My default image
Рубен Варданян: «Я глокал: горжусь тем, что армянин, но мои взгляды – глобальные»
ГлавнаяЛюдиИнтервьюРубен Варданян: «Я глокал: горжусь тем, что армянин, но мои взгляды – глобальные»

Рубен Варданян: «Я глокал: горжусь тем, что армянин, но мои взгляды – глобальные»

Кажется, в Армении нет ни одной сферы общественной жизни, которая осталась бы без внимания социального предпринимателя Рубена Варданяна. Вместе с партнерами он восстанавливает культурные и исторические памятники, причем не только армянские, проводит гуманитарные программы, повышает экологическую грамотность населения, выводит образование на мировой уровень и инвестирует в местное виноделие. О знаменитом колледже в Дилижане, своих местах силы и любимых армянских автохтонах он рассказал SWN.

Рубен Карленович, вы родом из Еревана. Расскажите, как город для вас изменился со времен вашего детства?

В детстве ты вообще иначе воспринимаешь город, он кажется больше, и все видится значимее. Но Ереван на самом деле сильно изменился. Блокада, война за независимость… Много чего здесь происходило, и это неизбежно отразилось на нем. Сейчас появилось много новых зданий, ресторанов, гостиниц, торговых центров – это современный, динамичный город. В начале XX века здесь проживало 30 тыс. человек, а сейчас – больше миллиона. При этом мультикультурным я его назвать не могу. Скорее это мультиармянский город, ведь армяне из Еревана, Сирии, Греции или России, которые живут здесь, не похожи друг на друга. Ереван сильно отличается от остальной Армении, ведь современная столица – это довольно молодой город, он формировался только последние 100 лет. Городом, который отражает колорит страны и оставляет ощущение традиционного армянского города XVIII-XIX веков, я бы назвал Гюмри.

levon-vardanyan-phYeAlPwHrg-unsplash.jpg

Фото: © Levon Vardanyan/Unsplash

А есть такое место в Армении, которое вы считаете своим местом силы?

Таких мест несколько. Конечно, это Татев, где есть важное для меня как для армянина сочетание суровых гор и древнего каменного монастыря. Это и мультикультурный Дилижан, более мягкий по своему облику. Лично для меня Татев символизирует мужское начало, а Дилижан – женское. Еще на юге Армении, почти на границе с Ираном, есть город Мегри, где мне тоже нравится бывать. Один армянский дедушка переехал туда из Петербурга 12 лет назад и разбил на пустыре около реки Аракс удивительный гранатово-инжирный сад. Однажды мы туда заезжали и подружились с ним, а недавно я приезжал в этот сад вместе с сыном, и мы два дня жили на берегу в палатках. Арцах – одно из важнейших для меня мест, там я набираюсь энергии.

89381188_1339967912858963_637328612210507776_n.jpg

Фото: © TaTever

Вы себя называете социальным предпринимателем. Что вы вкладываете в это определение?

Мне кажется, мы живем в мире, где не только прибыль имеет значение, но и то, какое воздействие ты оказываешь на социальную среду. Социальный предприниматель находит проекты, которые успешны и вместе с тем полезны для общества. Я всегда старался выбирать именно такие, хотя эффекта от них обычно требуется ждать дольше, примерно 20-25 лет. Социальные изменения требуют времени.

Какие проекты для вас сейчас в приоритете?

Их очень много. Но скажу так: сегодня для меня большое значение имеет целостное развитие Армении. Для того, чтобы людям хотелось жить здесь, в стране должна быть не только интересная работа, но и безопасная среда, насыщенная культурная и социальная жизнь, хорошее медицинское обслуживание и возможности для образования детей. Вот поэтому мы пытаемся воздействовать комплексно. У нас с партнерами есть 12 платформ, каждая из которых охватывает различные проекты в какой-либо сфере: образование, экология, туризм, здравоохранение, благотворительность.

UWC Dilijan1.jpg

Фото: © UWC Dilijan

Не ошибусь, если скажу, что ваш самый известный образовательный проект – школа-пансион UWC Dilijan. Почему вы выбрали для строительства колледжа именно Армению, а, например, не Россию?

Мои корни, конечно, сыграли роль, но было и много других факторов. Обычно кампусы UWC появляются для того, чтобы дети разной этнической и религиозной принадлежности могли получать образование в безопасной и мультикультурной среде. Армения – единственная страна в мире, которая находится на стыке четырех цивилизаций: шиитской, суннитской, православной и европейской. Дилижанская школа и на момент ее открытия, и до сих пор, несмотря на революцию, пандемию и войну в Арцахе, остается единственным местом, куда родители из стран всего региона – Ирана, Ирака, Турции, Грузии, а также из других конфликтующих стран – Израиля и Палестины, Украины и России – готовы отправить своих детей. Мы готовы принимать детей и из Азербайджана и надеемся, что это когда-нибудь произойдет. Летом в кампусе UWC Dilijan мы организуем летний лагерь с уникальными авторскими образовательными программами. Каждый год сюда приезжают дети из разных стран, и среди них есть много ребят из армянской диаспоры.

