Глобальная диджитализация
Онлайн-продажи вина неплохо шли и до пандемии, однако именно локдауны, запершие миллионы людей по домам, способствовали невероятному росту сегмента. Особенно преуспели компании, которые могли обеспечить молниеносную доставку.
Как никогда стали востребованы и онлайн-дегустации. Помимо непосредственно виноделен, проводивших такие мероприятия для своих клиентов, в игру вступили и другие участники рынка. Огромным успехом пользовались вебинары лондонского винного клуба 67 Pall Mall, позволившие не только британцам, но и всем жителям ЕС прикоснуться к великим винам в компании известных экспертов. Интересно, что впоследствии идея с вебинарами переросла в создание полноценного винного телевидения. Онлайн-дегустации стали популярным способом проведения корпоративных вечеринок, позволившим компаниям не терять персональные связи с сотрудниками, работающими удаленно.
Еще один инновационный диджитал-проект – Vivant, основанный американским инвестором Майклом Баумом, – начал предлагать так называемые experiences, виртуальные путешествия в винные регионы, сопровождаемые специально подобранным сетом вин. Предыдущие успехи Баума в Кремниевой долине не заставляют сомневаться в качестве, продуманности и успешности проекта дистанционного винного туризма.
Новая этика
Движение Black Lives Matter и скандалы вокруг американского подразделения Court of Master Sommeliers сказались на всем винном сообществе. Никогда раньше так много не говорили о равенстве, разнообразии и инклюзивности. Многие организации учредили гранты для винных специалистов, принадлежащих к расовым и национальным меньшинствам. Выбранные профессиональным жюри кандидаты получили возможность обучаться по программам Master of Wine, Master Sommelier и Wine Scholar.
Никогда так сплоченно не чувствовали себя женщины в вине. Женские объединения начали появляться как грибы после дождя. Так, например, Women of the Vine and Spirits в 2021 году выдало более 50 стипендий женщинам из алкогольной индустрии, желающим продолжать свое образование и развиваться в профессии. Основными донорами таких организаций обычно выступают крупные винные и алкогольные компании, для которых подобные пожертвования – неотъемлемая часть корпоративной культуры и способ создания привлекательного имиджа.
Слово экспертам
Роберт Джозеф
Британский винный эксперт, главный редактор Meininger’s Wine Business International
Говоря о тенденциях в вине или в чем-либо еще, нужно быть осторожным. Открытие нескольких веганских ресторанов в Лондоне или Москве не означает, что миллионы британцев или русских, живущих вне этих городов, тоже отказываются от мяса. Таким образом, благодаря всего 10% вегетарианцев мы замечаем растущее число веганских значков на этикетках вин.
Ковид неизбежно заставил всех более чутко относиться к своему здоровью, и самые сознательные из нас также стали обращать больше внимания на органические этикетки и маркетинг от тех, кто продает «чистые» и «натуральные» вина. Это пока крошечные сегменты рынка, но они, безусловно, создают вокруг себя много шума.
Многие люди, которым пришлось из-за ковида пожить в полной изоляции, были обеспокоены возросшим потреблением алкоголя. Выпить чуть больше нормы довольно просто. Такие потребители находят интересными малые форматы – как бутылки, так и алюминиевые банки, а также слабо- и безалкогольные вина.
Проблемы с цепочкой поставок, кажется, не слишком сильно повлияли на потребителей в плане выбора. Они обычно с радостью переключаются с одного бренда на другой. Тем не менее повышение цен, вызванное проблемами с поставками, и растущая стоимость почти всего, от удобрений до бутылок, сыграют свою роль. Как и неурожай в большей части Европы. Перейдут ли потребители на альтернативы из Южной Америки и Австралии с привлекательными ценами? Или они будут играть на повышение, покупая меньше, но лучшего качества?
