Уходящий год в мире вина
Уходящий год в мире вина

Уходящий год в мире вина

Уходящий год в мире вина

Главные тренды на глобальном рынке описала и экспертов об итогах 2021 года опросила Валерия Тенисон.

Sustainability все

За время пандемии, как отмечают опросы, выросло осознание потребителями происходящих в мире климатических изменений. 2021-й стал очередным годом разрушительных пожаров и наводнений, поздних заморозков, проливных дождей и других сюрпризов природы. В необходимость снижения влияния человека на окружающую среду поверили, кажется, даже самые упертые отрицатели глобального изменения климата. Запрос на природосообразное производство затронул и такую «чистую», на первый взгляд, индустрию, как виноделие. Потребители начали интересоваться не только методом работы на виноградниках, но и углеродным следом винодельни, количеством расходуемой воды, источником потребляемой энергии, цепочкой доставки и весом упаковки. Продвинутые винолюбы сегодня легко могут объяснить разницу между органикой и биодинамикой и требуют от производителя большего – тотальной прозрачности.

Еще одной важной повесткой 2021 года стало этичное отношение не только к природе, но и к сотрудникам. Стимулом для активного обсуждения этого вопроса стала вскрывшаяся в 2020 году история с производителем натуральных вин из Пульи Валентиной Пассалакуа. Ее обвинили в причастности к использованию труда нелегальных иммигрантов из Восточной Европы. И, хотя процесс касался только овощных ферм ее отца, имя Валентины оказалось настолько запятнанным, что многие импортеры расторгли с ней контракты. Пассалакуа в итоге была признана непричастной к преступлениям, но осадок остался. Сегодня потребители хотят знать, сколько платят работникам винодельни, используют ли там труд животных и поддерживают ли местное комьюнити.

 

Фото: © California Wine Institute

ЗОЖ

По данным Wine Intelligence, мировое потребление без- и слабоалкогольных напитков в 2020 году выросло на 32,7%. Пока одни массово закупали алкоголь, боясь дефицита, другие внимательно разглядывали этикетки и изучали состав продукта. Внимание покупателей все больше стали привлекать вина c естественно низким содержанием алкоголя. В США в моду вошел запрещенный в ЕС пикет (piquette), винный напиток, сделанный путем повторного сбраживания оставшейся после производства вина мезги. Пикет всегда в Европе считался «крестьянским вином»: в то время как основное вино шло на продажу, этот побочный продукт оставляли для собственного потребления. Низкоалкогольный и освежающий, он восстанавливал силы, не вызывая опьянения. И вправду, все новое – это хорошо забытое старое.

В 2020 году яростную дискуссию в винном мире вызвало «чистое» вино от Кэмерон Диаз. Профессиональную общественность возмутил агрессивный маркетинг бренда Avaline, позиционирующего себя как натуральный, терруарный продукт без добавок, в то же время не разглашающиего информацию ни о конкретном месте происхождения винограда, ни о составе вина. Скандал разразился прежде всего из-за известности актрисы. Фразы pure, clean, better for you уже использовались и другими компаниями для продвижения своих вполне стандартных вин. На помощь возмущенным критикам пришли законодатели, которые наконец-то, после нескольких лет сложных переговоров, утвердили на уровне Европейского союза обязанность производителей указывать состав и энергетическую ценность вина на этикетке. Последнему нововведению, вероятно, больше всех порадовались адепты кето- и других подобных диет. За них даже вступилась Дженсис Робинсон, опубликовавшая статью, в которой автор активно критиковала виноделов за игнорирование потребностей таких потребителей.

Эксперты отмечают, что на поле низкоалкогольных и безалкогольных напитков вино борется с пивом, сидром, хард-зельцерами и другими инновативными продуктами. Пока получается это довольно неумело: не многие производители готовы радикально сменить риторику и оторваться от корней, терруаров и букетов.

 

Фото: © Alexander Shustov/Unsplash

Новая упаковка

Стекло по-прежнему самая распространенная упаковка для вина. Однако бутылка бутылке рознь. В феврале 2021 года Дженсис Робинсон начала крестовый поход против слишком тяжелых винных бутылок. Сама критик и члены ее команды теперь взвешивают каждый образец перед дегустацией и отмечают бутылки, которые значительно легче или тяжелее стандартных. Действительно, хотя некоторые потребители все еще считают массивные бутылки признаком качества вина, большинство уже понимает, что транспортировка лишних 200-300, а то и 500 граммов наносит колоссальный урон окружающей среде без какой-либо практической необходимости.

