SWN
Почему вина Армении на пике интереса
ГлавнаяСтатьиЛюдиМненияПочему вина Армении на пике интереса

Почему вина Армении на пике интереса

Эксперты винного рынка рассказывают, как развивались их отношения с армянскими винами и почему теперь каждому стоит присмотреться к ним, а также дают советы виноделам.

Почему вина Армении на пике интереса

Роман Сосновский

Лучший сомелье России 2017 (РАС), пятое место на чемпионате сомелье Европы (ASI)


С винами Армении я впервые познакомился более 10 лет назад, еще когда работал кавистом. Тогда одним из первых появилось вино от «Шато Воскеваз». Я пробовал что-то базовое из их линейки – было неплохо, но не более того. Потом с какой-то оказией подруга из Армении передала бутылку уже чего-то хорошего, не помню производителя, но это был стопроцентный арени, и вот тогда впервые я сказал себе: «Оу, а ведь весьма неплохо».

ТОП100

Понятно, что по одному образцу судить о сорте весьма недальновидно, но то ощущение я запомнил хорошо: шелковистая, почти бургундская текстура и при этом бодрые, но очень хорошо интегрированные танины. Потом это ощущение я еще много раз буду вспоминать, пробуя вина из арени.

На постсоветском пространстве из всех винодельческих стран Армения для меня стоит на первом месте. И в целом меня восхищает то, как за столь короткий период времени армянским виноделам удалось выбрать правильное направление развития своего стиля, задать и придерживаться высокого стандарта качества, да и вообще изменить наше представление о самой стране, ведь еще каких-то 15 лет назад никаких ассоциаций, кроме коньяка, Армения в плане алкоголя не вызывала. Уникальность прежде всего в терруаре и автохтонных сортах. Спрос на диковинку и самобытность в винном мире огромный, и этот тренд будет сохраняться еще очень долго.

Фото: © Семен Кузьмин

Фото: © Семен Кузьмин

Радует разнообразие стилей, радует правильный баланс между европейским качеством и самобытностью, а ведь это то, что очень сложно соблюсти. Мне кажется безусловным плюсом армянского виноделия и то, что оно честно перед самим собой и не страдает какими-то многовековыми комплексами или не находится в заложниках неочевидных традиций. Ну вот взять те же карасы – виноделы честно говорят: «Да, у нас эта технология была утрачена, мы фактически заново для себя исследуем такой стиль вина и используем новые знания с умом». Это прекрасно.

Из всех продегустированных мною за несколько последних лет вин Армении не было ни одного провала. Были варианты ровные и ни о чем, но провальных, дефектных или просто плохих не было. То есть я как потребитель, покупая бутылку армянского вина, знаю, что с вероятностью 90% не буду разочарован, а это дорогого стоит.

Если говорить о региональных предпочтениях, то вряд ли я буду оригинален – это Вайоц-Дзор. Вина этого региона представлены у нас лучше всего на рынке, да и в целом виноделен там больше. Для сомелье этот регион крайне интересный: вулканические почвы, большая высота над уровнем моря, старые корнесобственные лозы благодаря отсутствию филлоксеры, множество стилей того же арени, также другие сорта: воскеат, хатун харджи.

В России вина Армении пользуются сейчас повышенным интересом, ряд виноторговых компаний работает с ними, и весьма активно, так что представленность их в карте ресторанов – вопрос времени. Это вина, которые могут стать вполне реальной заменой некоторым категориям. С чем можно сравнить тот же арени по стилю? – Пино нуар, нерелло маскалезе, неббиоло, блауфранкиш, гренаш. Вариантов и стилей много, сомелье знакомятся с этими винами все чаще, узнают больше и главное – хотят и готовы экспериментировать. Тут, конечно, вопрос еще и в другом: а готов ли производитель Армении к растущему спросу? Все же страна небольшая, и виноделен пока не такое огромное количество. Так что и здесь есть куда расти. Из пожеланий – сохранять старые лозы, исследовать микротерруары, не бояться экспериментировать – и думаю, что вина этой прекрасной страны нас приятно удивят еще много-много раз.

Алан Бигати

Ресторатор и сомелье Bigati Bar

 

В Армении я в первый раз побывал в октябре 2021 года. Это была поездка с виноторговой компанией, и в тот момент я еще не распробовал то огромное количество разнообразных вин, как сейчас, но уже тогда отметил, что это достаточно интересно, самобытно и ни на что не похоже. Самое главное, что я тогда отметил для себя, – это то, что Армении повезло: она имеет титульный автохтон арени, органолептика которого максимально близка людям, продвинутым в вине. Достаточно легкое тело, свежесть и бодрая кислотность – из этого сорта можно делать элегантные вина, в чем-то похожие на пино нуар или неббиоло.

На всем постсоветском пространстве нет ни одного такого сорта, из которого можно сделать похожие вина. Ни гарнача, ни пино нуар, ни неббиоло на наших просторах не показывают те великолепие и элегантность, которые арени демонстрирует у себя дома. Среди моих фаворитов – Krya Sev Areni 2019, Meyron Red Areni 2020, Chesar Areni 2020. Чисто, сочно, тонко – красивый арени без пошлого дуба.

