Из википедии:
Шампанское Cristal, торговая марка шампанского производителя Louis Roederer, является примером эффекта Веблена – его высокая цена придает вину образ исключительности.
Эффект Веблена – демонстративное потребление, которое возникает при потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой.
Cristal и цари
В 1876 году шампанский дом Louis Roederer получил заказ от российского императора Александра II на создание особого кюве в хрустальных бутылках с гладким дном – считается, что для того, чтобы в дно не подложили взрывчатку, ведь покушения на царя-реформатора множились (и его таки взорвали в 1881, но не с помощью шампанского).
В 1908 году в Реймсе на рю Савуа получили пакет из Петербурга от канцелярии Министерства императорского двора: «Настоящим удостоверяется, что императорским указом от 12 апреля 1908 года Леон Орли Родерер именуется поставщиком Его Императорского Величества с правом наносить на этикетки малый герб Империи с указанием своего статуса». Так на этикетках Roederer появился двуглавый орел с коронами. Орел этот и ныне красуется на бутылках Cristal. История Cristal общеизвестна, поэтому герой новеллы и шутит про свои аристократические русские корни и троюродного дядю и окончательно превращает все в пранк фразочкой «родственник Распутина» – о простонародном его происхождении знают все, смотревшие «Анастасию».
Фото: © Louis Roederer
Rules
Когда главный герой говорит шоферу: «Ричард, гони в «Рулс», он имеет в виду ресторан, который почти официально носит звание самого старого в Лондоне. Томас Рул открыл Rules в начале XIX века, и он быстро прославился благодаря хитовому набору из устриц, портера и пирогов, и полюбившей его модной публике: устрицами здесь угощались все лондонские денди, а писатели от Диккенса до Грэма Грина обожали помещать сюда действие своих романов. Потомки Томаса продали ресторан перед войной, но Rules все еще остается семейным рестораном с традиционным британским меню.
Фото: © архив SWN
Бутылка вина на столе
Когда герои подходят к своему столику, на нем уже стоят бутылка вина и бокалы: так иногда сервируют столы в ресторанах, в которых неплохое не очень дорогое вино входит в так называемый «куверт», то есть базовую сервировку стола для всех гостей. Если гости заказывают что-то другое, первую бутылку и бокалы убирают, что мы и видим.
Икра и шампанское
Черная икра и шампанское – лучшая иллюстрация роскошного ужина и, по общему мнению, сочетание, освященное веками аристократических кутежей.
В действительности еще в начале XX века большинство шампанских вин были чувствительно сладкими, и подавали их с икрой по тому же принципу, что и сотерн с рокфором: соединяя сладкий и соленый вкусы. Сегодня шампанское почти всегда брют, и вкусовой профиль пары получается прекрасным, но совсем другим, так что нет причин чувствовать себя легкомысленным графом прошлых веков. Поиграть в прошлое не выйдет и потому, что сегодня почти вся икра – разводная: очень похожа на «дикую», но все-таки немного отличается в интенсивности вкуса. Разводят икру повсеместно, крупнейшая компания расположена (сюрприз!) в Китае.
Икру обычно подают небольшими порциями по 20-50 граммов, но можно, как герои, заказать пять порций сразу. В Лондоне это будет стоить около 500 фунтов.
Фото: © архив SWN
Louis Roederer Cristal 1982
В кадре герои пьют очень редкий магнум Cristal 1982 года, которого нет даже в коллекции Hélène Darroze at The Connaught – трехзвездочного ресторана с одной из крупнейших коллекций шампанского и в Англии, и в мире, вертикалями почти всех престижных кюве, в том числе и Cristal, и внушительной подборкой магнумов. Поэтому довольно сложно предположить, сколько оно могло бы стоить в карте ресторана. Теоретически цена такого магнума в ресторане должна быть заметно выше £3000.
Кстати, открывают бутылку в фильме не совсем правильно: мэтр от потрясения ситуацией снимает мюзле с пробки, хотя обычно ее вынимают вместе с ним.
Фото: © архив SWN
Текущие миллезимы
Louis Roederer Cristal 2013
60% пино нуар, 40% шардоне
32% вина винифицировалось
Выдержка: в дубе
Дозаж: 8 г/л
Зрелый классический миллезим очень «медленного» года: лозы начали цвести только в июле. Прохладная весна и хорошее лето дали ягодам возможность плавно созреть, а вину – сохранить свежесть. Характерная для классических миллезимов Cristal кислотность обещает ему очень долгую жизнь, хотя вино абсолютно готово к употреблению и сейчас. В аромате чувствуются слива мирабель, нектарин, апельсиновые цукаты и фундук. Полнотелый вкус раскрывается тонкой игрой пузырьков и минеральными обертонами.
Louis Roederer Cristal 2012
60% пино нуар, 40% шардоне
32% вина винифицировалось
Выдержка: в дубе
Дозаж: 7,5 г/л
Год был сложным, урожай – низким, зато вина получились очень концентрированными и с огромным потенциалом развития. Богатое, яркое и аристократичное шампанское с ароматами лимонной цедры, цукатов, цветочной пыльцы, фундука и ванили, которые сменяют ноты бриоши. Сфокусированный сильный вкус с шелковистой текстурой делает это шампанское очень гастрономичным.
Слева направо: Louis Roederer Cristal 2013; Louis Roederer Cristal 2012
Фото на обложке: © архив SWN.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №140.