На пятки стеклу наступают альтернативные форматы. В продвинутой Швеции, например, уже на протяжении многих лет значительная часть вин продается в bag-in-box, а за время пандемии такая упаковка набрала популярность и в других странах мира. Люди вынуждены были покупать вино с запасом, и трех- и пятилитровые «коробки» пришлись как нельзя кстати.

Не менее востребованными стали и так называемые convenience (с англ. «удобство») – форматы: жестяные банки объемом в один бокал. Эксперты отмечают, что поколение Z намного меньше скованно узами традиций и более открыто воспринимает инновационную упаковку даже для классических вин.

Ведутся разработки и в производстве бумажных бутылок, пригодных для переработки или уже сделанных из переработанного сырья. Так, компания Frugalpac представила на рынок бутылку на 94% произведенную из переработанного картона. Утверждается, что ее углеродный след почти в шесть раз меньше, чем у стандартной стеклянной винной бутылки.

Фото: © Vindemia Winery/Unsplash

Альтернативная упаковка пока остается уделом недорогих вин, предназначенных для быстрого потребления, однако вполне возможно, что, стремясь завоевать молодую аудиторию, ее начнут использовать и премиальные бренды.

Фото: © Inter Rhone

Фото: © Inter Rhone

Глобальная диджитализация

Онлайн-продажи вина неплохо шли и до пандемии, однако именно локдауны, запершие миллионы людей по домам, способствовали невероятному росту сегмента. Особенно преуспели компании, которые могли обеспечить молниеносную доставку.

Как никогда стали востребованы и онлайн-дегустации. Помимо непосредственно виноделен, проводивших такие мероприятия для своих клиентов, в игру вступили и другие участники рынка.  Огромным успехом пользовались вебинары лондонского винного клуба 67 Pall Mall, позволившие не только британцам, но и всем жителям ЕС прикоснуться к великим винам в компании известных экспертов. Интересно, что впоследствии идея с вебинарами переросла в создание полноценного винного телевидения. Онлайн-дегустации стали популярным способом проведения корпоративных вечеринок, позволившим компаниям не терять персональные связи с сотрудниками, работающими удаленно.

Еще один инновационный диджитал-проект – Vivant, основанный американским инвестором Майклом Баумом, – начал предлагать так называемые experiences, виртуальные путешествия в винные регионы, сопровождаемые специально подобранным сетом вин. Предыдущие успехи Баума в Кремниевой долине не заставляют сомневаться в качестве, продуманности и успешности проекта дистанционного винного туризма.

165484802_1392462124451884_8236774099166057793_n.jpg

Фото: © Vivant

Новая этика

Движение Black Lives Matter и скандалы вокруг американского подразделения Court of Master Sommeliers сказались на всем винном сообществе. Никогда раньше так много не говорили о равенстве, разнообразии и инклюзивности. Многие организации учредили гранты для винных специалистов, принадлежащих к расовым и национальным меньшинствам. Выбранные профессиональным жюри кандидаты получили возможность обучаться по программам Master of Wine, Master Sommelier и Wine Scholar.

Никогда так сплоченно не чувствовали себя женщины в вине. Женские объединения начали появляться как грибы после дождя. Так, например, Women of the Vine and Spirits в 2021 году выдало более 50 стипендий женщинам из алкогольной индустрии, желающим продолжать свое образование и развиваться в профессии. Основными донорами таких организаций обычно выступают крупные винные и алкогольные компании, для которых подобные пожертвования – неотъемлемая часть корпоративной культуры и способ создания привлекательного имиджа.

Слово экспертам

Роберт Джозеф

Британский винный эксперт, главный редактор Meininger’s Wine Business International

Говоря о тенденциях в вине или в чем-либо еще, нужно быть осторожным. Открытие нескольких веганских ресторанов в Лондоне или Москве не означает, что миллионы британцев или русских, живущих вне этих городов, тоже отказываются от мяса. Таким образом, благодаря всего 10% вегетарианцев мы замечаем растущее число веганских значков на этикетках вин.

Ковид неизбежно заставил всех более чутко относиться к своему здоровью, и самые сознательные из нас также стали обращать больше внимания на органические этикетки и маркетинг от тех, кто продает «чистые» и «натуральные» вина. Это пока крошечные сегменты рынка, но они, безусловно, создают вокруг себя много шума.

Многие люди, которым пришлось из-за ковида пожить в полной изоляции, были обеспокоены возросшим потреблением алкоголя. Выпить чуть больше нормы довольно просто. Такие потребители находят интересными малые форматы – как бутылки, так и алюминиевые банки, а также слабо- и безалкогольные вина.