240647157_4118586958256482_277787857920374927_n.jpg

Фото: © UWC Dilijan

Вы выступаете за международное, глобальное образование. А важно ли для вас, чтобы ваши дети говорили на армянском языке, сохранили связь со своей локальной культурой?

Это важная тема. Я считаю, что сегодня лучше быть «глокалом». Есть люди, которые мыслят локальной категорией: я армянин, поэтому говорю только на армянском и живу в Армении. Есть космополиты, которые видят себя гражданами мира. А вот я глокал: горжусь тем, что армянин, но мои взгляды – глобальные. 

Мои дети такие же: они мыслят масштабами мира, хотя каждый из них знаком с армянской культурой. Старший сын немало времени провел в Армении, служил в армянской армии добровольцем. Старшая дочь работала волонтером. Оба освоили армянский и продолжают его совершенствовать. Младшие еще ищут себя, и я даю им такую возможность. Считаю, что к пониманию родины нельзя прийти через принуждение, это должно произойти само собой. Я просто показываю им Армению, рассказываю ее историю, и мы вместе гордимся ею.

Сейчас в Армению приезжает много иностранцев и армян из других стран. Причем зачастую это интеллектуальная миграция: например, из России в Ереван едут профессионалы из IT-сферы. Как, на ваш взгляд, повлияют на Армению эти события?

Армения в будущем действительно может стать очень интересной зоной технологического и креативного развития. Если нам удастся сделать так, чтобы прибывшие специалисты здесь обосновались надолго, сохраняя при этом связь с родиной, – это будет наше большое преимущество. Конечно, нужно приложить немало усилий: работать над образовательными, медицинскими, креативно-технологическими, финансовыми проектами. Думаю, сейчас у страны есть возможность стать мостом между разными цивилизациями и культурами: арабской, русской, европейской.

У вас десятки социальных проектов, а вино сегодня – важная часть армянской культуры. Вы не думали про инвестиции в виноделие?

Думал и уже инвестировал. Вместе с друзьями из разных стран – не только армянами, но и немецкими и американскими бизнесменами – мы создали бренд Koor. Лидер этого мультинационального проекта – Эрик Айрапетян (финансовый аналитик и организатор многих проектов в Армении. – Прим. ред.). История началась в 2014 году, когда мы отправились на гору Арарат. Мы обсуждали, как было бы здорово сделать свой клубный винный проект: не просто выгодный, но и социальный, способный стать еще одним драйвером развития Армении. Мечтали, как будем встречаться на сборе урожая. И вот в 2016 году закупили виноград карабахского сорта хндогни, а в 2018-м выпустили на рынок первые вина. С нашим вином работает известный армянский винодел Ваге Кеушгерян, который тоже был с нами на Арарате. Я с удовольствием пью и белые, и красные вина Koor. Мне нравится сочетание хндогни с арени. Да и в целом сейчас в Армении производят много прекрасного вина.

Фото: © Koor Wines

Фото: © Koor Wines

Была ли у вас в семье культура потребления вина, как, например, в Грузии?

Мой отец, как и многие армяне его поколения, больше любил коньяк. А вот мама как раз из Тбилиси, так что в юности я пил много грузинского вина. Люблю насыщенные вина. Например, Dominio de Pingus – великолепное вино. Мне нравятся классические вина Старого Света, но я с удовольствием пью и демократичные новозеландские белые, и австралийские красные.

А важна ли для вас винная посуда и винные ритуалы – правильные бокалы, декантеры?

С уважением отношусь к винной культуре и, конечно, пользуюсь хорошим стеклом – это важно. При этом, знаете, я не делаю из этого культа. Помню, в юности покупал в Грузии простое столовое вино за рубль десять, и оно было самым лучшим. Я и из рога пил на грузинской свадьбе. Вы же знаете, что в рог по традиции выливают целую бутылку, и выпить нужно все – рог ведь не поставишь на стол.

0X8A5969.jpg

Фото: © Семен Кузьмин

Выпили?

Ну конечно, выпил. Оно было белым.

Значит, союз будет счастливым!

Дай бог, это хорошая пара. Представьте: полуармянка-полуеврейка выходила замуж за осетина в Грузии. (Смеется.) Было очень красиво!