Плюс мы имеем максимально дружелюбное, гостеприимное население – армяне нас любят так, как никто другой. У них прекрасная кухня, красивая природа – к тому же путешествие обойдется недорого. Это все сподвигло к тому, что я влюбился в Армению, стал часто там бывать – попробовал большинство вин, которые делаются в стране. Мое первичное впечатление подтвердилось: они умеют делать максимально красивые вина, арени ждет прекрасное будущее. Представленность армянских вин в HoReCa будет только увеличиваться – виноторговые компании стали активно смотреть в сторону Армении с конца февраля этого года. Они и раньше интересовались армянскими винами, но рынок у нас был пресыщен. Сейчас дистрибьюторы в процессе переговоров или уже готовятся к поставкам.

Фото: © Семен Кузьмин

Фото: © Krya

Но есть у армянского виноделия и некоторые минусы. Например, виноделы в большинстве своем пока не очень хорошо умеют интегрировать дуб – вина резервные у них получаются слишком задубленными, ванильными, чувствуется влияние человека. А вот эксперименты с карасом очень интересны. Карас – это такая вещь, которая дополнительно оксидирует вино, но в то же время не дает тона ванили, как бочка. Я пробовал вина, выдержанные в карасе, – они интересны тем, что выглядят чуть более взрослыми, чем они есть на самом деле, но там чистый сорт и ничего больше. Наверное, вина из него действительно имеют будущее – арени в карасе может показать всю свою красоту.

Еще одна проблема – в Армении пока не определились с сортом, который смог бы давать свежие, классные белые вина. Пока в основном делают из кангуна и воскеата, но они быстро набирают алкоголь, имеют невысокую кислотность, поэтому вина иногда получаются тяжелыми. Практически все белые армянские вина такие. У Simple не так давно появилось вино Tus из сорта лалвари – он имеет высокую кислотность, и из него получается неплохое вино. Но поиск новых белых сортов надо продолжать. Также им пока не очень даются игристые вина – они далеки от идеала, это даже не российские игристые. Но, уверен, они научатся, и все будет хорошо. Перспективы у рынка огромные.

Карина Саркисова

Сомелье ресторана «Ноев ковчег»

 

На вина Армении я обратила внимание в 2008 году, когда впервые оказалась в гостях в одном из винных хозяйств, – но тогда меня больше интересовало развитие эногастрономии и туризма в стране. Так было до 2014 года, когда однажды Артур Георгиевич Саркисян угостил меня армянским вином со словами: «Просто попробуй». С тех пор я с трепетом изучаю, постоянно удивляюсь, радуюсь и горжусь тем, как стремительно развивается виноделие в Армении. Оно покоряет самую искушенную публику во всем мире, занимает призовые места на различных винных конкурсах. И это только начало, потенциал огромный – работы очень много.

Армянский виноград может давать очень интересные вина в широкой гамме стилей. Важно ориентироваться на самого производителя, метод производства, сортовые особенности. По уровню потребления красные вина составляют 60%, белые 40%, и если раньше сами армяне внутри страны больше пили вина из международных сортов, то последние пять лет активно растет интерес к вину из аутентичных сортов.

В стране более 12 тыс. га виноградников, выращенных на собственных корнях. Еще 30 лет назад Армения была свободна от филлоксеры – она появилась недавно и распространилась локально, в регионах с повышенной влажностью Тавуш и Арцах. В Армении более 200 эндемичных сортов, которые изучают в питомниках. Там до сих пор есть плодоносящие лозы, возраст которых от 100 лет, и они в очень хорошем состоянии. Армения – один из старейших очагов культуры виноделия на планете. Этот факт подтверждает винодельческий комплекс возрастом 6100 лет, обнаруженный в пещере Арени на юге страны.

Пещера Арени. Фото: © Семен Кузьмин

Старые лозы Вайоц-Дзора. Фото: © Семен Кузьмин

Качественное современное виноделие в стране относительно молодо, оно прекрасно сочетает привлечение новейших технологий и использование древних методов производства. Виноделы постоянно учатся новому, помогают друг другу – все это рождает уникальные, непохожие друг на друга вина. К тому же это отличное соотношение цены и качества, а в некоторых случаях качество значительно выше и не уступает известным винным домам мира. Вина Армении представлены в разных ресторанах со звездами Michelin по всему миру, теперь и в России. Они активно экспортируются за рубеж. Но гости, придя в ресторан армянской кухни, все еще с осторожностью относятся к локальным винам – что уж говорить о ресторанах европейской кухни? Но на самом деле разнообразие вин Армении настолько велико, что может удовлетворить любой вкус. Буквально недавно в Армении появились петнат, натуральный айсвайн, вина по методу амароне, оранжевые вина.

Стране надо продолжать исследование аутентичных сортов и, конечно, привести в порядок отраслевое законодательство, создать официальную классификацию.