Проблемы с цепочкой поставок, кажется, не слишком сильно повлияли на потребителей в плане выбора. Они обычно с радостью переключаются с одного бренда на другой. Тем не менее повышение цен, вызванное проблемами с поставками, и растущая стоимость почти всего, от удобрений до бутылок, сыграют свою роль. Как и неурожай в большей части Европы. Перейдут ли потребители на альтернативы из Южной Америки и Австралии с привлекательными ценами? Или они будут играть на повышение, покупая меньше, но лучшего качества?

Саймон Вулф

Британский журналист и винный эксперт, автор книг Amber Revolution и Foot Trodden: Portugal and the Wines that Time Forgot

Здесь, в Амстердаме, где я живу, продажи вина в сегменте on-trade вышли на небывалый даже до пандемии уровень. Все, с кем я общался, сообщают, что сейчас клиенты готовы тратить на вино больше. Мало того, что люди действительно скучали по ресторанам во время изоляции, но теперь они и правда придают большее значение хорошему вину. Тем не менее локдауны в том или ином ключе в мире продолжаются, так что это еще не конец.

Другим интересным явлением за последние полтора года стало открытие множества новых независимых виноторговцев. В Амстердаме было открыто не менее шести новых винных магазинов, почти все из них полностью или в основном ориентированы на натуральное вино. Винный сектор low intervention стал здесь активным не только в ресторанах и винных барах, но и в розничной торговле. Эту моду подпитывают молодые люди, предпочитающие пить вина, которые немного свежее и легче, чем фавориты Паркера.

Джулия Скаво

Финалист конкурса «Лучший сомелье Европы» 2013 и 2017 годов, Лучший сомелье Румынии 2018, победитель конкурса Master of Port 2017

Ковид оказал серьезное влияние на всю винную индустрию из-за закрытия ресторанного бизнеса в большинстве стран мира. Однако люди научились новым способам потребления и не перестали покупать вино, а стали наслаждаться им дома. Рестораны, особенно в Европе и Северной Америке, быстро адаптировались, предлагая индивидуальные услуги на вынос. Благодаря росту объемов розничной торговли потребление вина в целом увеличилось, поскольку в обстановке тотального локдауна вино начало привлекать новых потребителей, стремящихся открыть для себя новые продукты.

В нынешних условиях, когда вакцинация в большинстве стран Европы идет активными темпами, винодельческая отрасль может выйти на новый виток развития. Off-trade, возможно, не сможет сохранить прошлогодние темпы продаж, но и не вернется к допандемийному уровню. А возвращающаяся к жизни ресторанная сцена только добавит картине динамики.

К сожалению, 2021 год выдался на редкость неудачным, особенно в традиционных странах, таких как Франция, где статистические данные говорят о снижении производства на 27% из-за весенних заморозков, ливневых бурь, хмурого лета с проливными дождями и беспрецедентной атаки милдью. При общемировом падении на 4% по сравнению с 2020 годом производство вина никогда не было так близко к мировому потреблению на фоне значительного увеличения спроса в 2021 году. Учитывая проблемы с Брекситом, нестабильной экономической ситуацией в Китае и по-прежнему сохраняющейся в мире угрозой ковида, глобальная торговля может столкнуться с реальными трудностями, последствия которых станут более заметными в следующем году.

Эндрю Джеффорд

Британский писатель и винный критик, колумнист журнала Decanter

Ковид подчеркнул важность вина как источника утешения и удовольствия в те моменты, когда мы не можем общаться вживую. Теперь, когда общества открываются, его роль как важного элемента гастрономического опыта возвращается на первый план. Однако оба сценария показали нам, насколько глубоко вино укоренилось в западных культурах. Виноделие – вершина сельского хозяйства благодаря тому вниманию и интересу, которые оно к себе привлекает, и множество проблем, обусловленных глобальным потеплением, начинают вызывать тревогу. Нет ничего более опасного, чем сочетание мягкой зимы, ведущей к раннему распусканию почек, и весенних заморозков. Именно это привело к значительным потерям урожая в 2021 году, так же, как и в 2016-м и 2017-м. Ожидайте еще более высоких цен.

Повышенное внимание к углеродному следу всех продаваемых товаров также означает, что 400-летняя связь между вином и стеклянными бутылками, возможно, подходит к концу. Мы не можем продолжать использовать песок, расплавленный при 1700 °C, для перемещения тяжелых жидкостей из одного конца света в другой.

Фото на обложке: © Penfolds.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №145.

Статьи по теме:
  • Валерия Тенисон

    Автор

  • 27 декабря 2021

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также