Любимые блюда армянской кухни Рубена Варданяна

  • Гарни ярах: заполненные фаршем половинки баклажана; в переводе «гарни ярах» означает «раскрытый живот».
  • Кюфта: старинное блюдо армянской кухни, рецепты которого встречаются в древних поваренных книгах. Это большие мясные шарики из отбитого мяса (говядины или телятины), которые варятся в воде и подаются со сливочным или растопленным маслом.
  • Женгялов хац: лепешка с начинкой из дикорастущих армянских трав, число которых может доходить до 15.
  • Спас: кисломолочный суп на основе мацони, который многие также считают отличным средством от похмелья.
  • Коркот: одно из культовых блюд арцахской кухни; эту пшеничную кашу варят с добавлением жирного мяса и поливают маслом с обжаренным луком.
    0X8A4764.jpg

    Фото: © Семен Кузьмин

Где пробовать современную армянскую кухню

Мы спросили Рубена Варданяна, в каких ресторанах Армении блюда традиционной кухни успешно переводят на язык современной гастрономии. В ответ получили ценные рекомендации.

Dolmama

Ереван, Пушкина, 10
Дилижан, Саят-Новы, 6

Один из самых популярных ресторанов армянской столицы, где национальные блюда готовят и подают в оригинальной, подчас неожиданной манере. Если не доберетесь до Еревана или Дилижана в ближайшее время, он есть и в Москве по адресу Романов пер., 2/6, стр. 13.

Arm Food Lab

Дилижан, Мясникяна, 155

Основательница студии экспериментальной армянской кухни Ани Арутюнян – историк искусства. Может быть, поэтому каждое блюдо здесь – чистый арт! В своем творчестве повара опираются на древние рецепты Армении и Нагорного Карабаха, но редактируют их, как художники-модернисты.

«Цахкунк»

Село Цахкунк, 6-я улица

Село Цахкунк, где находится этот модный ресторан, расположено в часе езды от Еревана. Шефу Сусанне Гукасян поют оды не только армянские, но и заграничные гости. Например, гостивший в Армении сооснователь Noma Мэдс Рефслунд и лайфстайл-редактор Forbes Энн Эйбел, которая внесла заведение в личный список 10 любимых ресторанов 2021 года. Особенно журналистка оценила суп калагош с чечевицей.

Фото: © Tsaghkunk Restaurant & Glkhatun

Фото: © Tsaghkunk Restaurant & Glkhatun

5 проектов Рубена Варданяна и партнеров

Важных для Армении и армянской диаспоры проектов у Рубена Варданяна не пять и даже не пятьдесят пять, а намного больше. Вот некоторые из них.

Кампус United World Colleges (UWC) в Дилижане

Колледж UWC Dilijan стал совместным проектом Рубена Варданяна и его жены Вероники Зонабенд. В школе образование мирового уровня получают старшеклассники разной этнической принадлежности из порядка 80 государств и работают учителя из 15 стран.

Реверсивная канатная дорога «Крылья Татева»

Самая длинная в мире канатная дорога маятникового типа (это закреплено в «Книге рекордов Гиннесса») проходит на высоте 320 метров и соединяет деревню Алидзор и Татевский монастырь IX века. Полет над ущельем составляет около 15 минут.

21083713_736864066502687_5723044306073532281_o.jpg

Фото: © TaTever

Гуманитарная инициатива «Аврора»

Филантропический проект Вартана Грегоряна, Нубара Афеяна и Рубена Варданяна был создан от имени выживших во время геноцида армян в знак благодарности их спасителям. Премию «Аврора» вручают благотворителям и активистам, которые продолжают бороться за жизни людей, пострадавших от войн, преследований и гуманитарных катастроф. Лауреат премии «Аврора» получает $1 млн и, передавая эстафету добра, жертвует средства благотворительным организациям из разных стран.

Международная школа лидерства «Матена»

В 2021 году в Армении запущен масштабный проект в сфере образования – Международная школа лидерства и профессионального развития «Матена». Миссия школы – помогать тем, кто стремится к совершенству и росту в своих областях. Профессоры и эксперты школы – ведущие профессионалы мирового уровня с многолетним опытом руководства и преподавания.

Фонд туризма и урбанистики (TUF)

Не один проект, а целая платформа объединяет инициативы по комплексному развитию пяти туристических направлений Армении: Татев – Горис, Дилижан – Севан, Гюмри – Ани, Степанакерт – Шуши и Ереван – Эчмиадзин. Специально для этого создана компания Go2Armenia. Развитию служит не только туризм, но и сохранение идентичности регионов за счет возрождения и популяризации традиционных для них рабочих профессий. Программа «Лучший мастер Армении» ищет и поощряет варпетов (то есть Мастеров с большой буквы) по всей стране.

Фото на обложке: © из личного архива Рубена Варданяна.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News 148.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email