Сергей Аксеновский

Бренд-шеф-сомелье ресторанной группы Maison Dellos

 

С армянскими винами я и моя команда сомелье знакомы давно. Мы регулярно проводим дегустации и встречаемся с собственниками хозяйств, виноделами. При всем том, что активный интерес к армянскому виноделию со стороны гостя пока не наблюдается. Что уж говорить – и к русскому вину особого интереса нет. Но уже сейчас в России представлено немало армянских вин, и все производители достойные. Учитывая, что мы работаем с ассортиментом вин для HoReCa, у меня не было печального опыта дегустации.

В целом в Армении все сейчас благоволит развитию виноделия – идут финансовые вливания, в стране более или менее стабильная экономическая ситуация. Там есть уникальные аутентичные сорта, старые лозы, традиции. Чего стоят только флагманские сорта арени нуар и воскеат. Невольно напрашивается аналогия с пино нуаром и шардоне. Их потенциал огромный, и эти сорта уже стали визитной карточкой виноделия Армении.

Они хороши и в относительно молодых винах, но те выдержанные армянские вина, что мне доводилось пробовать, действительно интересны. Конечно, хочется больше вин старых винтажей на российском рынке. С выдержкой цветочные тона воскеата трансформируются в медовые тона, в засахаренные белые косточковые, выжженное солнцем разнотравье. Арени нуар уходит в заизюмленный и лакричный профиль. Пример – Voskeni Old Vines 130 Reserve 2017. На мой взгляд, Армении необходимо максимально сохранять аутентику региона.

Фото: © Семен Кузьмин

Фото: © Семен Кузьмин

Не вижу смысла смешивать международные сорта с местными. У автохтонных армянских сортов свой уникальный профиль, и он заслуживает роли первой скрипки. Также виноделам стоит не перебарщивать с дубом. Они еще не наигрались с бочками – идет процесс формирования стиля армянских вин. Грамотно интегрированный дуб способен округлить вино, придать ему комплексность, но чрезмерный makeup может лишить вино сочности и фруктовости в ароматике. Ресторан работает с готовыми винами – мы можем подождать несколько месяцев, это нормально, но не более.

Такие тонкие сорта, как арени, очень восприимчивы к дубу. К тому же виноделы используют кавказский дуб – у него есть потенциал, но он мало изучен. Сейчас же выдержанные в нем вина дают сладкие кофейно-шоколадные тона, которые зачастую мешают восприятию, особенно когда вино еще молодое, тревожное – дубу нужно время для интеграции. Но, как я уже сказал, ресторан не может ждать.

Дмитрий Мережко

Креативный директор Издательства Simple Wine News, преподаватель Школы вина «Энотрия»

 

Однажды, лет шесть-семь назад, у меня была встреча в тогда только что открытом ресторане Maritozzo. Когда мы поинтересовались вином, выяснилось, что еще нет никакого, кроме армянского. Название производителя – Zorah – мне, понятно, ни о чем не говорило, но вино поразило отличным балансом, текстурой, европейским лоском и при этом – самобытностью.

Через некоторое время я столкнулся с Арменией уже на дегустации амфорных вин, и снова несколько представленных образцов красных и белых оказались очень запоминающимися. Хотя, что есть что (Карас – это бренд или амфора? Воскеат и Воскеваз – это сорта или винодельни?), еще не было интуитивно понятно.

Все расставила на свои места первая поездка в 2018 году, когда наяву удалось увидеть и познакомиться с лучшими представителями виноделия этой страны, почувствовать силу места и дух истории.

Фото: © Семен Кузьмин

Фото: © Семен Кузьмин

Армения обладает уникальным набором факторов, которые способны сделать страну настоящей звездой виноделия. Речь о глубочайшей истории с обоснованной заявкой на звание родины виноделия. Там по-настоящему аборигенная подборка сортов, непохожих ни на международные, ни на другие кавказские сорта (арени, ахтанак, хатун, воскеат, хндогни, а также кроссы типа кармраюта и кангуна), причем обладающих характеристиками, позволяющими получать вина в востребованных стилях.

В Армении особая культура виноделия – своеобразное использование карасов, особый характер вин. Высокогорье, бесфиллоксерные зоны, резкая континентальность – все это создает уникальный терруар. Важную роль также играет армянская диаспора – реиммигранты из стран с устоявшейся винодельческой культурой воспроизводят лучшие практики мирового виноделия сообразно местным условиям.

Но несмотря на это армянские вина в России представлены недостаточно – они заслуживают гораздо большего внимания. Несколько сортов обязательно должно быть в ресторанных картах. Кроме того, на рынке есть вина в возрасте, которые демонстрируют отличное развитие.

Говоря о дальнейшем развитии виноделия в Армении, я думаю, что нужно идти по пути выделения контролируемых зон (типа «Вайоц-Дзор АОС»), сохранения старых лоз (вплоть до классификации, как в Бароссе), развивать производство карасов и делать больше вин в них. Розовые вина и игристые из арени также не до конца раскрытая тема. Ну и важно привлекать больше таких добровольных амбассадоров, как Алан Бигати или ваш покорный слуга, которые по-настоящему полюбили и разглядели армянские вина.

Фото на обложке: © Семен Кузьмин.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News 148.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email