «Сны об Армении»

Фото: © Илья Вартанян из фотопроекта «Сны об Армении»

Дегустация

С Ильей Вартаняном мы попробовали стильный квартет из вин разного цвета. Добрый судья похвалил каждое, но с собой унес недопитую бутылку белого. Мы почти услышали, как где-то в Тавуше благодарно прошелестели листьями лозы лалвари.

NOA Areni Rose 2018 Вайоц-Дзор

Черный арени растет высоко в горах, и виноградники NOA расположены на высоте 1000 м над уровнем моря. Для современного виноделия арени очень подходит: из него получаются ягодные, не слишком терпкие, округлые, свежие и очень гастрономичные вина.

«Цвет этого вина похож на цвет охристых скал Вайоц-Дзора. Свежее, легкое, с нотами розы или сирени, а также садовых ягод. Очень ароматное вино на каждый день».

NOA Areni Red 2017 Вайоц-Дзор

Ягоды арени крупные, кожица плотная, но танинов в винограде не так много, поэтому при насыщенной ароматике вино из него получается мягким, похожим на бургундские пино нуары. Для этого вина применена тщательная селекция плодов и годовая выдержка во французском дубе.

«Как правило, я пью белые вина, но не раз бывал в деревне Арени, и мне там часто наливали местное красное вино – узнал этот вкус. Чувствуется перец, но при этом оно мягкое, свежее. Можно сразу открывать и пить».

1Collage Shablon.jpg

Слева направо: NOA Areni Rose 2018; NOA Areni Red 2017

Agos 2017 Вайоц-Дзор

Agos – уникальное хозяйство, принадлежащее проживающей в Бургундии этнической армянке Мари Сираносян. Работу с арени из Вайоц-Дзора она доверила своему другу, французскому виноделу Дамьену Гашо, и не прогадала: теперь это вино знают в ресторанах со звездами Michelin по всему миру.

«У этого вина аромат более плотный и сладкий, чем у NOA, и древесных нот больше. Я почувствовал спелые ягоды, сухофрукты, специи, перец. Даже интересно купить такую бутылку и забыть про нее на какое-то время – наверняка вино через какое-то время станет еще интереснее».

TUS Reserve White 2017 Тавуш
Выбор Ильи

Автохтонный сорт лалвари, из которого сделано вино, растет только в северном регионе Тавуш. Виноградники TUS, треть которых занимают старые лозы, расположены в деревне Кохб, почти на границе с Грузией. Вино выдержано в дубовых бочках 16 месяцев.

«Отличное вино, понравилось больше всего. Очень ароматное, в нем сразу чувствуются белые цветы, ромашка. Оно не простое, как может показаться сначала: спустя время появляются более густые, сладкие медовые и ванильные ноты. Обычно я ничего вином не запиваю – так для меня теряется и вкус вина, и вкус еды. И это вино я бы точно не стал сочетать ни с одним блюдом, а наслаждался бы только им».

2Collage Shablon.jpg

Слева направо: Agos 2017; TUS Reserve White 2017

Фото на обложке: © Илья Вартанян для фотопроекта «Сны об Армении».

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News 148.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email