Саймон Вулф
Британский журналист и винный эксперт, автор книг Amber Revolution и Foot Trodden: Portugal and the Wines that Time Forgot
Здесь, в Амстердаме, где я живу, продажи вина в сегменте on-trade вышли на небывалый даже до пандемии уровень. Все, с кем я общался, сообщают, что сейчас клиенты готовы тратить на вино больше. Мало того, что люди действительно скучали по ресторанам во время изоляции, но теперь они и правда придают большее значение хорошему вину. Тем не менее локдауны в том или ином ключе в мире продолжаются, так что это еще не конец.
Другим интересным явлением за последние полтора года стало открытие множества новых независимых виноторговцев. В Амстердаме было открыто не менее шести новых винных магазинов, почти все из них полностью или в основном ориентированы на натуральное вино. Винный сектор low intervention стал здесь активным не только в ресторанах и винных барах, но и в розничной торговле. Эту моду подпитывают молодые люди, предпочитающие пить вина, которые немного свежее и легче, чем фавориты Паркера.
Джулия Скаво
Финалист конкурса «Лучший сомелье Европы» 2013 и 2017 годов, Лучший сомелье Румынии 2018, победитель конкурса Master of Port 2017
Ковид оказал серьезное влияние на всю винную индустрию из-за закрытия ресторанного бизнеса в большинстве стран мира. Однако люди научились новым способам потребления и не перестали покупать вино, а стали наслаждаться им дома. Рестораны, особенно в Европе и Северной Америке, быстро адаптировались, предлагая индивидуальные услуги на вынос. Благодаря росту объемов розничной торговли потребление вина в целом увеличилось, поскольку в обстановке тотального локдауна вино начало привлекать новых потребителей, стремящихся открыть для себя новые продукты.
В нынешних условиях, когда вакцинация в большинстве стран Европы идет активными темпами, винодельческая отрасль может выйти на новый виток развития. Off-trade, возможно, не сможет сохранить прошлогодние темпы продаж, но и не вернется к допандемийному уровню. А возвращающаяся к жизни ресторанная сцена только добавит картине динамики.
К сожалению, 2021 год выдался на редкость неудачным, особенно в традиционных странах, таких как Франция, где статистические данные говорят о снижении производства на 27% из-за весенних заморозков, ливневых бурь, хмурого лета с проливными дождями и беспрецедентной атаки милдью. При общемировом падении на 4% по сравнению с 2020 годом производство вина никогда не было так близко к мировому потреблению на фоне значительного увеличения спроса в 2021 году. Учитывая проблемы с Брекситом, нестабильной экономической ситуацией в Китае и по-прежнему сохраняющейся в мире угрозой ковида, глобальная торговля может столкнуться с реальными трудностями, последствия которых станут более заметными в следующем году.
Эндрю Джеффорд
Британский писатель и винный критик, колумнист журнала Decanter
Ковид подчеркнул важность вина как источника утешения и удовольствия в те моменты, когда мы не можем общаться вживую. Теперь, когда общества открываются, его роль как важного элемента гастрономического опыта возвращается на первый план. Однако оба сценария показали нам, насколько глубоко вино укоренилось в западных культурах. Виноделие – вершина сельского хозяйства благодаря тому вниманию и интересу, которые оно к себе привлекает, и множество проблем, обусловленных глобальным потеплением, начинают вызывать тревогу. Нет ничего более опасного, чем сочетание мягкой зимы, ведущей к раннему распусканию почек, и весенних заморозков. Именно это привело к значительным потерям урожая в 2021 году, так же, как и в 2016-м и 2017-м. Ожидайте еще более высоких цен.
Повышенное внимание к углеродному следу всех продаваемых товаров также означает, что 400-летняя связь между вином и стеклянными бутылками, возможно, подходит к концу. Мы не можем продолжать использовать песок, расплавленный при 1700 °C, для перемещения тяжелых жидкостей из одного конца света в другой.
Фото на обложке: © Penfolds.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №145.